Главные вкладки

    Урок математики "Письменное сложение многозначных чисел". 4 класс
    методическая разработка по математике (4 класс) по теме

    Лазбенёва Марина Фёдоровна

    Урок изучения нового материала, целью которого является  самостоятельное открытие учащимися приёма письменного сложения многозначных чисел.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Государственное учреждение образования

                             «Средняя школа № 13 г. Орши»

                 

                                                Учитель начальных классов

                                                     Лазбенёва Марина Фёдоровна.

     Цель:         найти приём быстрого (рационального) сложения

                                            многозначных чисел.

    Задачи:     - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                              письменного  сложения многозначных     чисел;

                            - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                               в практической работе;

                            - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                               ситуации (при решении задач);

                            - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                              учащихся;

                            - создать ситуацию рефлексии;

                            - содействовать развития логического мышления, внимания,

                              умения строить высказывания с использованием

                              математической терминологии;

                            - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                              страны, чувства патриотизма.

                                                      Ход урока.

      1. Организационный этап.

             * Готовность к уроку.

             * Приветствие:   - уверенность в силах учеников;

                                          - спокойствие и смелость;

                                          - вдумчивость и рассудительность.

                                      Поезжай за моря – океаны.

                                      Надо всею землёй пролети:

                                      Есть на свете различные страны,

                                      Но такой, как у нас не найти.

                                      Глубоки наши светлые воды,

                                      Широка и привольна земля,

                                      И гремят, не смолкая заводы,

                                      И шумят, расцветая поля…

                                                                                        М. Исаковский.

        - На уроке математики вы узнаете много интересного о нашей стране – Беларуси: статистические и географические сведения, интересные научные факты.

           2. Устный счёт.

      *** Страны – соседи Беларуси.

    Работа в группах:   решить примеры на карточках.   Расположить ответы                                            

                                     в  порядке возрастания. Прочитать, какое слово получилось.

    П

    7000∙2

    О

    5000+13000

    Л

    40000-11000

    Ь

    36000+8000

    Ш

    60000-15000

    А

    90000-31000

    Р

    18000+5000

    О

    100000-75000

    С

    27000+14000

    С

    90000-49000

    И

    24000∙2

    Я

    38000+12000

    Л

    21000-13000

    А

    5000+13000

    Т

    19000+11000

    В

    72000-12000

    И

    45000∙2

    Я

    128000-25000

       

                         

     

    Л

    48000-40000

    И

    100000-7000

    Т

    95000+7000

    В

    100000+3000

    А

    90000+60000

    У

    22000+6000

    К

    13000+17000

    Р

    42000+5000

    А

    50000-2000

    И

    30000∙2

    Н

    100000-30000

    А

    50000+30000

                 

                             

         - Какие слова получились? Что они означают?

             

        - Правильно, это страны – соседи Беларуси. Поместим названия стран на карту, ориентируясь по цветным знакам.

    ***  Города Беларуси.

    1) Чтение и запись многозначных чисел.

         Повторение разрядов и классов.

       

          Записать числа, в которых:

    1) 1 ед. кл. тысяч, 67 ед. кл.единиц;

    2) 9с., 7 д., 4 ед.

    3) 8 ед. 3разряда, 6 ед. 2 разряда, 2 ед. 1 разряда;

    4) 12 сотен, 67 единиц;

    5) 1 тысяча, 19 единиц;

    6) 1 ед. 4 разр., 1 ед. 3 разр., 4 ед. 2 разр., 2 ед. 1 разр.

    7) 1 тысяча, 1 сотня, дес. в 2 раза больше, чем сотен, единиц в 4 раза больше, чем десятков.

                  1067, 974, 862, 1267, 1019, 1142, 1128.

        - Что могут означать эти числа?

        - Это года образования белорусских городов.

                                      1067 г. -  Минск, Орша

                                      974 г.  -   Витебск

                                      862 г.  -   Полоцк

                                      1267 г. -  Могилёв

                                      1019 г.  – Брест

                                      1142 г. -   Гомель

                                      1128 г. -   Гродно.

        - У городов, как и людей, есть возраст. На территории Беларуси есть очень древние города, а есть очень молодые. Как узнать возраст города?

        - Сосчитаем, сколько лет этим городам.

    Коллективно:                                                          1067 =

                                                  2012  -                        974  =

                                                                                     862  =

    Карточки:

    Узнай возраст городов:

     Могилёва   2012 – 1267=

     Бреста         2012 – 1019=

    Узнай возраст городов:

     Гомеля   2012 – 1142 =

     Гродно    2012 – 1128 =

        - Назовите возраст городов.

        Минску – 945 лет              Витебску – 1038 лет                 Полоцку – 1150 лет

        Могилёву – 745 лет          Бресту – 993 года                        Гомелю -  870 лет

        Гродно – 884 года

        - Какой из этих городов самый древний?

        - Почему число 1150 самое большое?

             3. Постановка целей урока.

    * Население Беларуси.

        - На территории Беларуси проживают люди различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, евреи, молдаване…

        - Самый большой по численности населения  - это город Минск. В этом городе проживает 1729000 человек.  Второе место занимает город Гомель – 515000 человек.

                                       

                                                 Карточки с числами – на доске.

        - Сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем?  Сосчитаем устно.

                                                                             1000000

       700000 + 500000 =                                       1200000

                                                                                                                                     -------------------

                                                                              2200000

       20000 + 10000 =                                               30000

                                                                                                                                     -------------------

                                                                              2230000

       5000  +  9000 =                                                  14000

                                                                                                                                     --------------------

                                                                         2 244 000 человек.

        - Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему?

        - Что же делать?

     

          Цель урока:  найти приём быстрого (рационального) сложения

                                  многозначных чисел.

    4. «Открытие»  нового  знания.

        - Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?

                                     Письменное сложение многозначных чисел.

        - Повторим алгоритм  письменного сложения многозначных чисел.

        - Перенесите этот приём на многозначные числа.

                Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.

    5. Первичное  закрепление.

    *** Работа по учебнику.

        - Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 139  №2(таблица).

        Решение примеров по рядам:

             1 ряд  - 1 пример;  2 ряд  -  2 пример;  3 ряд  - 3 пример.

         Один ученик работает у доски. Остальные примеры проверяем с места.

    ***

        - Беларусь находится в Европе. Она занимает  2\100 части всей площади Европы. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?

        - Узнать площадь Беларуси можно путём сложения площадей областей.

       

     Каждый ряд находит общую площадь двух областей:

        1 ряд – Могилёвской и Минской        (69 800 км²)

        2 ряд  - Гомельской и Гродненской  (65 400 км²)

        3 ряд  - Брестской и Витебской      (72 400 км²)

        - Если сложить эти три числа, то получится общая площадь Беларуси.  Она составляет 207 600 км².

                                Карточка с числом – на доске.

        - По размерам территории Беларусь – средняя европейская страна. Есть страны, большие её по площади (Украина, Испания), а есть  меньшие (Венгрия, Австрия).

                         ****   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***

    Для глаз:   - пройти глазами по границе нашей страны, следя за флажком на

                         указке;

                      -  найти города: Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Брест, Гродно.

    Разминка:                  Давайте, ребята, учиться считать.

                                       Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

                                       Запомните все, что без точного счёта

                                       Не сдвинется с места любая работа.

                                       Хорошее дело – смелей прибавляйте,

                                       Плохие дела – поскорей вычитайте!

                                       Урок наш научит вас точному счёту,

                                       Скорее, ребята, скорей за работу!

       6. Решение  задач.

        - Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?

        - Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.

                           

                               На доске – текст задачи.

          Возвышенности  занимают   41 520 км²,   низменности – на 27 580 км² больше, чем возвышенности, а равнины – на 27 780 км² больше, чем низменности. Какую площадь занимают равнины?

             Один ученик делает анализ задачи у доски. Решение задачи – самостоятельно в тетради. Проверка – с места.

        Возвышенности   - 41 520 км²

        Низменности   -      69 100 км²

        Равнины   -              96 880 км²

           

                                    Все эти сведения вывешиваются на доску.

    7. Игра «Неизвестное число».

          х + 100 = 200                        х  - 100 = 400

     

        - Какое число я задумала? Как его нашли? Почему?

        - Знание этих правил пригодится вам при решении уравнения.

    8. Решение уравнения.

        - Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.

        Если к длине реки Днепр прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 3 311. Найдите длину реки Днепр.

                       

                               х + (3750 – 2640) = 3311

        - Общая длина реки Днепр составляет 2 201 км.

                          Сведения вывешиваются на доску.

      8. ТЕСТ.

        - Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить  тест.

           У  каждого ученика тест лежит на парте.

               1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?

                   а) с любого       б) с единиц           в) с самого большого

               2. Какой пример удобнее решить в столбик?

                   а) 50000+15000   б) 100000+1000   в) 13751+12467

               3. В каком примере допущена ошибка в записи?

                   а) 27175           б) 24012              в)  307307

                     +                        +                           +

                       31221                3713                     120134

        - Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).

        - Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?

           

    9. Домашнее  задание.

        - Умение складывать в столбик вы будете отрабатывать и дома.

         

            Стр. 140   № 8 (задача)

                  Стр. 139  № 3 (1 и 2 уравнения)

    10. Итоги урока.                                                                        

    11.   Рефлексия.

        - Анализируем работу на уроке по вопросам на карточках

    1.         Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
    2. Что получилось?
    3. Где и почему возникли трудности?
    4. Как преодолели их?

            - Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики «Письменное сложение трехзначных чисел».

    План-конспект открытого урока математики «Письменное сложение трехзначных чисел», 3 класс....

    конспект урока математики "письменное сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу" 2 класс система Л.В.Занков

    урок разработан в соответствии с ФГОС, учебник И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина «Математика» 2 класс, интерактивная доска Smart Board, проектор, система тестирования Smart Response, карточ...

    Письменное сложение многозначных чисел

    развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и обобщать;    помочь выделить и сформировать познавательную цель;    работать над использован...

    План-конспект урока математики в 4 класс Письменное сложение многозначных чисел.

    План-конспект урока математики в 4 класс Письменное сложение многозначных чиселЦели урока: знакомство учащихся со способом письменного сложения «в столбик» (алгоритм письменного сложе...

    Конспект урока по математике "«Письменное сложение трёхзначных чисел (алгоритм письменного сложения)»" 3 класс УМК "школа России"

    Тема: «Письменное сложение трёхзначных чисел (алгоритм письменного сложения)»Цель: ознакомление обучающихся с алгоритмом сложения трехзначных чисел; закрепление вычислительных на...

    Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А

    Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А...