Конспект по математике. Тема:"Взаимосвязь скорости, времени, расстояния"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Михайлова Анна Николаевна

 

Конспект урока по математике по образовательной системе «Школа 2100» по  учебникам Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П. «Математика (Моя математика)»  3 класс

Тема «Взаимосвязь скорости, времени и расстояния»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

По образовательной системе «Школа 2100»

По учебникам Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П.

«Математика (Моя математика)»

3 класс

Тема «Взаимосвязь скорости, времени и расстояния»

Подготовила конспект

Михайлова А. Н.

Сыктывкар, 2011

Цель: подвести детей к выводу о зависимостью между тройками величин – скорость, время, расстояние.

Задачи:

1.Образовательные: 

  1. познакомить с формулой движения, времени и расстояния;
  2. актуализировать знания  о нахождении расстояния;
  3. расширять словарный запас и кругозор;
  4. подвести детей к самостоятельному формулированию алгоритма поиска времени движения, если известны скорость и расстояние;
  5. систематизировать и закрепить решение задач на основе взаимосвязи тройки величин.

2. Развивающие:

  1. развивать наблюдательность;
  1. развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  2. развивать творческие способности;
  1. развивать умение взаимопроверки  работ;
  2. развивать математическую речь;
  3. развивать мышление: умение обобщать, сравнивать, логическое мышление.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать  самостоятельность;
  1. воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников;  
  2. формирование компонентов учебной деятельности: мотивация, рефлексия, постановка учебной задачи;
  3. воспитывать ответственное отношение к учебному труду, интерес к предмету.

Тип урока: урок введения нового знания.

Оборудование:

У учителя: карточки, учебник.

У учащихся: учебник,  тетради. 

Литература:

  1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Математика (Моя математика). Учебник для  3 - го класса в 3 -х частях. Ч 3. Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2009. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  2. Козлова С. А., Рубин А. Г. Математика. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е дополн. -  М.: Баласс, 2008. – 208 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Оформление доски

Цени минутку!

С. 38 № 4, 7

Двадцать восьмое апреля.

Классная работа.

Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.

v- скорость движения

 t - время движения

s - пройденное расстояние Формула  нахождения расстояния

s = v · t 

Формула нахождения скорости

v = s:t

Формула нахождения времени движения

t = s : v

Д/З:

С. 38 № 5, 6

Этапы урока

Содержание урока

Приме

чания

I. Орг. момент

Самоопределе

ние к деятельности.

- Ребята, сейчас у нас урок математики. Тема сложная, чтобы её понять надо быть внимательным и вдумчивым. Решайте в тетрадях задания, не как можно больше, а как можно лучше. Я проверяла ваши тетради, у многих из вас очень много ошибок в классной работе, делаете много, но не качественно.

II. Актуализация знаний и мотивация

- Что можно найти, зная скорость и время движения? (Можно найти расстояние).

- Чему равно расстояние? (Оно равно скорости, умноженной на время движения).

- Решите устно задачи.

1. Средняя скорость теплохода 36 км/ч, какое расстояние он преодолеет за 4 часа? (9 км). Почему 9? Как вы нашли?

2. Чему равна скорость автобуса, если за 2 часа он проехал 8 км? (16 км/ч). Почему? Как вы нашли?

 

III. Постановка учебной задачи

-  Послушайте задачу: Боно купался возле яхты и увидел плывущую к нему акулу. Через сколько времени акула достигнет яхты, если она плывёт со скоростью 300 м/мин и находится в 900 м от яхты?

- Правильная ли модель дана на доске? (Да). Как такая модель называется? (Схема).

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет). Почему? (Не знаем, как найти время). Какой вопрос у нас возникает? Чего мы не знаем? Какую же задачу поставим перед собой?  (Узнать, как находить время).

- Верно, сегодня мы научимся находить время и продолжим работу над темой «Взаимосвязь скорости, времени, расстояния».

На доске запись темы.

IV.  

«Открытие» детьми нового знания

- Что нам поможет ответить на эти вопросы и проверить наши предположения? Где искать ответы? (В учебнике).

-  Откройте учебник на с. 38 и найдите вопросительный знак. Прочитайте. Как ответить на этот вопрос? (Прочитать текст с восклицательным знаком). Прочитайте про себя. Вслух. Как можно найти время? (Надо расстояние разделить на скорость движения).

- С помощью чего можно найти время? (С помощью уравнения).

- Найдите второй знак вопроса на этой странице. Прочитайте.  Прочитайте текст с восклицательным знаком. Как обозначают скорость движения? (Маленькой латинской буквой v).  Время движения? (t). Пройденное расстояние? (s). Назовите формулу нахождения расстояния. (s = v · t). Прочитайте её хором. Назовите формулу нахождения скорости.  (v = s:t). Прочитайте её хором. Назовите формулу нахождения времени движения. (t = s : v). Прочитайте её хором.

-  Я повешу эти формулы на доске, чтобы они помогали нам сегодня решать задачи.

На доске карточки – формулы.

Физминутка

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт

Ушки моет, щёчки трёт

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

1, 2, 3, 4, 5

Хомка хочет сильным стать!

V. Первичное закрепление

Работа по учебнику

- Мы с вами познакомились с формулами нахождения скорости, времени и расстояния.  Что нам надо сделать, чтобы закрепить наши знания по этой теме? (Решить задания). Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тетради не забудьте сдать в конце урока.

Откройте учебники и найдите задание № 1. Теперь мы сможем ответить на вопрос задачи? (Да). Решим у доски, остальные в тетради с полным объяснением. Что нам известно? (Известна скорость и расстояние). Что надо найти? (Время). Как найдём? С помощью какой формулы? (Время = расстояние : скорость). Не забывайте записывать ответ, причём км, м, минуты? (Без точек).

- Какое задание поможет закрепить знания по теме? (№ 2).

- Верно. Ребята, те кто закончил выполнять задание, на доске «Цени минутку!» выполняйте.

- Задание № 2. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Надо решить задачи, заполняя таблицы). Почему надо заполнять таблицы? (Потому что видны тройки величин).

- Решим под буквой а. Что нам известно? (Время). Чему оно равно? (4 часа). В какой столбик мы запишем? (Во второй).   Что ещё нам известно? (Расстояние). Какое расстояние голубь пролетел? (120 км). В какой столбик? (Где написано расстояние). Что необходимо найти? (Скорость). Как найдём, какую формулу применим? (Скорость = расстояние : время). Какой ответ получим? (30 км/ч).

- Самостоятельно решите под буквами б и в. Не забывайте чертить таблицу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Теперь решим задание № 3. 1 человек у доски. Прочитайте. Что это? (Задачи). Под буквой а прочитайте. Что известно в задаче? (Пробежали 960 м каждый, Джим был 3 мин  в пути, Бук – 4 мин). Зная, что каждый пробежал 960 м и зная время в пути Джима, что мы можем найти? (Скорость Джима). Зная расстояние, которое пробежал Бук и зная его время, что мы можем найти? (Скорость Бука). Зная скорости Джима и Бука, что мы можем найти? (Разницу скоростей). Сколько действий получится? (3). Можно ли решить выражением? (Можно). Решите и запишите по действиям и выражением.

Проверка.

  1. 960 : 3 = 320 м/мин
  2. 960 : 4 = 240 м/мин
  3. 320 – 240 = 80 м/мин

Ответ: на 80 м/мин скорость Джима больше, чем у Бука.

960 : 3 – 960 : 4 =  80 м/мин.

- Проверьте своё решение в тетради.

VII. Включение в систему знаний и повторение

- Под буквами б и в самостоятельно. Б- 1 вар. В – 2 вар.

VIII. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Дача домашнего задания.

- Какую тему мы сегодня изучали? (Взаимосвязь скорости, времени, расстояния). Как связана эта тройка величин?  Какими буквами обозначаются эти величины? Назовите формулы нахождения скорости, времени и расстояния?  

- Какое новое знание получили? Что уже было известно?  Что было делать легко?  А что трудно?  Как преодолевали трудности? Какое задание было наиболее сложно выполнить?

- На доске показана шкала знаний. У себя в тетрадях начертите такую шкалу и отметьте свой уровень знаний: если всё понял, умею решать, то сверху, если не очень то посередине, если ничего не понял, нужна помощь, то снизу. Поднимите листочек.  Молодцы!

- Сегодня на уроке мне помогали: … и вам я ставлю 5.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: с.38 № 5 и 6. Тетради сдаём. Благодарю вас за урок!

На доске запись д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь скорости, времени, расстояния

В презентацию помещены задания для устного счёта, материал к задачам на движение....

Памятка по математике "Скорость.Параметрическое представление. Взаимосвязь скорости, времени и расстояния" (4 класс)

Памятка создана для работы на уроках математики в 4 классе при изучении темы "Скорость. Взаимосвязь скорости, времени и расстояния". На начальном этапе введения параметрического представления данных з...

Технологическая карта урока по математике. Тема: "Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием". Закрепление.

Технологическая карта урока по математике для 4 класса. Тема: "Взаимосвязь  между скоростью, временем и расстоянием".Закрепление....

Урок математики.Тема урока: «Скорость, время, расстояние».

Цели: сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем, рассто...