Задача
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Сырышева Надежда Семёновна

 

   Урок математики по теме «Задача» проводился в 1-м классе по учебнику «Моя математика. 1 класс» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (Образовательная система «Школа 2100»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadacha.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Урок по математике в 1классе

Тема. Задача.

                                                            Составила:

                                                                                      Сырышева Надежда

                                                                                      Семеновна

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                      высшей категории

                                         

г.Набережные Челны, 2008

Пояснительная записка

   Урок математики по теме «Задача» проводился в 1-м классе по учебнику «Моя математика. 1 класс» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (Образовательная система «Школа 2100»).

   Этот урок не первый в последовательности уроков, формирующих у детей представления о текстовой задаче. Мы решали задачи, начиная с первых уроков, воспринимая их на слух и составляя самостоятельно по рисункам и схемам.

   Последовательность работы с задачей, выстроилась следующим образом.

  1. На  первых  уроках,  научившись  разбивать  предметное  множество  на

подмножества по характеристическим признакам, мы каждый раз составляли по четыре равенства, при этом мы объясняли, что известно в каждом из равенств и что нужно найти, учились формулировать вопросы. При этом мы постоянно отрабатывали связь целого и частей.

  1. На уроке постепенно мы ввели схему-отрезок и действовали так же, как

на первом этапе. На этапе актуализации знаний решали задачи устно. Основной целью двух этих этапов было выработать основной способ действия при решении простых арифметических задач:

а) определяем, что нужно найти (целое или часть);

б) определяем, что известно;

в) определяем действие, с помощью которого мы будем искать неизвестное

(сложение или вычитание);

   г) записываем решение в виде числового равенства.

   3) Составляли самостоятельно тексты задач по опорным рисункам с дальнейшим анализом и записью решения.

   На данном уроке впервые были введены термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, схема, выражение, ответ; учащиеся познакомились с нормами оформления решения задачи в тетради.

   «Открытие» нового материала и формирование темы урока, закрепление нового материала сопровождалось компьютерной презентацией. Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Применение компьютерной презентации, различные методы и формы работы, работа с учебником позволили ученикам освоить новый материал.

      Тема.  Задача.

      Цели. 1.  Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие,

                     вопрос, схема, выражение, решение, ответ.

                 2.  Уточнить выработанное на предыдущих уроках представление детей о

                      том, что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков, учить

                      детей переносить условие и вопрос задачи на схему.

                 3.  Ввести нормы оформления решения задач в тетради.

                 4.  Закреплять навыки счета в пределах 10..

                 5.  Воспитывать интерес к решению учебной проблемы, аккуратность,

                      чувство товарищества.

      Оборудование. Мультимедийный экран, проектор, мультимедийная презентация

                                (приложение СД 1)

Этапы

урока

Содержание урока

Примечание


Актуализация знаний.













«Открытие» нового знания и формирование темы урока.













































































Первичное закрепление





























Выполнить тест.











Рефлексия.



  1. Работа с числовым отрезком.

     0 1 2 3 4 5 6  7 8  9 10

     - Счет до 10 и обратно.

     - Счет отрезками числового ряда (от 2 до 10, от 9 до 0).

     - Называем предыдущие, следующие числа, соседей

        чисел 5, 7, 9, 6, 4.

     - Счет по 2, по 3.


  1. Задача в стихах.

       Пять мышат в траве шуршат,

       Три забрались под кровать.

       Два мышонка спят под елкой

       Сосчитать мышей недолго?


  1. - Послушайте и сравните два рассказа.

а) На лесной поляне выросли четыре

    маленькие и одна небольшая незабудка.

            Сколько незабудок выросли на поляне?


        б) На лесной поляне выросли четыре

            маленькие и одна большая незабудка.

            Красивые были цветы?


   - Чем похожи и чем различаются эти рассказы?

      (Чтобы ответить на вопрос в первом рассказе, надо

       сделать вычисления, а  в другом рассказе не надо).

   - Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти

     в учебнике математики, а какой в книге по чтению?

   - Кто знает, как на языке математики называется

     рассказ, где нужно считать?

   - Что сегодня будем делать на уроке?

     (Узнаем, как называется рассказ, где нужно считать).

   - Ответить на вопрос нам поможет учебник.


   2) Читаем задание №1 на с.36.


Петя поймал утром               Петя поймал утром

двух крабов,                               двух крабов,

а вечером еще одного.             а вечером еще одного.

Сколько всего крабов

поймал Петя?

       Задача                                         Условие задачи   

         

    Рассказ, где  нужно считать , называется «задача».                

  - Сравните наши рассказы про незабудки с рассказами в

    учебнике.

  - Какой рассказ про незабудки можно назвать словом

    «задача»?

    (Словом «задача» можно назвать первый рассказ, где

    нужно считать, чтобы узнать, сколько незабудок

    выросло на поляне).


  1. Рассматриваем вопрос, чем отличается текст

        задачи от текста условия.

   - Что сообщается в условии задачи? (То, что мы знаем).

   - Что хотят узнать, задавая вопрос? (То, что неизвестно).

   - Как вы думаете, задача – это целое или часть?

   - Если целое, то разбиваем на части.


  1. На телеэкране фото детей: три девочки, три мальчика.

- Составляем задачу.

     Шли три девочки и три мальчика. Сколько было детей?

   - Назовите условие (прикрепить слово «условие»).

   - Повторите вопрос («вопрос»).

   - Чтобы ответить на вопрос, нужно решить задачу.

   - Сначала составим схему («схема»)


   - Составим выражение («выражение»)

              3+3  

        

      (что нужно найти целое или часть?)

   - Найдем значение выражения («значение выражения»)

                         3+3=6


   - Получим ответ: шесть детей («ответ»).


Вывод: называем части задачи.

Части задачи

Условие

Вопрос

Схема

Выражение

Значение выражения

Ответ



   Решение задачи на №4 на с.37.


             - Было 5 шаров. Шары лопнули и осталось 3шара.

             Сколько шаров лопнуло?

             - Назовите условие.( Было 5 шаров. Шары

             лопнули и осталось 3шара.)

- Назовите вопрос. (Сколько шаров лопнуло?)

Составим схему.


- Известно часть или целое?

- Известное целое – 5 шаров, часть – 3шара.

- Неизвестно целое или часть? (Неизвестно часть).

- Как найти часть? ( Вычитанием).

- Составляем выражение: 5-3

- Находим значение выражения: 2.

- Записываем решение: 5-3=2.

   Ответ: 2 шара. (Решение и ответ написать в

тетради).



   У каждого ребенка тест.

   Соединить части задачи со словом «задача».

           Вопрос

           Задача  Форма

        Выражение

        Ответ

        Цвет


- Что лишнее?

- Какой части нет?




Что нового узнали на уроке? С чем познакомились?

- Что такое задача?

(Задача – это рассказ с вопросом, когда ответить на вопрос надо выполнить вычисление).

- Назовите части задачи.


На экране появляется числовой отрезок

слайд 1










На экране появляются два рассказа слайд 2



















На экране появляется слайд 3
















































На экране появляется слайд 4







































Проверка по слайду 4

Использованная литература

  1. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.. «Моя математика» 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М., Баласс, 2005
  2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.. Учебник «Моя математика» 1 класс. - М., Баласс, 2006
  3. Программа «Образовательная система «Школа 2100». – М., Баласс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...