Математика.УМК "Гармония" 4 класс Тема: "Величины"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Пушкина Екатерина Владимировна

Открытый урок по математике УМК "Гармония" 4 класс Тема: Величины. Закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_velichiny.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике 4 класс Каменской СОШ №1  25 января 2012 год

Тема: Величины

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о величинах, показать их значение, взаимосвязь.
  2. Учить пользоваться схемами-опорами, применять задания на развитие психических процессов: памяти, мышления.
  3. Учить ребят применять физкультминутки на релаксацию, массаж, дыхательную гимнастику.
  4. Расширять кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени.
  5. Воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование:

  1. схема-опора,
  2. нитки,
  3. шкатулка,
  4. шифр.
  5. карточки с заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

(Дыхательная гимнастика)

Эмоциональный настрой

– Сегодня у нас необычный урок-сюрприз. А что за сюрприз, мыс узнаем в конце урока.

– Сегодня мы будем повторять величины, и проследим их взаимосвязь.

«Как много на свете
                                                Нужных вещей.
                                                О них мы узнать
                                                Спешим поскорей.
                                                Сейчас величины
                                                Мы все повторим,
                                                Задания выполним, 
                                                Всё закрепим».

I узелок.

– У каждого на парте нитки для того, чтобы вы завязывали в течение урока «узелки на память». В конце посчитаем, что получится.

– Раньше узелки завязывали богатые люди, когда кому-то что-то давали в долг.

– Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть).

II. Устный счет

– Итак, решив примеры, мы сейчас отгадаем зашифрованное слово (величины).

II узелок

120 : 10 = 12 Л

50 • 3 = 150 Ч

40 • 4 = 160 И

700 : 10 =70 И

35 • 100 = 3500 Ы

716 • 0 = 0 В

295 : 295 = 1 Е

340 : 1 = 340 Н

– Расположи ответы в порядке их возрастания.

– Какое слово получилось?

– Какие мы знаем величины?

– Повторим по схеме: (открываю постепенно)

– А теперь соотношения величин вспомним … (таблицы 3)

– Молодцы!

III узелок

III. Закрепление

– Сейчас задание на доске записаны числа в два ряда:

IV узелок

 7050, 43000 м, 4 кв.м, 600 дм, 78 м

25 кв.м, 43 км, 40000 кв.см, 60 м, 2500 кв.дм,  

- Прочитайте числа.

- Какое число лишнее? (7050 т.к. это не величина)

-Какие задания вы могли бы предложить?

(Разделить на две группы: единицы длины и единицы площади)

- Составьте из этих чисел равенства. (дети составляют равенства)

43000 м = 43 км

600 дм = 6 м

4 кв.м =400 кв.см

25 кв.м = 2500 кв.дм

-Какое число осталось без пары? (78 м)

Молодцы!

Физкультминутка (под музыку, релаксация)

– Итак, работаем дальше.

Внимание – шкатулка. А в ней сюрприз.

– Что такое сюрприз? (Неожиданный подарок)

V узелок

история

(достаю это слово)

– Вспомните исторические сведения о возникновении всех изученных величин…..

– Раньше, в XV веке массу измеряли фунтами, пудами, а длину локтями.

– В XI веке – длину измеряли ярдами, а для определения времени пользовались песочными часами.

– В XVI веке – длину измеряли аршинами

– Хорошо, молодцы! Завязываем узелок.

VI узелок

– Что ещё в шкатулке? (Вагончик)  

  СЛОВАРНОЕ СЛОВО – ВАГОН

- Догадайтесь, как вагончик связан с величинами? (его путь измеряется единицами длины - километрами)

- На вагончике есть задача. Решим ее.

СЛОВАРНОЕ СЛОВО – ПАССАЖИР

“В шести вагонах поезда по 50 пассажиров, а в 10 вагонах по 36 пассажиров.

Сколько всего пассажиров было?”

(Дети решают задачу, сообщая ответ.)

Игра

– А теперь викторина: (тест с выбором ответа)

Вопросы:

  1. Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

 (солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

  1. Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки? (тонна, килограмм, центнер, грамм)
  2. Как называется год, когда в феврале 29 дней?

 (необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

  1. Как в старину называли 3 копейки?

 (трояк, алтын, пятак, грош)

  1. Старинная единица длины примерно 2,5см?

(вершок, дюйм, верста, сажень)

  1. Как раньше называлось воскресенье?

(конец, неделя, семь, середина)

  1. Как раньше называлась наука о числах?

(математика, орфография, арифметика, грамматика)

  1. Как называется наука о фигурах?

(геометрия, география, геология, зоология)

  1. Шутка. Какой месяц самый короткий?

 (май)

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)

VII узелок (РЕЗЕРВ)

-Что еще есть у нас в шкатулке? (яблоко)

СЛОВАРНОЕ СЛОВО - ЯБЛОКО

- Как яблоко может быть связано с величинами?  (вес яблок измеряется единицей веса – килограмм.)

 - Яблоко с заданием. Решим примеры.

938 : 8 =                        238 * 4 =        927 - 792 =        658 + 342 =

984 : 8 =                        304 * 6 =         308 – 195 =        398 + 572 =

876 : 4 =                        529 * 9 =         834 – 691 =        873 +761 =

– Хорошо.

«Подошел к концу урок, 
Прозвенит сейчас звонок
Получили много знаний
Повторили, поиграли…
Поработали на славу
И себя мы показали»

IV. Итог урока

- Вы сегодня очень хорошо поработали, завязали много узелков. Давайте вспомним для чего мы их завязывали. Что каждый из них обозначает? Всё ли на уроке мы выполнили? Всё ли у нас получилось? Что повторяли на уроке?

 (повторяли величины, соотношение между величинами, считали устно, решали задачу, решали примеры, отвечали на вопросы - викторину)

Молодцы! Вы замечательно поработали. В шкатулке есть еще кое –что, это ваши отметки за урок.

 --- получают отметку (из шкатулки «5»)

--- получают отметку (из шкатулки «4»)

 V. Домашнее задание

- В шкатулке еще что-то осталось. Как вы думаете что? (домашнее задание)

Запишите в дневнике, ---

Спасибо за урок. Отдыхайте.

ШИФР

12

150

160

70

3500

0

1

340

Л

Ч

И

И

Ы

В

Е

Н

Вопросы

  1. Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

(солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

  1. Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки?

(тонна, килограмм, центнер, грамм)

  1. Как называется год, когда в феврале 29 дней?

 (необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

  1. Как в старину называли 3 копейки?

             (трояк, алтын, пятак, грош)

  1. Старинная единица длины примерно 2,5см?

             (вершок, дюйм, верста, сажень)

  1. Как раньше называлось воскресенье?

             (конец, неделя, семь, середина)

  1. Как раньше называлась наука о числах?

(математика, орфография, арифметика, грамматика)

  1. Как называется наука о фигурах?

            (геометрия, география, геология, зоология)

  1. Шутка. Какой месяц самый короткий?

  1. Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

(солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

  1. Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки? (тонна, килограмм, центнер, грамм)

  1. Как называется год, когда в феврале 29 дней?

             (необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

  1. Как в старину называли 3 копейки?

             (трояк, алтын, пятак, грош)

  1. Старинная единица длины примерно 2,5см?

             (вершок, дюйм, верста, сажень)

  1. Как раньше называлось воскресенье?

             (конец, неделя, семь, середина)

  1. Как раньше называлась наука о числах?

            (математика, орфография, арифметика, грамматика)

  1. Как называется наука о фигурах?

            (геометрия, география, геология, зоология)

  1. Шутка. Какой месяц самый короткий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Конспект занятия Предметно-практической деятельности и конструирования. Тема: Величина. Определение величины предмета

Конспект урока предметно-практической деятельности и конструирования  по теме  "Величина. Определение величины предмета". Данный конспект урока поможет педагогам работающим с детьми с тяжело...

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"

Конспект урока по математике. 1 класс. Тема " Величины. Объем. Литр"...

Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая...

Урок математики для 4 класса (программа "Школа России") на тему "Величины. Сложение и вычитание величин"

Разработка урока выполнена для обучающихся 4 класса, сопровождается презентацией, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме , сделатьурок  более ярким, наглядным.Цель: научить выполнять уст...

Урок математики 1 класс тема "Величины"

Урок математики 1 класс тема "Величины", учебник Л.Г. Петерсон...

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Масса. Килограмм»

Открытый урок по математике в 1 классе "Величина. масса. Килограмм"....