Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

 

     Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т. е. придания начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_vokrug_naspoyasn._zap.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«Утверждаю»  

директор МОУ Ершовской

СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

__________ Т.В. Гарькавая

___________2011 год

Приказ №__ от__________2011 год

                                       

«Согласовано»

зам. директора по УВР



__________________Т.Н. Винивитина

_________________ 2011год

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № ____

от _____________ 2011 года

_______________Т.С. Кирокосян

______________ 2011 год

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Класс: 4 «А»

Учитель: Агафонова Лариса Александровна

Количество часов на год: 30 часов

В неделю 1 час

 

 

 

с. Ершово

2011 год

Наглядная геометрия

Пояснительная записка.

     Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т. е. придания начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений у учащихся.

Основные принципы:

  1. Принцип деятельности – включает ребенка в учебно - познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
  2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
  3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
  4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». Учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.
  6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
  7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое  начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Цель учебного курса - усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы.

Задачи:

1. Обучение деятельности – умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

2. Формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

3. Формирование картины мира.

 

  1. Занятия проводятся с обучающимися  9 – 10 лет; в здании МОУ Ершовской СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова, на 1 этаже, кабинет №11.
  2. Наполняемость группы – 10 – 12 человек;
  3. Цикл рассчитан на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 30 часов;
  4. Режим занятий – 1 час в неделю, из них 2 (два) – диагностических (первое и последнее)

Содержание курса

        Диагностическая работа – 1 час. Систематизация и обобщение геометрического  материала, изученного в 3 классе. Построение  отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве. Развитие мышления, внимания, речи.

Треугольники – 5 часов

Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам. Систематизировать знания учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков. Развитие мышления, внимания, речи.

Площадь и ее измерение – 3 часа

Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Отработка вычислительных навыков. Формирование умений решать задачи повышенной сложности. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Отработка вычислительных навыков. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой. Планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. Обобщение знаний о единицах длины.

Числовой луч - 2 часа Понятие «числовой луч», «единичный отрезок», «Координаты точки». Определять координаты точки и строить их на числовом луче. Знакомить с принципом вариативности при решении поставленных задач. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.

Координатная плоскость – 3 часа. Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Уметь ориентироваться по координатам точек на плоскости. Познакомить с координатным углом, осью координат и осью абсцисс. Строить координатный угол, тренировать в чтении, записи названных координатных точек и обозначать точки координатного луча с помощью пары чисел. Проявлять интерес к геометрии. Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления.

Осевая симметрия – 4 часа. Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия».  Формировать умение моделировать из бумаги. Строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симме6тричные предметы. Способствовать развитию творческих способностей, Развитие пространственных представлений учащихся, творческих способностей, внимания, воображения, мышления. Мыслить логически.

Геометрические фигуры – 11 часов

Прямоугольный параллелепипед. Учить работать с чертежами тела.  Определять количество вершин, углов, граней: учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр. Строить развертку цилиндра. На чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нем новые элементы. Конус, построение его развертки. Пирамида.  Тренировка в вычерчивании разверток пирамид.  Познакомить с понятием «высота пирамиды». Шар. Изготавливать шар из кругов. Определять сходство и различия геометрических фигур. Различать плоские и пространственные геометрические фигуры. Чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». Откорректировать знания детей о геометрических телах.        

Итоговая диагностическая работа – 1 час. Проверить знания, умения, навыки учащихся, приобретенные в течение года. Обобщение и систематизация изученного геометрического  материала по курсу «Наглядная геометрия».

        По окончании программы обучающиеся должны знать (уметь): геометрические тела, находить объем тела и общую площадь поверхности тела; чертить некоторые пространственные фигуры на клетчатой бумаге. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; определять площади фигур сложной конфигурации;  ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наглядная геометрия

№п/п

Дата

Тема урока

Кол-

во

часов

Примечание

1

 Повторение изученного в 3 классе. Геометрический КВН.

Диагностическая работа.

1


2

Треугольники

5

2.1

Равносторонний и равнобедренный треугольники.

1


2.2

Измерение углов. Транспортир.

1


2.3.

Построение углов заданной градусной меры.

1


2.4.

Построение треугольника по трем заданным сторонам.

1


2.5.

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1


3

Площадь и ее измерение

3

3.1

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

2


3.2

Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.



3.3

Площадь. Измерение площади палеткой.

1


4

Числовой луч

2

4.1

Числовой луч.


4.2

Числовой луч.



5

Координатная плоскость

3

5.1

Сетка. Игра «Морской бой».


5.2

Сетка. Координатная плоскость.

 


5.3

Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.

 

6

Осевая симметрия

4

6.1

Осевая симметрия.


6.2

Осевая симметрия.



6.3

Симметрия.



6.4

Поворотная симметрия.



7

Геометрические фигуры

11

7.1

Прямоугольный параллелепипед.

3


7.2

Прямоугольный параллелепипед.



7.3

Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда.

7.4

Цилиндр.

3


7.5

Цилиндр.



7.6

Цилиндр. Закрепление изученного.



7.7

Конус.

1


7.8

Пирамида.

2


8.9

Пирамида.



7.10

Шар.

1

 


7.11

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

1

8

Итоговая диагностическая работа.

1


Учебный план

Категория обучающихся: 9- 10 лет, обучающиеся 4 класса

Количество часов: 30 часов

Срок обучения: сентябрь – апрель 2011-2012 года

Режим занятий: 1 час в неделю

№ п/п

Наименование компонентов и разделов

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Диагностическое

обследование

Практические занятия

1

Диагностическая работа

1

1

2

Треугольники

5

5

3

Площадь и ее измерение

3

3

4

Числовой луч

2

2

5

Координатная плоскость

3

3

6

Осевая симметрия

4

4

7

Геометрические фигуры

11

11

8

Диагностическая работа

1

1

ИТОГО

30

2

28

Итоговый контроль

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева С. Кто отгадает // Начальная школа. – 2002. - №4
  2. Глотова Э.А. Угловой градус // Начальная школа. – 2001. - - № 11.
  3. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Наглядная геометрия. М.: ВАКО, 2008.
  4. Краснова О.В.  Первые шаги в геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 4.
  5. Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. – СПб., 2000.
  6. Подходова Н.С. Подготовка учителя к изучению геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 1.
  7. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас // Начальная школа. – 2001. - №25.
  8. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  9. Шадрина И.В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии // Начальная школа. – 2001. - № 10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсу"Наглядная геометрия" 1класс

Представлена рабочая программа по геометрии с календарно-тематическим планированием для 1 класса...

Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности

Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина. Цель данной программы —...

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 2 «В» классе

Основной целью программы является построение единой содержательной линии курса геометрии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образова...

Рабочая программа по курсу «Наглядная геометрия» во 3 «В» классе

Рабочая прграмма по курсу " Наг8лядная геометрия" в 3 классе...

Рабочая программа по курсу Наглядная геометрия

Рабочая программа по курсу " Наглядная геометрия" для 4 класса  составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по факультативу «Наглядная геометрия» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по факультативу «Наглядная геометрия»  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов: Федерального  государственного образовательного ...

Рабочая программа внеурочного курса НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Наглядная геометрия представляет собой дополнительный материал, который может быть использован в сочетании с любым учебником....