Урок контроля и оценки знаний по математике в 3 классе. Тема: "Табличное умножение и деление"
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Аннотация
Урок контроля и оценки знаний по теме «Табличное умножение и деление» проведен не в форме традиционной письменной контрольной работы, а в форме игры-соревнования «Олимпийские игры». Данная форма проведения урока сегодня особенно актуальна, поскольку страна живет в преддверии Олимпийских игр «Сочи-2014». Обязательным условием проведения урока является наличие ИКТ и интерактивной доски. Урок требует большой подготовительной работы, наличия членов жюри из числа педагогов или родителей. Помимо основных контрольных заданий (проверка знания таблицы умножения и деления, составление равенств, решение составных задач, нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок, выполнение геометрического задания) дети выполняют дополнительные задания, представленные в игровой форме («Лыжная эстафета», игра «Хоккей», «Спортлото»). За работу на уроке каждый учащийся получает общую (за пять основных заданий) оценку. Те ученики, которые выполнят обязательные задания на «отлично», могут стать «олимпийскими чемпионами», если дополнительно наберут максимальное количество баллов за выполнение других заданий. Оценивается каждое обязательное задание, отметки вносятся в сводную ведомость, затем выводится общая оценка за всю контрольную работу. Дополнительные баллы, заработанные на уроке, фиксируются на табло и учитываются при определении «олимпийских чемпионов». Все дидактические моменты способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, воспитанию самостоятельности, познавательной потребности, интереса к предмету. Из форм организации познавательной деятельности учащихся чаще всего используется фронтальная. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Но кроме этого применяются индивидуальная и коллективная форма деятельности, работа в парах. Все дидактические моменты взаимосвязаны и направлены на достижение триединой цели урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_matematike.docx | 39.26 КБ |
konkurs_urok_po_matematike.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
«Мой университет»-www.moi-amour.ru
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕМА: Контроль и оценка знаний учащихся по теме «Табличное умножение и деление»
ФИО Постнова Светлана Юрьевна
Место работы МОСШ п.Лыхма, Белоярский район, ХМАО-Югра
Должность учитель начальных классов
Предмет математика
Класс 3
Тема и номер урока в теме: Табличное умножение и деление, № 59
Базовый учебник: Учебник для 3 кл.нач. шк.: в 2 ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова,
Г.В.Бельтюкова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Аннотация
Урок контроля и оценки знаний по теме «Табличное умножение и деление» проведен не в форме традиционной письменной контрольной работы, а в форме игры-соревнования «Олимпийские игры». Данная форма проведения урока сегодня особенно актуальна, поскольку страна живет в преддверии Олимпийских игр «Сочи-2014». Обязательным условием проведения урока является наличие ИКТ и интерактивной доски. Урок требует большой подготовительной работы, наличия членов жюри из числа педагогов или родителей. Помимо основных контрольных заданий (проверка знания таблицы умножения и деления, составление равенств, решение составных задач, нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок, выполнение геометрического задания) дети выполняют дополнительные задания, представленные в игровой форме («Лыжная эстафета», игра «Хоккей», «Спортлото»). За работу на уроке каждый учащийся получает общую (за пять основных заданий) оценку. Те ученики, которые выполнят обязательные задания на «отлично», могут стать «олимпийскими чемпионами», если дополнительно наберут максимальное количество баллов за выполнение других заданий. Оценивается каждое обязательное задание, отметки вносятся в сводную ведомость, затем выводится общая оценка за всю контрольную работу. Дополнительные баллы, заработанные на уроке, фиксируются на табло и учитываются при определении «олимпийских чемпионов». Все дидактические моменты способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, воспитанию самостоятельности, познавательной потребности, интереса к предмету. Из форм организации познавательной деятельности учащихся чаще всего используется фронтальная. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Но кроме этого применяются индивидуальная и коллективная форма деятельности, работа в парах. Все дидактические моменты взаимосвязаны и направлены на достижение триединой цели урока.
Цели урока:
- обучающие: проверка усвоения детьми таблицы умножения и деления, знания правил о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок, умения решать составные задачи, составлять равенства, чертить отрезки заданной длины; расширение общего кругозора учащихся;
- развивающие: развитие внимания, памяти, математической речи, логического мышления, познавательного интереса;
- воспитательные: воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни, чувства спортивной конкуренции, коллективного духа, самостоятельности, ответственности за выполненную работу.
Тип урока: урок проверки и оценки знаний
Форма урока: урок-игра
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, магнитная доска со сводной ведомостью, табло, аудиозапись, игра «Спортлото», медали, шило; для учащихся – карандаш, линейка, ручка.
Средства наглядности: карточки для самостоятельной работы учащихся, сводная ведомость, табло, презентация
ПЛАН УРОКА
(продолжительность урока – 45 мин)
№ | Этап урока | Использование ИКТ, ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность жюри | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Презентация | Проверяет готовность учащихся к уроку, формулирует цели урока, знакомит с членами жюри | Знакомится с учащимися | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 2 мин |
2 | Актуализация знаний (Разминка) | Презентация | Проводит разминку - устный счет | Фиксируют результаты разминки на табло | Выполняют задания, предложенные учителем | 7 мин |
3 | Проверка и оценка знаний 1. «Лыжные гонки» 2. «Лыжная эстафета» 3. «Бобслей» 4.Фристайл» 5. «Хоккей» 6. «Фигурное катание» 7. «Биатлон» | Презентация Интерактивная доска | Организует самостоятель-ную и коллективную работу учащихся | Проверяет и оценивает деятельность учащихся, размещает результаты в сводной ведомости класса и на табло | Участвуют в играх и конкурсах, выполняют самостоятельные задания | 34 мин |
4 | Итог урока | Презентация | Подводит итог урока, выставляет оценки в дневники учащихся | Объявляет результаты, проводит награждение «олимпийских чемпионов» | Знакомятся с результатами своей деятельности | 2 мин |
ХОД УРОКА
I.Организационный момент, сообщение темы и задач урока.
- У нас сегодня смотр знаний по математике. Итог того, как вы усвоили таблицу умножения и деления, как умеете решать составные задачи.
Урок пройдет в форме Олимпийских игр (Слайд 1). Вы знаете, что в 2014 году в нашей стране в городе Сочи пройдут очередные зимние Олимпийские игры, где спортсмены всех стран покажут свои лучшие спортивные достижения. Пять сплетенных колец – символ дружбы между народами пяти континентов.
Ваши знания будет оценивать судейская коллегия. Это учителя математики нашей школы …
Сегодня у нас определятся свои «олимпийские чемпионы», они будут награждены медалями: золотой, серебряной, бронзовой.Чтобы одержать победу, нужно дать как можно больше правильных ответов на устные вопросы и постараться все виды самостоятельных работ выполнить на «отлично». За каждый верный ответ вы получите один балл, а за самостоятельную работу – оценку. Судьи у нас строгие, но справедливые. Желаю всем успехов, быть решительными и находчивыми. Пусть победит сильнейший!
Познакомьтесь с программой соревнований (Слайд 2):
«Разминка перед стартом»
1. «Лыжные гонки»
2. «Лыжная эстафета»
3. «Бобслей»
4. «Фристайл»
5. «Хоккей»
6. «Фигурное катание»
7. «Биатлон»
II.Устный счет
- Прежде чем приступить к соревнованиям, проведем разминку. Итак, внимание! (Слайды 3-5)(Итоги заданий фиксирует жюри и делает записи на табло (Приложение 1))
а) Назовите значения данных выражений в порядке возрастания: 3 ∙ 8
3 ∙ 6
3 ∙ 9
3 ∙ 5
3 ∙ 7
3 ∙ 2
б) Вычислите произведения. Наберите число 60 в виде суммы произведений.
6 ∙ 7 Ответы: 8 ∙ 5 + 5 ∙ 4 = 60
8 ∙ 5 6 ∙ 7 + 3 ∙ 6 = 60
3 ∙ 6 6 ∙ 8 + 4 ∙ 3 = 60
6 ∙ 8 3 ∙ 6 + 4 ∙ 3 + 6 ∙ 5 = 60
5 ∙ 4
4 ∙ 3
6 ∙ 5
в) Составьте по таблице и по числам, данным на доске, задание для своего товарища. На составление задания – 2 мин. (Работа в парах)
Увеличить: в несколько раз, на несколько единиц. Уменьшить: в несколько раз, на несколько единиц. Во сколько раз число > или < ? На сколько единиц число > или < ? Делимое. Делитель. Частное. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Слагаемое. Сумма. Множитель. Произведение. |
1 ряд 2 ряд 3 ряд
6, 5, 30, 12 56, 7, 8, 10 9, 72, 8, 16
- Итоги разминки вы видите на табло.
III. Проверка и оценка знаний
1.«Лыжные гонки»(Слайд 6)
- Проверим, как вы усвоили таблицу умножения и деления (Карточки с примерами на знание табличных случаев умножения и деления - 25 примеров за 1 минуту)
-Кто первый добежит до финиша за 1 минуту? На старт, внимание, марш!
- Судьи проверят, все ли удачно пробежали свою дистанцию, передайте карточки по вариантам.(Жюри заносит результаты-оценки в сводную ведомость (Приложение 1))
2. «Лыжная эстафета»(Слайд 7) (Интерактивная доска)
- В эстафете участвует команда лыжников. Лыжник пробегает свою дистанцию и передают эстафету следующему. Вот и мы проведем эстафету. Какой ряд быстрее получит правильный ответ, вычисляя цепочку примеров? Нужно быть очень внимательным и быстрым, чтобы не подвести свою команду. На старт, внимание, марш!(Коллективная работа, учащиеся каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и записывают результат вычисления)
: 8 ∙ 7 : 4 - 12 : 9 ∙ 7
+ +
∙ 6 : 2
+
+ 7 - 6 + 7 - 7
-
- - 31
- 4 - 7 - 19 : 3 : 2 - 6
∙ = + = ∙ =
- Проверим, все ли правильно вычислили примеры (Жюри объявляет команду-победительницу и фиксирует результаты деятельности детей на табло)
3. «Бобслей»(Слайд 8)- это санный спорт. Кто быстрее спустится с горы и при этом ни разу не упадет? Необходимо быстро и правильно записать в окошечках числа так, чтобы получились верные равенства. (Учащиеся получают индивидуальные карточки и составляют равенства по заданным условиям)
Iвариант II вариант
99
- Судьи проверят, успешно ли вы спустились с горы. Сдайте карточки на проверку.(Жюри заносит результаты-оценки в сводную ведомость)
- Объявляю тайм-аут! (Музыкально-спортивнаяфизпауза)(Слайд 9)
4. «Фристайл»(Слайд 10) - это фигурное катание на лыжах. В этом виде спорта лыжникам нужно все очень точно рассчитать, чтобы выполнить какую-либо фигуру. Точный расчет потребуется и вам при решении задачи. Возьмите следующую карточку, внимательно прочитайте задание. Решите задачу по краткой записи (Учащиеся рассматривают краткую запись задачи на карточке и решают ее с учетом дифференцированного задания)
Дифференцированное задание:
- решить задачу по плану (для слабых учащихся);
- решить задачу и составить по ней выражение;
- изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в три действия (для сильных учащихся).
I вариант
Цена | Количество | Стоимость |
одинаковая | 7 м | 56 р |
одинаковая | 5 м | ? |
II вариант
Масса 1 пакета | Количество пакетов | Масса всех пакетов |
одинаковая | 4 п. | 12 кг |
одинаковая | 6 п. | ? |
(Жюри оценивает работу учащихся, заносит результаты-оценки в сводную ведомость)
5. «Хоккей» (Слайд 11)
- Предлагаю сыграть в хоккей. На слайде вы видите примеры. Если прозвучит правильный ответ, вы забиваете шайбу в ворота (кричите «гол!»), если неверный ответ – молчите. (Аудиозапись с вариантами ответов).
32 : 8 4 ∙ 9 18 : 2 28 : 7 8 ∙ 7
7 ∙ 6 56 : 8 5 ∙ 4 24 : 4 81 : 1
6. «Фигурное катание»(Слайд 12)
- В обязательной программе фигуристы стараются точно вычертить коньками фигуры на льду. От этого зависит оценка их выступления.
Вам тоже предстоит выполнить точный чертеж. Внимательно послушайте задание (Аудиозапись)
I вариант: начертите один отрезок длиной 8 см, а другой в 2 раза короче.
II вариант:начертите один отрезок длиной 4 см, а другой в 3 раза длиннее.
(Жюри проверяет работы и оценивает, результаты заносит в сводную ведомость)
7. «Биатлон» (Слайд 13)- это стрельба лыжников по мишеням. Для тогочтобы попасть в цель, вам нужно хорошо помнить порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок.(Индивидуальная работа учащихся по перфокартам; полученные оценки вносятся в сводную ведомость)
I вариант II вариант III вариант
(24 + 12) : 4 18 : (3 ∙ 2) 3 ∙ 6 : 2
12 : 3 ∙ 2 16 – 8 : 2 8 ∙ (6 + 1)
36 + 24 : 6 6 ∙ (2 + 7) 20 – 2 ∙ 8
24 : (8 : 2) 12 – 6 : 3 (9 + 3) : 3
42 – 21 : 3 25 + 15 : 5 8 + 32 : 4
- Кто раньше других «отстреляется», тот может сыграть в «спортлото». Надо подойти к судейской коллегии и вытянуть бочонок с номером. По этому номеру вы получите карточку с логической задачей. За ее решение заработаете дополнительные баллы.
8. «Спортлото»(За решение логических задач учащиеся получают дополнительные баллы, которые вносятся в табло).
IV. Итог урока (Слайд 14)
Жюри объявляет результаты «Олимпийских игр», награждает «олимпийских чемпионов», звучит Гимн РФ.
Учитель выставляет оценки из сводной ведомости в журнал и в дневники учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ | |||||||
№ | Ф.И. учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общ. |
1 | Асланян Луиза | ||||||
2 | Бачурин Андрей | ||||||
3 | … | ||||||
4 | … |
ТАБЛО | ||
№ | Ф.И. учащихся | Баллы |
1 | Асланян Луиза | |
2 | Бачурин Андрей | |
3 | … | |
4 | … |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ 1 . «Лыжные гонки» 2 . «Лыжная эстафета» 3 . «Бобслей» 4 . «Фристайл» 5 . « Хоккей» 6 . «Фигурное катание» 7 . «Биатлон»
РАЗМИНКА ПЕРЕД СТАРТОМ Назовите значения данных выражений в порядке возрастания: 3 ∙ 8 3 ∙ 6 3 ∙ 9 3 ∙ 5 3 ∙ 7 3 ∙ 2
Наберите число 60 в виде суммы произведений 5 ∙ 4 4 ∙ 3 6 ∙ 5 6 ∙ 7 8 ∙ 5 3 ∙ 6 6 ∙ 8 6 0 РАЗМИНКА
РАЗМИНКА Составьте задание по таблице и числам 1 ряд 6 , 5, 30, 12 2 ряд 56 , 7, 8, 10 3 ряд 9 , 72, 8, 16 Увеличить: в несколько раз , на несколько единиц. Уменьшить: в несколько раз, на несколько единиц. Во сколько раз число > или < ? На сколько единиц число > или < ? Делимое. Делитель. Частное. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Слагаемое. Сумма. Множитель. Произведение.
« Лыжные гонки »
«Лыжная эстафета»
«Лыжная эстафета» 64 4 32 3 54 : 8 · 7 1 ряд 2 ряд 3 ряд + + 7 - 6 - - 4 - 7 = : 4 - 12 · 6 : 2 + - 31 - 19 : 3 + = : 9 · 7 + + 7 - 7 - : 2 - 6 · =
«Бобслей»
тайм-аут
«Фристайл»
«Хоккей» 32 : 8 7 ∙ 6 56 : 8 4 ∙ 9 5 ∙ 4 18 : 2 24 : 4 28 : 7 81 : 1 8 ∙ 7
«Фигурное катание»
«Биатлон»
ФИНАЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 3 класс«Закрепление табличного умножения и деления»"Подводное путешествие"
Интегрированный урок-путешествие по математике(природоведение). Дети выполняя задания по математике знакомятся с обитателями морских глубин....
Урок математики 3 класс "Вне табличное умножение и деление"
Урок математики в 3 классе. "Внетабличное умножение и деление".Урок необычный. Он посвящён празднику, который ещё мало известен в России. Он имеет общемировое значение. Празднуют его всем ...
Конспект по математике 2 класс Тема:Таблица умножения и деления на 6: Урок открытия нового знания.(Образовательная система «Школа 2100» Математика 2 класс С.А.Козлова, А.Г. Рубин, А.В.Горячев.)
Урок открытия нового знания...
Карточки по математике 3 класс тема " Табличное умножение и деление"
Карточки по математике "Табличное умножение и деление"...
Тест по математике, 3 класс. Тема "Табличное умножение и деление".
Задания, предложенные в тесте, помогают проверить уровень знаний табличных случаев умножения и деления. Данный тест можно использовать, как вариант устного счета на уроке и для самостоятельной работы ...
Конспект урока математики (2 класс). Тема: «Табличное умножение и деление. Приемы умножения на 2». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение различных способов вычислений; закрепление табличных приемов умножения числа 2; умение решать задачи на умножение и деление; развитие внимания и логического мышлен...
Конспект урока и презентация по математике 3 класс Тема: Табличное умножение и деление на 2,3. Закрепление.
Цель урока: закрепить знания таблицы умножения и деления с числами 2,3.Задачи: -создавать условия для закрепления знаний таблицы умножения и деления с числами 2,3; -создава...