Урок-путешествие "Умножение и деление на 2, 20, 200" (с применением технологии УДЕ).
план-конспект урока (математика, 2 класс) на тему

Калиниченко Ольга Викторовна

Урок - путешествие с применением технологии УДЕ (укрупнения дидактических единиц). Увлекательный "поход" в горы под песни В.Высоцкого научит детей умножать и делить на 2, 20, 200.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 15

муниципального образования Люберецкий муниципальный район

Урок математики

( урок-путешествие

с применением технологии УДЕ)

во 2 классе

Выполнила учитель начальных классов

Калиниченко О.В.

Люберцы

2012

Тема: Умножение и деление на 2, 20, 200.

Цели:

1) познакомить с таблицей умножения и деления на 20, 200;

2) закрепить знание таблиц умножения и деления на 2, 3;

3) закрепить умение решать задачи изученных видов;

4) развивать логическое мышление, математическую речь, коммуникативные способности;

5) развивать познавательный интерес к математике.

Оборудование:

1) ноутбук;

2) интерактивная доска.

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):

1) презентация, выполненная в программе Smart Notebook;

2) отрывок из кинофильма «Вертикаль» (видеоклип к песне «Вершина» в исполнении В.Высоцкого);

3) карточки с названиями команд: альпинисты,  скалолазы;

4) 16 карточек - с примерами на умножение и деление на 2, 20, 200  (I,  II, III, IV, V, VI столбики) для каждого ученика.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в путь –

Чудеса посмотреть.            (слайд 1)

- А куда же отправимся мы сегодня на уроке математики?

Об этом вы узнаете, посмотрев видеоклип.

(щёлкнуть по скрепке к 1 слайду !)

(показ отрывка из кинофильма «Вертикаль», звучит песня «Вершина» в исполнении В.Высоцкого)

- Мы отправимся в горы покорять трудные вершины – вершины математики. А сможете ли вы стать покорителями высоты,  зависит  только от вас: от вашего умения решать задачи и знания таблицы умножения и деления на 2, 3.

- А как называются спортсмены, умеющие покорять самые неприступные горы? (альпинисты)

- А как альпинистам легче справиться с трудностями, поодиночке или  в группе, в связке? (слайд 2)

-Мы тоже разобьёмся на 2 группы: альпинисты и скалолазы.

II. Устный счёт.

- Перед восхождением необходимо собрать снаряжение: (слайд 3) одежду, страховочное оборудование, ледоруб, палатку, рюкзак. Взять в путь эти нужные вещи смогут те, кто справится с заданиями.

1) Заполните цепочку примеров.

(слайды 4 и 5, двухстраничный режим!)

У доски будут работать 2 команды. Все участники по одному, по очереди, выходят и записывают ответ вычисления в окошке.

+53                           х 4

        +140                                                       + 37

0

150

-30                                                                           + 54

                                                               

                                                                                     

-304                                                                               - 6        

             Х 2                                                                             + 45

             

                + 72                                                                            - 116

               

                                 - 77                                                                                 : 2              

                           

                                   Х 1                                                                                  х 3

- Итак, проверим команду скалолазов. У них получилось число 21.

(слайд 6)

А знаете ли вы, что это максимальное количество восхождений на Эверест, совершенных одним человеком. Этот рекордсмен – знаменитый альпинист из Непала Апо Шерп. Последнее  восхождение на вершину 51-летний экстремал совершил в мае 2011 года.

 Рассмотрите иллюстрацию. Это Эверест (или Джомолунгма) - самая высокая гора в мире. Её высота составляет 8848м.

- Теперь проверим команду альпинистов. У них получилось число 13. Именно столько лет было самому молодому на сегодняшний день покорителю Эвереста. В прошлом году этот рекорд установил юный калифорниец Джордан Ромеро.

   Это не первое его подобное достижение – в 9 лет он взошел на Килиманджаро. (слайд 7)  

Килиманджаро - спящий вулкан, высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). Рассмотрите его на фотографии.

Итак, у наших команд есть тёплая, удобная одежда. (слайд 3)  

2) - Следующее задание – решить геометрические задачи.

( Первую задачу у интерактивной доски решает 1 участник от первой команды;

вторую – 1 участник второй команды. Остальные учащиеся работают в тетрадях.)

 (текст задачи – на интерактивной доске, правильные решения спрятаны за ширмой)

(слайд 8)  

Чтобы установить палатку на каменной площадке квадратной формы, альпинистам нужно рассчитать её периметр.  Длина стороны площадки - 3 метра.

- Перечитайте задачу, решите её.

- Проверим решение (учитель открывает ширму).

- Составьте обратную задачу.

(При проверке обратной задачи стираю ластиком нижнее пространство доски за ширмой.)

- Теперь у команд есть страховочное оборудование и ледоруб, рюкзак, палатка . (слайд 3)  

- Снаряжение готово. В путь!

III. Формулирование темы урока.

- Рассмотрите карту нашего маршрута. (слайд 9)  

- Чему мы будем учиться? (умножать и делить на 2, 20, 200)

- Что же нас ждёт впереди, к чему должны прийти к концу урока?

(должны взойти на Пик Успеха)

- Справившись с очередным заданием, каждая команда будет подниматься выше и выше, стремясь к заветной вершине. По традиции взятую высоту команды будут отмечать флажком.

IV. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

 «Открытие» нового.

1. Умножение на 2, 20, 200.

- Рассмотрите примеры I столбика:   (слайд 10)  

(примеры I столбика записаны на карточках для каждого ученика и на интерактивной доске)  

7 . 2   =         

4 .       = 8

     . 2  = 10

        

- Что общего?

- Вставьте в «окошки» пропущенные числа.

- Проверьте себя по доске. Кто выполнил всё правильно, поднимите руку? (учитель ластиком проводит по окошкам, появляются ответы)

(Примеры II, III столбиков записаны на карточках для каждой группы и на интерактивной доске.)

- Рассмотрите примеры II столбика. Что общего?

7 . 20  = 140

4 . 20  =        

5 . 20 =

- Рассмотрите примеры III столбика. Что общего?

7 . 200  = 1400

4 . 200  =        

5 . 200 =

- Нужно ли изучать новую таблицу умножения или можно воспользоваться изученной таблицей умножения на 2?

- Кто догадался, как нужно рассуждать при вычислениях во II столбике? В III столбике?

- Выполните вычисления, заполнив «окошки»  во II и III столбиках. Обсудите ответы в группе.

- Выполним проверку.

Первая группа, назовите ответы II столбика.

Вторая группа, назовите ответы III столбика.

(учитель ластиком проводит по окошкам, появляются ответы)

- Подведём итоги первого «подъёма». С первым испытанием обе команды справились. (слайд 9)  

(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на первой строчке)

2. Деление на 2, 20, 200.

- Какое действие обратно умножению?

- Выполним проверку решённых примеров, используя обратное действие – деление. (слайд 10)  

(примеры с окошками IV, V, VI столбиков записаны на карточках для каждого ученика и на интерактивной доске)

 

       :   2  =                  

       :   2  =  

       :   2  =          

       : 20  =               - Что общего?

       :  20 =

       : 20 =         

       : 200  =              - Что общего?

       :  200 =

       : 200 =         

- Выполняя деление на 20, 200, нужно ли изучать новую таблицу деления или можно воспользоваться изученной таблицей деления на 2?

- Кто догадался, как нужно рассуждать при вычислениях в V и VI столбиках?

(В круглых числах у делимого и делителя отбрасываем одинаковое количество нулей и выполняем обычное табличное деление.)

- Подведём итоги второго «подъёма». Со вторым испытанием обе команды так же справились. (слайд 9)  

(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на второй строчке)

V. Физкультминутка.

- Пора сделать привал и отдохнуть. (слайд 11)  

Вместе на гору идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк,
(наклоны)
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Правую руку отводим вправо, левую – влево.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.) 

Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
(Дети садятся.) 

VI. Решение составных задач изученных видов.

1) Решение прямой задачи.

- Но горы полны опасностей. Вы получаете сигнал с просьбой о помощи. Команде соперников нужна помощь. А мы товарищей в беде не бросаем. Решите задачу: (слайд 12)  

Альпинисты в поход собирают провиант. 6 альпинистов берут с собой по 2 упаковки чёрного чая, а один альпинист – 5 упаковок зелёного чая. Сколько всего упаковок берут в горы альпинисты?

Выйдите к доске по одному участнику от каждой команды, и вместе, посоветовавшись, выберете из предложенных вариантов решения нужное выражение. Вам помогут числа, выписанные мною из задачи и граф-схема:

2, 6, 5,                        2            6

6 : 2+ 5 = 8 (упак.)

                                                 ?      

6 . 2 + 5 = 17 (упак.)

                                                                               

                                                             5

2 . 6 + 5 = 17 (упак.)

                                                                           

 2) Решение первой обратной задачи.

- Нужно составить и решить обратные задачи.

- Альпинисты  и  скалолазы, составьте первую обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 13)  

( 2 человека выходят к доске)

2,  6,  5,                        

2   , 6, 5, 17                2            6

(17 – 5) : 6 = 2 (упак.)

                                                 ?      

17 -  5 : 6 = 2  (упак.)

                                                                               

                                                             5

17 + 5 + 6 = 28 (упак.)

                                   17                                                        

                                                                             

(Пусть первое число будет неизвестным. Получается задача:

Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. У одного из них 5 упаковок зелёного чая, а остальные упаковки чёрного чая - у 6 альпинистов, поровну у каждого. По сколько упаковок чёрного чая было у каждого альпиниста?)

3) Решение второй обратной задачи.

- Альпинисты  и  скалолазы, составьте вторую обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 14)  

( 2 человека выходят к доске)

2,    6,     5,                        

2   , 6,     5,    17         2            6

(17 – 2) : 5 = 3 (альп.)

2,    6    ,  5,   17                       ?      

(17 – 5) : 2 = 6  (альп.)

                                                                               

                                                             5

  (17 – 5) : 2 = 6  (упак.)

                                   17                                                        

                                                                             

(Пусть второе число будет неизвестным. Получается задача:

Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. У одного из них 5 упаковок зелёного чая, а остальные упаковки чёрного чая раздали другим альпинистам, по 2 упаковки  каждому. Сколько альпинистов взяли чёрный  чай?)

4) Решение третьей обратной задачи.

- Альпинисты  и  скалолазы, составьте третью обратную задачу и выберете правильное решение. (слайд 15)  

( 2 человека выходят к доске)

2,    6,     5,                        

2   , 6,     5,    17         2            6

17 – 2 . 6 = 5  (альп.)

2,    6    ,  5,   17                       ?      

2 . 6 – 17 = 5 (упак.)

                                                                               

2,    6,     5,    17                                     5                    5

17 – 2 . 6 = 5 (упак.)

                                   17                                                        

                                                                             

(Пусть третье число будет неизвестным. Получается задача:

Альпинисты взяли в поход 17 упаковок чая. Из них чёрный чай взяли 6 альпинистов по 2 упаковки каждый, а остальной зелёный чай нёс один альпинист. Сколько упаковок зелёного чая взял альпинист?)

- Третье испытание пройдено.

(на интерактивной доске открываются ячейки с флажками на третьей строчке)

VII. Итог.

- Обе команды достигли Пика Успеха.

Отдыхая после трудного путешествия под треск костра, завыванье ветра и душевную песню в кругу друзей, давайте подведём итоги. (слайд 16)  (звучит песня В.Высотского «В суету городов …»)

- Чему вы научились на уроке?

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное". УМК "Школа России" с применением технологии раскрепощённого развития детей

Урок русского языка с применением здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного...

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...

Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.

Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....

Технологическая карта урока математики: «Деление на 2», разработанная с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

Технологическая карта урока математики (с презентацией) для 2 класса по УМК "Перспектива" "Деление на 2", с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникатиных, групповых техно...

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных технологий 21 века

открытый урок русского языка "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных ...

Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)

В статье рассматриваются возможности  использования  опорных схем, как  оригинальный  вид наглядности, играющий  существенную роль в обучении....