Методика решения примеров на пальцах (начальный этап)
методическая разработка по математике по теме

Проневская Елена Эдуардовна

Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_resheniya_primerov.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методика решения примеров на пальцах (начальный этап)

Проневская Елена Эдуардовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 486 (ГБОУ СКОШ №486 ЦОУО ДО г. Москвы)

Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).

Перова М.Н. пишет: «Умственно отсталые исходят при решении задач или выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами Это приводит к тому, что, не умея отойти от этих штампов, ученик нередко дополняет условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную ему схему. Он вводит слова «всего», «осталось», «стало», «вместе» и на их основе выбирает действия.»

Учащиеся не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.

В тетради ребенка изображение предметов, в данном случае – треугольников, что позволяет повторить название геометрических фигур.

- Посмотри, что нарисовано? Назови.

Давай соединим точки и раскрасим первый треугольник.

(соединяем точки и раскрашиваем)

- А теперь давай посчитаем сколько треугольников мы раскрасили.

(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки превращается в «указку» и ставится на треугольник)

- Сколько?

- Один!

(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)

- Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.

- Один!

- Напиши.

(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)

- А теперь давай соединим точки и раскрасим следующий треугольник.

(соединяем точки и раскрашиваем)

- А теперь давай посчитаем сколько еще треугольников мы раскрасили.

(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки ставится на треугольник)

- Сколько?

- Один!

(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)

- Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.

- Один!

- Напиши.

(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)

- А теперь давай посчитаем сколько (обе руки ребенка широко разводятся в стороны)  всего (ладошки кладутся друг на друга крестом, получается знак +) мы раскрасили треугольников.

-Посмотри на свои руки. Какой знак надо поставить?

- Плюс.

- Давай его напишем.

(в тетрадь записывается знак «плюс» сначала между треугольниками, а потом между цифрами)

- После цифры один напишем знак «равно» (или «получится»).

(пишем)

-Мы с тобой записали в тетради пример.

-Прочитай, какой пример у нас получился.

(Указательный палец правой руки превращается в указку. Ставится в тетрадь под первую цифру в примере).

-Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.

- Один.

- Передвинь палец. Какой знак показывает тебе палец, смотри? Назови.

-Плюс!

(Очень важно, чтобы ребенок действительно научился переводить взгляд и палец, а не ждал, пока цифру или знак назовет мама. От говорящих детей надо добиваться самостоятельного ответа

Неговорящие дети показывают на пальцах. А родители добиваются, хотя бы звука обозначающего цифру или знак.)

-Передвинь палец на следующую цифру. Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.

-Один!

- Передвинь палец. Какой знак, он тебе показывает?

- Равно!

- Мы с тобой прочитали пример, а теперь нам надо его решить.

(Теперь левая рука превращается в счеты. Пальцы левой руки сжимаются в кулачок.

Указательный палец правой рука – в тетрадь под первую цифру примера.)

- Какая первая цифра в примере? Назови.

-Один.

-Покажи на пальцах. Держи пальцы!

- Какой знак в примере?

(Проследить, чтобы ребенок не забыл передвинуть палец-указку под знак. Если забыл – напомнить: передвинь палец под знак, но не делать этого за него. Ждать, когда он сам начнет это делать.)

-Плюс!

-Что значит плюс? Что надо делать с пальцами? Убирать или прибавлять.

- Прибавлять.

(Добиться ответа от говорящих, не спешить говорить за него!!! Дети – очень хитрые существа, очень быстро научаются использовать нашу нетерпеливость и ждут, когда мы не вытерпим и скажем ЗА них. Набраться терпения! Говори: при-бав-лять! )

-Сколько пальцев нам надо прибавить? Смотри в пример!

(Проследить, чтобы ребенок перевел взгляд и не забыл передвинуть палец под следующую цифру.)

-Говори!

- Один!

- Прибавляй!

(Вот тут  - методом отгибания по 1-му пальцу: 1, 2, 3. Следить, чтобы считал вслух, контролировать правильность отгибания пальцев, НО НЕ делать ЗА ребенка)

-Посчитай, какой ответ получился.

(Ребенок пересчитывает пальцы: 1, 2…. )

-Так сколько получилось? (Ребенок должен удержать в памяти итоговое число)

- Два!

- Где надо записать ответ?

- Возьми ручку, запиши ответ после знака равно. Какую цифру напишешь?

- Два!

- А теперь прочитай пример вместе с ответом.

(Палец указка ставится под первую цифру в примере и передвигается ребенком по мере называния или показывания числа)

- Один плюс один равно два.

Аналогично решаются и примеры на вычитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения

Возраст детей младших классов предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Поэтому необходимо использовать в работе следующие методики постановки произно...

«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»

«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»...

Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и пути их решения.

Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...

Методика ведения проектно- исследовательской деятельности на начальном этапе обучения и воспитания в условиях ФГОС.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвует в различных исследовательских работах.Успех исследования зависит от его организации.Исследовательская ра...

Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»

В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей...

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...