Главные вкладки

    Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя в современной школе.
    материал по математике (1 класс) по теме

    Кузнецова Ирина Николаевна

    Эта статья - мой собственный 12-тилетний опыт учительской работы с использованием педагогической диагностики успешности обучения, практикуемой в образовательном комплекте "Начальная школа ХХ1 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon diagnostika_uspeshnosti_obucheniya.zip12.52 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Кузнецова И.Н.,  учитель начальных

                                       классов высшей квалификационной                        

                                                                  категории, МБОУ «ЗСОШ №6»,

                                                                  г.Заинск, РТ

    Диагностика успешности обучения –

     обязательное условие работы учителя в современной  школе

    (Смотри презентацию из 13-ти слайдов)

                    Диагностика. Это медицинское понятие укоренилось в психологии

     и перенесло в нее свою суть – правильно диагностировать заболевание, значит найти способ его вылечить. И в педагогике, используя специальные задания, ряд авторов создали диагностику успешности обучения основным предметам школьного курса.

                   В начальной школе широко применяются диагностические обследования пока только в одной образовательной модели – «Начальная школа XXI века». Авторы их: Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. разработали - систему заданий, дающую возможность диагностировать, что именно и почему не усвоил ученик, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями. Педагогическая диагностика, построенная на содержании учебного  материала, выявляет не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического  развития.

                  Диагностическое обследование проводится 3 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце 1-го полугодия (декабрь) и в конце года (апрель, май). (На экране слайд № 2,3 - задания для первой диагностики). Для учеников диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что ее результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок. Это позволяет снять напряжение, которое может возникнуть, так как детям  предлагаются непривычные для них, нестандартные задания. В 1-м классе 1-ая и 2-ая диагностики содержат только рисованные задания. (На экране слайд № 4 - текстовые задания) Начиная со 2-го класса, даются текстовые задания. К каждому заданию или вопросу дается 4—5 готовых ответов, как правило, только один из них - верный, а остальные - неверные (но они могут получиться при неправильно проведенном рассуждении). При выполнении диагностической работы ученику не приходится делать дополнительные записи (пояснения, подробную запись решений, переписывание, записи ответов и т.п.), большую часть времени он тратит на обдумывание, осмысление формулировки задания и только затем выбирает и отмечает правильный ответ.

            Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. (На экране слайд № 5 – фото рукописной тетради учителя) Важно зафиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Все это фиксируется  учителем и является  конфиденциальной   информацией – ее не рекомендуется принародно использовать  на родительских собраниях и классных часах.

                       Учитель имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с ребенком в результате обучения. Это практически невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

    Оценивание каждого задания проводится по 4-балльной шкале: (на экране слайд № 6  - с последующим текстом)

    3 балла - задание выполнено верно;

    2 балла - выполнена большая часть задания;

    1 балл - выполнено меньше половины задания; есть попытка правильно выполнить задание, но наряду с правильно отмеченным ответом отмечен и неверный ответ;

    О  баллов - задание не выполнено.

    Общая характеристика выполненной диагностической работы может оцениваться по уровням: высокий - по большинству заданий ребенок имеет 3 балла; средний - если по большинству заданий ребенок имеет 2 балла, и низкий в том случае, если за большую часть заданий ребенок получил 1 балл, а есть задания, которые оценены в 0 баллов.

                      Исходя из того, что в моем классе дети  очень близкие по развитию и из собственного желания иметь более подробную картину результатов диагностики, я при создании общей характеристики добавила еще два промежуточных уровня: «выше среднего» и «ниже среднего». Общая  характеристика выполненной диагностической работы стала более полной, содержащей пять уровней  развития. Кроме  этого я  посчитала необходимым в характеристике сделать указание на движение в развитии ребенка («продвинулся вперед», «остался на  том же уровне», «наблюдается  отставание в развитии») по сравнению с его же результатами в предшествующей   диагностической  работе.

                    (На экране слайд № 7 - таблица по диагностике) Результаты диагностических работ заношу в таблицу, используя которую, легко увидеть уровень успешности выполнения тех или иных заданий каждым учеником, пронаблюдать изменения, происходящие в течение учебного года, благодаря чему можно планировать индивидуальную работу с учащимися.              Выявление картины результатов учебного процесса – основная цель всех педагогических диагностик. После занесения в общую сводную таблицу всех результатов хорошо видна  результативность работы  и ребенка (по горизонтали – на экране выделение), и учителя (по вертикали – на экране выделение). Если за какое-то задание все дети получили максимальную оценку (3 балла), это говорит о том, что учитель и дети хорошо поработали над освоением этого учебного действия и, опираясь на это сформированное учебное умение, можно продолжать поступательное движение в развитии детей. А если за какое-то задание  большая часть класса получила низкий балл (1 и 0), это сигнал к тому, что учебное умение не освоено детьми, и учителю надо вернуться  к этой  теме. (На экране слайд № 8 –диаграмма) Затем каждая сводная таблица представляется в виде диаграммы, которая позволяет увидеть процентное измерение всей работы.

                         Результаты проводимых педагогических диагностик очень ценный материал для работающего учителя, для  детей, для их родителей и даже для тех учителей, которые примут этих учеников в среднем звене. (На экране слайд № 9 - фото папки) Потому сводные таблицы всех  диагностических исследований  я объединила в одну папку - «Результаты педагогической диагностики» (На экране слайд № 10 - фото папок детей). А из диагностических  работ каждого  ученика созданы  папки, показывающие их развитие в формировании компонентов учебной  деятельности. Папка развития каждого ребенка заканчивается графиком (на экране слайд № 11 - график), который показывает процесс математического и лингвистического развития в течение всех 4-х лет начальной школы (12 педагогических диагностик).

                        Диагностика успешности обучения младших школьников в современной школе занимает одно из значимых мест в методике – ей отведена функция контроля за всем процессом обучения, корректировки трудностей в формировании учебной деятельности детей и собственной активности педагога в сторону саморазвития.

             В помощь учителям практикам (на экране слайд № 12 - фото книг) понявшим необходимость использования педагогических диагностик, авторы выпустили серию методических пособий «Беседы с учителем». В них они подробно рассказывают о работе над каждым заданием всех диагностик и дают советы по проведению индивидуальной работы с учениками. То  есть, подобно медицинскому диагностированию и лечению, педагогическое диагностирование тоже дает подсказку, как исправить «незнание» и «недоразвитие» у наших учеников.  (На экране слайд № 13 - фото рабочих тетрадей) С этой целью в учебный комплект «Начальная школа XXI века» включены коррекционно-развивающие рабочие тетради по математике и русскому языку для всех 4-х классов, которые содержат увлекательный материал для индивидуальной и самостоятельной работы детей.

             Регулярно применяя педагогическую диагностику успешности  обучения, заботясь о доступности понимания её заданий детьми, поддерживая интерес детей к нестандартным  заданиям, учитель имеет возможность управлять процессом овладения детьми основными компонентами учебной деятельности.

             Мне посчастливилось быть слушателем курсов в г.Москве, где лекторами были авторы нашей программы и диагностики. Я из первых рук получила эту информацию, потому приняла её как руководство к действию. Это очень большая по объёму и по прилагаемым усилиям деятельность.   Но, работая  восемь лет с использованием диагностических обследований, я могу с уверенностью сказать, что они способствуют повышению качества обучения. В выпускном классе  2008 года (за все 33 года моей работы) был наивысший процентный показатель – 90%. А в первом полугодии 5-го класса,  когда выпускники начальной школы снижают все наши показатели, мои дети все были «отличниками» и  «хорошистами», т.е. качество усвоения знаний было 100%.  Очевидно  и другое (побочное) действие диагностической  работы – она влияет на личностное развитие наших учеников, воспитывая в них упорство, веру в себя, стремление к саморазвитию и интеллектуальному совершенству. И те педагоги, кто еще не использует этот вид работы с детьми, имеют большой резерв в этом направлении. Желаю Вам успеха!

      (Август 2012 г.   Августовская педагогическая конференция)

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

    Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

    Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ - школа 1 ступени»

    В статье обобщён опыт работы МАОУ Маслянская СОШ по организации преемственности "ДОУ- начальная школа"....

    Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

    В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

    Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

    Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

    Обеспечение преемственности как обязательное условие адаптации при переходе «ДОУ-ШКОЛА» в условиях логопункта МОУ «СОШ № l»

    Успешность обучения ребенка в школе зависит от уровня владения родным языком, развития речи, на котором строится вся учебная деятельность. Высокий уровень речевого развития - показатель успешности обу...