Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 350 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программой ОУ и обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика : Учебник для 2 класса в 3-х частях. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2012.
- Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волков Л.А. Дидактический материал к учебнику
«Математика» для 2-ого класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М. :
Баласс, 2012.
- Козлова С.А., Рубин А.Г. Контрольные работы к учебнику «Математика» для 2-ого
класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М. : Баласс, 2012.
Основной целью обучения математике является формирование функционально- грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Изучение математики направлено на решение следующих задач:
- обеспечить условия для формирования универсальных учебных действий как основы умение учиться, развития логического, образного и абстрактного мышления, воображения у младших школьников как основы их последующего эффективного образования;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего успешного обучения предметных умений и навыков на основе решения как учебных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное освоение системы математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования и полноценной жизни в обществе;
- формировать первоначальные представления об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- формировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к обучающимся;
- выявлять и развивать математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии учебным планом начальной ступени образования математика во 2 классе проводится четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.
В том числе для проведения контрольных работ – 9 часов.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя или
- самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
- проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать свой способ поверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для решения задач в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи;
- добывать новые знания со схем, таблиц, иллюстраций;
- добывать новые знания с учебников, словарей, энциклопедий;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и
письменной форме;
- выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- владеть логическими действиями синтеза, анализа, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
- письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу в жизни и на уроке;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
- следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
1-й уровень (уровень необходимый) | 2-й уровень (уровень программный) |
Учащиеся должны знать:
| Учащиеся должны знать:
|
Учащиеся должны уметь:
| Учащиеся должны уметь:
|
Описание материально-технической базы
- Дополнительная литература:
- Интернет ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов:
http://skool- collection.edu.ru/
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку):
4 Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»:
5. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
- Наглядные пособия: комплект наглядных пособий: 2 класс: Математика.
- Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор
Тематическое планирование уроков
№№ п\п | Тема урока | Тип урока | Информационное обеспечение | Предметные результаты обучения. | Универсальные учебные действия. | Дата проведения |
По пла ну | Фак тически |
Повторение изученного в 1-ом классе (6 часов). |
1 | Действия сложения и вычитания. | Вводный. | Таблица. | Знание последовательности натурального ряда чисел в пределах 20;табличных случаев сложения и вычитания до 20; названий компонентов и результатов сложения и вычитания; состава двузначных чисел до 20 из разрядных слагаемых; понятия целого и частей; понятие верного и неверного равенства. Умение решать комбинаторную задачу на перестановку трёх элементов с опорой на таблицу; решать задачи изученных видов. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. |
2 | Сложение и вычитание чисел. | Комбинированный. | Таблица. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
3 | Сложение и вычитание чисел. МД№1. | Урок развития умений и навыков. | Таблица. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки, самооценки. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. |
4 | Сложение и вычитание чисел. | Урок развития умений и навыков. | Таблица. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки, самооценки. |
5 | Контрольная работа № 1. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
6 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Исправлять свои ошибки, вносить необходимые дополнения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
Сложение и вычитание в пределах 20 (23 часа). |
7 | Высказывания. | Урок ознакомления с новым материалом. | Презентация. | Знание понятий «высказывание», « истинное» и «ложное» высказывания. Умение выделять высказывание; различать истинные и ложные высказывания; решать логическую задачу, заменяя ложное высказывание истинным. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. |
8 | Классификация высказываний. | Урок ознакомления с новым материалом. | Презентация. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. |
9 | Высказывания истинные и ложные. | Комбинированный. | Карточки с дидактическим материалом. | Принимать роль в учебном сотрудничестве. Осуществлять контроль и самоконтроль при работе в группе. Оценивать собственную успешность выполнения задания. |
10 | Переменная. | Урок ознакомления с новым материалом. | Логическая таблица. | Знание понятий «переменная» , «значения переменной»; понятия «выражение с переменной». Умение читать, записывать и находить значения выражения с переменной. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Принимать роль в учебном сотрудничестве. |
11 | Выражения с переменной. | Урок ознакомления с новым материалом. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. |
12 | Выражения с переменной. МД № 2. | Комбинированный. | Схемы-опоры. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. |
13 | Уравнение. Корень уравнения. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание понятие «уравнение»; правила о нахождении неизвестного слагаемого и вычитаемого; зависимости между изменением компонентов и результатов действий; Умение решать уравнения с помощью правил о нахождении неизвестного слагаемого или вычитаемого, проверять решение уравнения с помощью правила. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. |
14 | Решение и проверка решения уравнений. | Урок ознакомления с новым материалом. | ДМ | Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Понимать причины успеха и неуспеха и находить способы выхода из ситуации. |
15 | Составление и решение уравнений. | Урок обобщения и систематизация знаний. | ДМ | Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. |
16 | Порядок действий в выражении. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание знака скобки; порядка действий в выражениях со скобками; о рационализации вычислений; Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. |
17 | Порядок действий в выражении. | Комбинированный. | Схемы-опоры. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. Осуществлять контроль и самоконтроль при работе в группе. |
18 | Сочетательное свойство сложения. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание сочетательного свойства сложения; правила о группировке слагаемых; правила вычитания суммы из числа; правила об использовании переместительного и сочетательного свойств сложения; правила о вычитании числа из суммы; о рационализации вычислений. Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок; решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
19 | Группировка слагаемых в сумме. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Работая по плану, сверять свои действия с целью. |
20 | Вычитание суммы из числа. МД № 3. | Комбинированный | Схемы-опоры. | Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
21 | Переместительное и сочетательное свойства сложения. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
22 | Вычитание числа из суммы. | Урок ознакомления с новым материалом. | ДМ | Знание числа из суммы; наличие представлений о рационализации вычислений. Умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок, решать текстовые задачи несколькими способами и использовать это умение для проверки решения. | Уметь совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
23 | Сложение и вычитание чисел. | Урок развития умений и навыков. | ДМ | Знание новых приёмов сложения и вычитания. Умение сравнивать единицы измерения, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; решать примеры в два действия. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями. |
24 | Контрольная работа №2. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
25 | Плоские и объемные фигуры. | Урок ознакомления с новым материалом. | Набор геометрических моделей. | Знание объемных тел и их принципиальных отличий от плоских фигур. Умение классифицировать плоские фигуры по различным основаниям; | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
26 | Плоскость | Урок ознакомления с новым материалом. | Набор геометрических моделей. | Знание понятия «плоскость», о плоских фигурах как части плоскости; Умение видеть внутреннюю часть плоской фигуры. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
27 | Обозначение геометрических фигур. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание некоторых букв латинского алфавита; Умение обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. |
28 | Острые и тупые углы. | Урок ознакомления с новым материалом. | Набор геометрических моделей. Чертежи. | Знание понятий «острый» и «тупой» углы; некоторых букв латинского алфавита. Умение определять острые и тупые углы с помощью модели прямого угла (угольника); обозначать геометрические фигуры буквами латинского алфавита; видеть внутреннюю часть плоской фигуры (пропедевтика площади); классифицировать плоские фигуры по различным основаниям. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
29 | Плоские и объемные фигуры. МД №3. | Комбинированный. | Набор геометрических моделей. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. |
Числа от 1 до 100 (нумерация) (7 часов). |
30 | Числа от 20 до 100. Образование чисел. Разряд десятков и разряд единиц. | Урок ознакомления с новым материалом. | Карточки. | Знание натурального ряда чисел до 100; правил построения числового ряда; о десятичной системе счисления; Умение читать и записывать двузначные числа то 20 до 100; строить отрезки натурального ряда чисел в пределах 100; сравнивать двузначные числа, опираясь на знания о позиционной записи числа и десятичной системе счисления. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Оценивать собственную успешность выполнения задания. |
31 | Числа от 1 до 100. Название, последовательность и запись чисел. | Урок развития умений и навыков. | Карточки. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. |
32 | Числа от 1 до 100.Чтение и запись чисел. Сумма разрядных слагаемых. | Комбинированный. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
33 | Длина. Единица измерения длины – метр. Решение задач. | Урок ознакомления с новым материалом. | Катушка ниток. Метровая линейка. | Знание о метре как модели числа 100; о десятичной системе мер; Умение выражать длину отрезков в изученных единицах измерения; соотносить десятичную систему счисления и десятичную систему мер. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
34 | Числа от 1 до 100. Решение задач на разностное сравнение. | Урок повторения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
35 | Контрольная работа №3. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
36 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя. Вносить дополнения и исправления в свои работы. |
Сложение и вычитание в пределах 100 (33 ч). |
37 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание круглых чисел. | Урок ознакомления с новым материалом. | Карточки. | Знание устных способов сложения и вычитания двузначных чисел. Умение производить проверку вычислений. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебной задачи. Осуществлять контроль и самоконтроль при работе в группе. |
38 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание устных и письменных способов сложения и вычитания двузначных чисел. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
39 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Урок ознакомления с новым материалом. | Осознавать способы и приёмы действий при решении задачи. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. Определять цели учебной задачи. |
40 | Сложение и вычитание двузначных чисел. Свойства сложения и вычитания. | Урок ознакомления с новым материалом. | Карточки. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. |
41 | Сложение и вычитание двузначных чисел. Приёмы рациональных вычислений. | Урок ознакомления с новым материалом. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Оценивать собственную успешность выполнения задания. |
42 | Сложение двузначных чисел в столбик. Алгоритм письменного сложения. | Урок развития умений и навыков. | Схема. | Умение производить вычисления, используя устные и письменные приемы вычислений. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
43 | Вычитание двузначных чисел в столбик. Алгоритм письменного вычитания. МД №5. | Комбинированный. | Схема. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
44 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Урок развития умений и навыков. | Схема. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
45 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | Урок развития умений и навыков. | Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. |
46 | Сложение и вычитание именованных чисел. Решение задач. | Урок развития умений и навыков. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
47 | Периметр многоуголь ника. | Урок ознакомления с новым материалом. | Геометрические фигуры. | Знание понятия «периметр». Умение находить периметры фигур. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
48 | Сложение и вычитание двузначных чисел в «столбик». | Урок развития умений и навыков. | Карточки. | Знание письменного приема сложения и вычитания вида 72+18; 90-18. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
49 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные и письменные приёмы вычислений. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание устного приема сложения вида 27+7; Умение выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Осознавать способы и приёмы решения учебных задач. |
50 | Сложение и вычитание чисел. | Урок развития умений и навыков. | Умение выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания. Знание нумерации двузначных чисел; состава чисел и их сравнение. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
51 | Контрольная работа №4. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
52 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
53 | Решение задач. | Урок развития умений и навыков. | Схемы-опоры. | Умение выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
54 | Сложение и вычитание чисел. | Урок развития умений и навыков | Умение выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
55 | Сложение и вычитание чисел. МД № 6. | Комбинированный. | ДМ | Умение решать текстовые задачи; рациональные вычисления; решать задачи на нахождение периметра. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий |
56 | Сложение и вычитание двузначных чисел в «столбик». Алгоритмы письменных вычислений. | Комбинированный. | Умение выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. |
57 | Сложение и вычитание чисел. | Комбинированный. | ДМ | Умение выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов критериев. |
58 | Сложение и вычитание чисел. | Урок развития умений и навыков. | Умение выполнять сложение и вычитание, используя устные и письменные приемы вычислений. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. Принимать роль в учебном сотрудничестве. Понимать причины успеха и неуспеха и находить способы выхода из ситуации. |
59 | Сложение и вычитание чисел. МД № 7. | Урок развития умений и навыков. | Знание нумерации двузначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. |
60 | Сложение и вычитание чисел. | Комбинированный. | Знание нумерации двузначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи. | Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Понимать причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации. |
61 | Сложение и вычитание чисел. | Комбинированный. | Знание нумерации двузначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
62 | Сложение и вычитание чисел. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание нумерации двузначных чисел. Умение выполнять сложение и вычитание двузначных чисел; решать задачи с альтернативным условием, занимательные задачи. | Самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки. |
63 | Контрольная работа № 5. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
64 | Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
65 | Площадь фигур. Измерение площади фигур. | Урок развития умений и навыков. | Набор геометрических фигур. | Знание понятия «площади фигуры», способов измерения площади. Умение определять площадь фигур; сравнивать площади фигур. | Осуществлять взаимопомощь взаимоконтроль при работе в группе. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
66 | Решение задач. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе образцов критериев. |
68 | Единицы площади. Квадратный дециметр (1дм2). | Урок ознакомления с новым материалом. | Чертёж. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Определять цели учебной задачи и самостоятельно. |
Умножение и деление чисел (58 часов). |
70 | Нахождение суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Знак действия умножения. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «умножение», знака и записи действия умножения; Умение записывать и читать произведения. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
71 | Операция умножения. Умножение именованных чисел на отвлеченное число. | Урок ознакомления с новым материалом. | Таблица умножения. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. |
72 | Представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Компоненты действия умножения. МД №8. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «умножение», знака и записи действия умножения; Умение записывать и читать произведения. Знание названий компонентов и результата действия умножения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
73 | Переместительное свойство умножения. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание формулировки переместительного свойства умножения. Умение записывать и читать произведения. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
74 | Умножение с нулем и единицей. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание частных случаев умножения. Умение выполнять умножение с нулем и единицей. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Уметь полно и точно выражать свои мысли в с с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. |
75 | Умножение числа 2. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения числа 2 и на 2. Умение: выполнять умножение числа 2 и на 2. Пропедевтика: понятие деление (на равные части и по содержанию). | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
76 | Умножение числа 2. | Урок повторения. | Оценивать собственную успешность выполнения заданий. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
77 | Операция деления. Знак действия деления. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «деление», связи между умножением и делением. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
78 | Взаимосвязь операций умножения и деления. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления на 2. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
79 | Четные и нечетные числа. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «четность – нечетность). Умение решать простые задачи на умножение и деление. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. |
80 | Компоненты действия деления. МД №9. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание названий компонентов и результата действия деления. Умение решать простые задачи на умножение и деление. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
81 | Таблица умножения и деления на 3. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления на 3. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
82 | Порядок действий в выражении без скобок | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание порядка действий в выражении без скобок и со скобками. Умение устанавливать порядок действий в выражениях и выполнять вычисления в соответствии с этим порядком. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
83 | Порядок действий в выражении со скобками. | Урок ознакомления с новым материалом. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы и осваивать новые приёмы действий. |
84 | Таблица умножения и деления на 4. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления на 4. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. |
85 | Площадь прямоугольника. Формула площади. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Знание формулы площади прямоугольника в общем виде. Умение вычислять площадь прямоугольника по формуле. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Делать самостоятельные выводы. |
86 | Контрольная работа №6. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
87 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
88 | Умножение и деление чисел. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Знание взаимосвязи операций умножения и деления, их компонентов и результатов действий. Умение решать текстовые задачи. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных критериев. |
89 | Таблица умножения и деления на 5. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления на 5. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. | Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями. Владение монологической и диалогической формами речи. |
90 | Формула периметра квадрата и прямоугольника. МД №10. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Знание формулы периметра квадрата и прямоугольника. Умение вычислять периметр квадрата и прямоугольника по формуле. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
91 | Умножение и деление чисел. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Умение решать текстовые, занимательные (логические), комбинаторные задачи. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. |
92 | Деление с нулем и единицей. Невозможность деления на 0. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание частных случаев деления с нулём и единицей. Умение выполнять деление с нулем и единицей, решать текстовые задачи. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Оценивать собственную успешность выполнения заданий. |
93 | Цена, количество, стоимость. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «цена» и «стоимость» товара и их связь. Умение решать текстовые задачи. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
94 | Умножение и деление чисел. | Урок ознакомления с новым материалом. | Умение решать текстовые занимательные задачи (арифметические головоломки и пирамиды, логические задачи). | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
96 | Нахождение неизвестного компонента действия умножения. Решение уравнений. МД № 11. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание правила о взаимосвязи компонентов и результата действия деления; табличные случаи умножения и деления. Умение решать текстовые, занимательные задачи (магические квадраты, арифметические пирамиды). | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
97 | Нахождение неизвестного компонента действия умножения. Решение уравнений. | Урок ознакомления с новым материалом. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, Рационально расходовать время на уроке. |
98 | Решение уравнений. | Урок ознакомления с новым материалом. | Карточки. | Знание правила о взаимосвязи компонент и результатов действия умножения. Умение решать уравнения, выполнять проверку. Знание алгоритма поиска и проверки решения уравнения, в котором известен один множитель или делимое или делитель. Умение решать уравнения, выполнять проверку решения; решать текстовые задачи. | Формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать свою деятельность, рационально расходовать время на уроке. |
99 | Таблица умножения и деления на 7. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления на 7. Умение выполнять изученные табличные случаи умножения и деления. | Самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
100 | Контрольная работа №7. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
101 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
103 | Время. Единица времени – час. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «величина», способы ее измерения; понятия величины «время» приборов для измерения времени; единиц измерения времени. Умение выполнять табличное умножение и деление; решать текстовые, занимательные задачи (арифметические ребусы и логические задачи на «следование»). | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
104 | Окружность. Радиус окружности. | Комбинированный. | Набор геометрических фигур. | Знание понятия «окружность» как особого вида замкнутой кривой линии. Умение решать текстовые задачи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
105 | Круг. МД № 12. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание понятия «круг» как части плоскости, ограниченной окружностью. Умение решать текстовые задачи. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. Делать самостоятельные выводы. |
106 | Понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в(на)…». | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание новых отношений на множестве натуральных чисел и их формулировки. Умение решать текстовые задачи. Повторять и закреплять: табличные случаи умножения и деления; решать задачи на сбор и обработку информации. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. |
107 | Понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в(на)…». Обратные действия. | Урок ознакомления с новым материалом. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
108 | Таблица умножения и деления на 8 и 9. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание таблицы умножения и деления числа на 8, 9. Умение решать текстовые задачи. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. |
109 | Понятия «больше в…», « меньше в…». | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание новых формулировок для отношений между величинами. Умение решать текстовые задачи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
110 | Понятия «больше в…», « меньше в…». Решение задач. | Урок ознакомления с новым материалом. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. |
111 | Понятия «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Решение задач. | Урок ознакомления с материалом. | Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя. |
112 | Цена, количество и стоимость товара. Решение задач. | Комбинированный. | Схемы-опоры. | Умение решать текстовые задачи. Повторять и закреплять табличные случаи умножения и деления. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
113 | Решение задач. | Урок повторения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
114 | Контрольная работа №8. | Урок контроля знаний. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
115 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Комбинированный. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
116 | В сколько раз больше? Во сколько раз меньше? | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание новых формулировок для отношений между величинами. Умение решать текстовые задачи. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. Участвовать в выполнении учебных заданий, предлагать разные способы их выполнения. |
117 | Арифметические действия с именованными числами. | Урок повторения. | Умение выполнять табличные случаи умножения и деления; решать текстовые, занимательные задачи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
118 | Арифметические действия над числами. | Комбинированный. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
119 | Арифметические действия над числами. | Урок развития умений и навыков. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. |
120 | Умножение и деление на 10. | Урок ознакомления с новым материалом. | Таблица. | Знание частных случаев умножения и деления. Уметь решать текстовые задачи. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. |
121 | Арифметические действия над числами. | Урок ознакомления с новым материалом. | Знание соотношений между единицами площади 1 см2, 1 дм2, 1 м2. | Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
122 | Алгоритм. Блок-схема. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы-опоры. | Знание видов алгоритмов; порядка действий в числовых выражениях. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. |
123 | Алгоритмы с условием. | Урок ознакомления с новым материалом. | Схемы. | Умение записывать алгоритм действий в виде блок-схемы и блок-схемы с ветвлением, определять порядок действий | Уметь полно и точно выражать свои мысли в работе с задачами и условиями коммуникации. |
124 | Арифметические действия над числами. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Умение находить значения числовых выражений со скобками и без них; решать занимательные задачи. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
125 | Арифметические действия над числами. | Урок развития умений и навыков. | Карточки. | Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
127 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Умение находить ошибки, допущенные в контрольной работе. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
Повторение изученного во 2-м классе (9 часов). |
128 | Числа от 1 до 100. | Урок повторения. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. |
129 | Арифметические действия над числами. Таблица умножения. | Урок повторения. | Карточки. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. |
130 | Таблица умножения. | Урок повторения. | Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать при обсуждении учебных заданий, предлагать различные способы их выполнения. |
131 | Решение уравнений. | Урок повторения. | Карточки. | Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных критериев. |
132 | Величины и геометрические фигуры. | Урок повторения. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Предполагать какая информация нужна для решения предметной задачи. |
133 | Решение простых и составных задач. | Урок повторения. | Карточки. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
134 | Нестандартные и занимательные задачи. | Урок повторения. | Карточки. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, обобщение. Самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно- следственные связи. |
135 | Итоговое тестирование. | Урок контроля знаний. | Тест. | Знание изученного программного материала. Умение применять полученные ЗУН на практике. | Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками. |
136 | Арифметические действия над числами. Урок — игра. | Урок обобщения и систематизация знаний. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа отдельных предметов по образовательной системе "Школа 2100" 1 класс
Материал содержит текст рабочей программы начального общего образования ( математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология), составленной в соответс...
Урок 11(1.9)(математика 2класс ) (Образовательная система «Школа 2100», автор Т.Е.Демидова, С.А.Козлова) Тема: Высказывания
Тема: Высказывания.Цели:1. Помочь детям уяснить, что называют переменной и значениями переменной.2. Закреплять умение выделять высказывание, различать истинные и ложные высказывания.3. Закреплять умен...
«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...
«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение вдогонку;· научить составл...
Особенности преподавания математики в Образовательной системе «Школа 2100» по учебнику Демидовой Т.Е.
В работе раскрыты особенности преподавания математики в Образовательной системе "Школа 2100" средствами учебника Демидовой Т.Е. Объяснён принцип минимакса при планировании урока.Отмечена направленност...
Рабочая программа по русскому языку образовательной системы "Школа 2100"
С требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку (образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку ("Школа 2100")...