Методика записи краткого условия и решения задачи.
методическая разработка по математике по теме

Проневская Елена Эдуардовна

Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zapisi_kratkogo_usloviya_i_resheniya_zadachi.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методика записи краткого условия и решения задачи.

Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).

Перова М.Н. пишет: «Умственно отсталые исходят при решении задач или выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами Это приводит к тому, что, не умея отойти от этих штампов, ученик нередко дополняет условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную ему схему. Он вводит слова «всего», «осталось», «стало», «вместе» и на их основе выбирает действия.»

Учащиеся не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

Задача читается вместе с ребенком, если ребенок говорящий, или с максимальным привлечением внимания ребенка, выразительностью чтения ключевых моментов в задаче, если неговорящий. Запись краткого условия осуществляется с опорой на текст задачи и картинку.

- У тебя было два яблока. Мама дала тебе еще два яблока. Сколько всего стало яблок?

После прочтения условия задачи, вместе с ребенком проговаривается условие, выделяя интонацией ключевые моменты. Очень важно, чтобы ребенок выделял голосом сам.

- Давай нарисуем, сколько яблок было. Сколько нам надо нарисовать яблок?

- Два!

(на доске вывешивается картинка, в тетради рисуем и раскрашиваем)

- А теперь, давай нарисуем, сколько яблок дала мама. Сколько нам надо нарисовать яблок?

- Два!

(на доске вывешивается еще два яблока, в тетради рисуем на некотором расстоянии еще два яблока и раскрашиваем, можно нарисовать предметы разного цвета)

- Нам надо записать краткое условие задачи. Сколько яблок было?

(ребенок ставит палец-указку на два яблока)

-Было два яблока.

- Какое слово напишем?

- Было.

- Пиши.

(на доске и в тетради пишем слово «Было».)

- А теперь напишем цифру. Сколько яблок было?

- Два.

- Ставим тире и пишем цифру.

(на доске, в тетради: «Было - 2»)

- Было два чего?

- Яблока.

- Запишем только первую букву. Какая первая буква в слове «яблоко»?

- Я!

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.»)

- Посмотри, сколько яблок дала мама. Посчитай.

- Два яблока.

- Мама, что сделала?

- Дала.

-Давай запишем.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала»)

- Сколько яблок дала мама?

- Два.

- Записываем

(в тетради: «Было – 2 я.

Дала - 2»)

- Два чего дала мама?

- Яблока.

- Запиши первую букву.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.»)

- Какой же вопрос в задаче? Давай скажем его вместе: сколько всего стало яблок?

(вопрос задачи проговаривается вместе с ребенком, выделяя ключевое слово).

- Какое слово напишем?

- Всего.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего»)

- Какой знак надо поставить, после этого слова?

- Вопросительный.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?»)

- А теперь давай запишем решение задачи. Сколько было машин? Посмотри в условие задачи.

(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «было» в условии задачи и проводим пальцем до цифры с буквой.)

- Было два яблока.

- Пишем.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я.»)

- Какой вопрос в задаче?

(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «всего» в условии задачи и читаем слово, потом ладошки кладутся друг на друга крестом, получается знак +)

- Какой знак нам надо написать?

- Плюс!

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я.+»)

- Сколько яблок положила мама?

(вместе с ребенком ставим палец левой руки на слово «было» в условии задачи и проводим пальцем до цифры с буквой.)

- Мама положила 2 яблока.

- Записываем.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я. + 2 я.»)

- Какой знак нам надо поставить?

- Равно.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я. + 2 я. =»)

- Давай прочитаем пример.

(см. решение примера.)

- Запиши ответ в примере.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я. + 2 я. = 4 я.»)

- Мы с тобой решили задачу. А теперь запишем ответ. Сначала запишем слово «ответ».

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я. + 2 я. = 4 я.

Ответ: »)

- Сколько всего стало у нас яблок?

(вместе с ребенком ставим палец левой руки на ответ в примере)

- Всего 4 яблока.

- Вот это и запишем.

(на доске, в тетради: «Было – 2 я.

Дала – 2 я.

Всего - ?

2 я. + 2 я. = 4 я.

Ответ: всего 4 яблока.»)