Решение задач на встречное движение
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Хисамутдинова Затия Аседулловна

           Данная работа представляет собой конспект учебного занятия по математике для  4 класса по теме  «Решение задач на встречное движение» и авторскую презентацию из 17 слайдов (все этапы урока). Элементы анимации, «ловушки» от Оли и Коли, «корабль-трансформер» помогают увлечь детей поиском решений задач на встречное движение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «Решение задач на встречное движение» - урок математики в 4-м классе по  программе «Школа России»

       Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов

Класс: 4

Традиционная система, УМК «Школа России»

Программа ОУ Начальные классы (1 - 4) «Математика» (авторы М. И. Моро и др.)

Тема урока: Решение задач на встречное движение. 

Тип урока: Закрепление.

Основная цель: Составление обратных задач на встречное движение.

Задачи:

- закрепить знания учащихся о встречном движении и скорости сближения, о связи между величинами;

- развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать;

- развивать пространственные представления и расширить геометрический кругозор.

- формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию знаний;

- воспитать интерес к предмету, любознательности, самооценку.

Технологии: технология  разноуровневой дифференциации, технология  деятельностного подхода.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран;

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Скорость движения»» - ООО «Уральский электронный завод» 620137 Россия, Г.Екатеринбург, 2010 г.;

Презентация Хисамутдиновой З. А. «Решение задач на встречное движение»

Дидактические материалы к учебному занятию: учебник «Математика» - 4 класс, М. И. Моро;

Ход  урока:

1. Организационный момент

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок.

                Пусть он принесёт вам радость общения с математикой.

 2. Сообщение темы урока

Учитель: Давайте вспомним, что такое движение? Какое движение происходит вокруг нас?

(Слайд 2)

      Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на движение, на какое движение узнаем на уроке. Наши знакомые Оля и Коля приготовили для вас задания-ловушки, увидим корабль-трансформер жителей Геометрии. Будьте внимательны. У нас всё получится.

3. Устный счёт.

а) задание на внимание

      Жители Геометрии совершают движение вот на таких кораблях. Да вот беда, один корабль затерялся. Скорей начертите в тетрадях затерянный корабль. (Слайд 3) Проверьте, вот он нашёлся.

б) геометрический материал

- работа с классом (Слайд 4)

      Учитель: Посмотрите, какой он нарядный вблизи. Давайте рассмотрим его, из каких фигур состоит этот корабль?

   - Из скольких              состоит корабль? (одинаковых и разных)

         - Из скольких          состоит  корабль?

   - Из скольких          состоит маленький       ? Какой  его частью является 1       ?

         - Из скольких         состоит средний       ? Какой его частью является 1        ?

         - Из скольких         состоит большой      ? Какой его частью является  1       ?

   (12, 6, 2 , ½, 4, ¼, 8, 1/8)

- индивидуальное задание для сильных (желающих):

«Чему равна площадь жёлтого квадрата, если сторона большого квадрата равна 8 м.»

8*8= 64(м2) - S большого квадрата - задача на нахождении площади

64:2=32(м2) - S жёлтого квадрата

в) счёт по цепочке (Слайд 4)

      Учитель: Сейчас корабль-трансформер видоизменился, чтобы мы смогли решить примеры по цепочке. Все промежуточные ответы пишем в тетради.

      - У кого последний ответ равняется 80?

      - Давайте округлим цепочку. Как из 80 получаем 24? Допишите. Проверка.

Проверка индивидуального задания: (Слайд 5)

г) задача на смекалку (Слайды 6,7)

      Учитель: Корабль улетел, оставив нам наших знакомых - Олю и Колю. Оля оказалась на скачках на ипподроме и просит у вас помощи в решении задачи на смекалку.

«Пара лошадей пробежала 24 км за 2 часа. Сколько км пробежала каждая лошадь? Сколько часов пробежала каждая лошадь?»

      Проверка.

Физзарядка (Слайд 8)

У.: Отложите-ка тетрадку!

Д. Раз, два!

У. Становитесь на зарядку!

Д. Раз, два!

У. Сладко-сладко потянулись,
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?

Д. Да!

У. Ваши губы улыбнулись?

Д. Да!

У. Мы работать будем снова?

Д. Да!

4. Работа по теме урока

а) подготовительная работа к восприятию новой темы (Слайд 9)

- работа над понятием «встречное движение»

      Учитель: Посмотрите, медвежата уже готовы нам помочь. Они нам показывают 2 схемы на встречное движение. Чем же они отличаются?

      Мы сегодня будем работать над второй схемой. Почему место встречи медвежат не в центре, а ближе ко 2 велосипедисту. О чём это говорит?

       Итак, тема нашего урока - решение и составление обратных задач на встречное движение.

 - работа над параметрами движения (Слайд 10)

Учитель: Какие единицы измерений движения мы знаем? Как находим расстояние? Как находим время? Что такое скорость?

S = v * t      

 t = S : v        

v = S : t

 - работа над единицами величин - «ловушки» от Оли и Коли (Слайд 10)

      Учитель: Не зная условий задач, скажите, где допущены ошибки, а какое решение верное?

Наблюдение, анализ решений с ошибками в единицах величин.

 - актуализация знаний об обратных задачах (Слайд 11)

Учитель: Коля просит выяснить какой же столбик лишний

v

60

  ?

 60

   ?

 t

  5

  3

   ?

   5

S

  ?

15

300

300

Комментирование каждого столбика: «известно», «неизвестно», «нахожу».

- Ребята, какой столбик в таблице лишний? Почему? (удаляем лишний столбик)

- Как называются эти задачи, как мы их составляем?

ФИЗМИНУТКА для глаз по тренажёру.

б) Работа над темой урока

- решение задачи (Слайд 12)

«Два велосипедиста вышли одновременно навстречу друг другу из двух малинников и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч, а второй – 7 км\ч. Найди расстояние между малинниками»

- устный разбор условия задачи

- краткая запись  в виде таблицы и чертежа (проверка)

- самостоятельное решение в тетрадях

- сравнение разных способов решения на доске

- составление обратной задачи (Слайд 13)

 «Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч, а второй – 7 км\ч. Через сколько часов они встретились?»

- составление задачи по чертежу

- краткая запись в виде таблицы

- самостоятельное решение в тетрадях

- сравнение разных способов решения на доске

- составление 2 обратной задачи (Слайд 14)

 «Из двух малинников, расстояние между которыми 45 км, вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 3 часа. Первый велосипедист шёл со средней скоростью 8 км\ч. С какой скоростью шёл второй велосипедист?»

- составление задачи по чертежу

- краткая запись  в виде таблицы

- самостоятельное решение в тетрадях

- сравнение разных способов решения на доске

 

Вывод: Как составили обратные задачи? (Слайд 15)

 

v

+

+

? (vсб.-,vизвест.)  

t

+

?

+

S

?(s1+,s2)

+

+

в) Закрепление (Слайд 15)

- самостоятельный разбор задачи №95 и её решение.

 3 ученика работают за доской, проверка

- сильные ученики получают  инд. работу на карточках (Приложение 1);

- по желанию работа за компьютером ( диск «детская энциклопедия»);

- задание для тех, кто быстро справился с предыдущей работой (Приложение 2).

6. Работа над пройденным материалом (Слайд 16)

 Решение примеров на умножение и деление чисел с нулями (трёхуровневое задание).

- анализ схем умножений;

- выбор своего уровня;

- решение примеров самостоятельно;

- сверка ответов.

7. Домашнее задание

№97,99

8.Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на этом уроке? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Решение задач на встречное движение» урок в 4 классе

Цели:   1. Совершенствовать умение решать задачи на встречное движение, обратные задачи,  вычислительные навыки;2.     Развивать умение читать и сопоставлять ч...

Тема урока: «Решение задач на встречное движение»

Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...

Решение задач на встречное движение 4 класс

Конспект открытого урока по математике в 4 классе с мультимедийной презентацией. (УУД)...

Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Презентация к уроку математики по теме: "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Урок математики в 4 классе по теме: Деление на 10, 100, 1000 с остатком. Решение задач на встречное движение.

На уроке обучающиеся осуществляют виртуальную экскурсию по красивейшим местам Республики Башкортостан. Знакомятся со способом деление на 10, 100, 1000 с остатком....

Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»

Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...