Урок математики в первом классе
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Тема: «Число и цифра 0».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: «Число и цифра 0».

Основные цели:

1. Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.

2. Формирование умений правильно писать цифру 0.

3. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный  момент.

-  Улыбнемся друг другу, дети.

Сядьте тихо, удобно, закройте глаза,

Опустите голову на грудь.

-  А сейчас тихо повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому…

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова моя мыслит ясно…

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня на уроке вы отправитесь  в гости к сказке.

Скок да скок,

Скок да скок –

Покатился колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

- Из какой сказки прикатился колобок?

- Молодцы, ребята! Да, только колобок-то не простой, а волшебный. Он поможет вам учиться.

  1. А что значит «уметь учиться»? (Самому понять, что ты еще не знаешь, самому постараться «открыть» новый способ.)
  2. С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Соотнесение графической модели с цифрой. Порядковый счет от 1 до 9.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Зайчик.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Нужно заполнить пустые места в таблице. Поможем колобку?

- Заполните карточку.

- Проверьте свою работу по образцу.

 (Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

А какие  кружочки мы используем для оценивания своей работы?

- Зеленый – если ты очень доволен собой.

- Желтый – вполне доволен.

- Красный – нужна помощь.

 - Оцените себя и  покажите соответствующий кружочек.

2) Тренинг вычислительного навыка.

Математический диктант.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Давайте поможем колобку!

- Я диктую выражения,  вы устно считаете, а на планшете записываете ответы.

  1. К 3 прибавить  4?   (7)
  2. Из  5 вычесть  3?   (2)
  3.  6 плюс 2?  (8)
  4. 7 минус 2?  (5)
  5. Из 9 вычесть 8?   (1)
  6. К 3 прибавить 1?  (4)
  7.  6  минус  3?  (3)
  8.   5  да   4?   (9)
  9. Из 9 вычесть  3?    (6)

  Проверьте по образцу на доске.

7, 2, 8, 5, 1, 4, 3, 9, 6.

  1. Расположите полученные числа в порядке возрастания и запишите  их на числовом отрезке. С какого числа начнете? (С числа один.)

- У некоторых детей на партах лежат карточки с числами. Возьмите их и встаньте у доски в порядке возрастания. Расставьте их на числовом отрезке на доске.

-    Проверьте свои числовые отрезки.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

  1. Оцените  и вы себя. Покажите соответствующий кружочек.

3) Пробное учебное действие.

  1. Что вы повторили? (Порядковый счет от 1 до 9, соотносили  графические модели  с цифрами и наоборот, складывали и вычитали  в пределах 9.)
  2. Что будете делать дальше? (Выполнять пробное действие)
  3. А зачем вам его нужно выполнять? (Чтобы понять, чего мы не знаем, и самим найти новое знание.)
  4. Готовы попробовать свои силы? (Да.)

  1. Что вам нужно сделать? (Выполнить действие вычитания.)
  2. Что нового в этом задании? (Мы вычитаем число само из себя)
  3. Попробуйте выполнить это задание с помощью числового отрезка и запишите ответ на планшетах.
  1. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите руки, у кого нет ответа?
  2. Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли найти ответ на числовом отрезке.)
  3. У кого есть ответ?

(Учитель записывает на доске полученные варианты).

-    Вы можете доказать правильность своего ответа?

  1. Значит, какие у вас затруднения? (Мы не можем обосновать свой результат.)

3.Выявление места и причины затруднения.

  1. Каким способом вы вычитали? (Мы решали с помощью числового отрезка.)
  2. Расскажите,  как вы это делали. (Начинаю движение из точки  9 влево на  9 шагов).
  3.  А здесь нет никакой цифры.
  4. Где возникло затруднение? (На числовом отрезке нет числа, которым обозначается его начало.)
  5. Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что это за число.)
  6. Мы еще не умеем его писать.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать число, с которого начинается числовой отрезок.)
  2. Вспомните, по какому плану вы знакомились с новым числом?   (На доске план)

                  План:

  1. Графическая модель.
  2. Цифра.
  3. Место на числовом отрезке.
  4. Состав числа.
  5. Реализация построенного проекта.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Медведь..

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

- Просит Мишка колобка ответить на такие вопросы:

 (Показываю пустой целлофановый пакет)

  1. Сколько яблок у меня в пакете? (Нисколько.)
  2. Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)
  3. Что общего в этих ответах? (В ответе ничего нет.)
  4. Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)
  5. Какая же тема урока? (Число и цифра 0.)

(Открываю  тему на доске).

  1. Есть ли у числа 0 графическая модель? (Нет.)

(Убираю первый пункт плана).

  1. Что вам нужно сделать дальше? (Познакомиться с цифрой 0.)

Нам цифру ноль в тетради написать,

как колобок нарисовать.

Да только ноль

Не колобок,

А просто он

Пустой кружок.

И значит цифра эта,

Что ничего здесь нету.

  1. Откройте учебник на стр.31. Рассмотрите образец написания цифры 0.
  2. Откуда начинаем писать цифру 0?     (Начинаем всегда со звёздочки)
  3. Все встали, приготовили ладошку. Я проговариваю, как пишется цифра 0, а вы пишите её на ладошке указательным пальчиком.  «Ставлю ручку чуть ниже верхнего правого угла клетки. Веду плавную округлую линию к центру клетки. Не доходя до нижней границы клетки, делаю поворот вправо. Поднимаюсь вверх к верхнему правому углу клетки и соединяю с началом».
  4. А сейчас все работаем в прописи. Запишите 3 цифры самостоятельно.
  5. Обменяйтесь тетрадями. Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
  6. Мы научились писать цифру 0. Отмечаем в плане смайликом. Запишем  0  на своем числовом отрезке.

 (Дети на моделях числового отрезка, учитель на доске ставят 0 у начальной точки. В плане рядом с пунктом 2  и 3 ставится смайлик)

  1. Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
  2. Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

(Убираю четвертый пункт плана, ставит смайлик).

  1. Посмотрите в учебник. В примерах встречается нуль? (Да.)
  2. Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

-      Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

(Если  товарищ говорит,  надо  внимательно слушать  его.

Говорить  нужно шепотом, не мешать   работе других пар.

Если мы  не можем  прийти к согласию по какому-то вопросу, то нужно  спросить  у учителя.

Если  ты в чем-то не согласен,  или  что-то хочешь добавить, нужно поднять  руку).

  1. Найдите в учебнике на стр. 30 задания под №№1,2.
  2. Прочитайте задание.
  3. Вам нужно попробовать объяснить решение примеров с помощью мешочков.
  4. Проверяем по образцу на доске.

 «К 3 треугольникам прибавили пустой «мешок», в результате получили те же треугольники, значит, 3 + 0 = 3»

(С помощью моделей рассматривается каждое свойство).

  1. Приведите свои примеры. (Записываю на доске)
  2. Что же получается при сложении числа с нулем? (То же самое число)
  3. А сейчас нам надо записать этот пример в общем виде.
  4. В математике принято записывать числа в общем виде с помощью букв.
  5. Вместо чисел 2, 3, 4 и др. пишем букву, например букву а.
  6. Что в этой записи будет обязательно? (Число 0.)
  7. Какой ответ должен был получиться? (Число, обозначенное буквой а .)

(На доске появляется запись первого свойства  а + 0 = а.)

- Какое свойство использовали во второй строке?

- Как запишем в общем виде?

(Аналогично рассматриваются другие свойства 0).

-      Как же нам проверить «открытие»? (Нужно посмотреть в эталоны.)

  1. Откройте свои эталоны. Найдите 43 страничку. Рассмотрите её.
  2. Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
  3. Вспомните, в чем было затруднение у каждого из вас. Смогли вы его преодолеть? (Да.)
  4. Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с 0.)
  5. - А пока, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Не под окном (руки в стороны)
А около
(руки вперёд)
Катился ноль и охал
(написать руками)
Охал, охал не под окном, а около. (
Руки к щекам перед собой, в стороны, вниз)

(Повторяя за учителем слова, дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.)
  2. Возьмите карточки.
  3. Что нужно сделать в этом задании?
  4. Работать будете в парах. Договоритесь, как будете работать.

Соедини выражение  со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 – 5 =

а + 0 = a

8 – 0 =

a a = 0

6 + 0 =

0 + a = a

0 + 2 =

а – 0 = a

-   Проверьте свою работу с образцом.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

-   Оцените себя и покажите соответствующий кружок.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Молодцы! Вы очень хорошо потрудились все вместе. Но можно ли сказать, что новый способ усвоен вами? (Нет, надо попробовать выполнить задание самостоятельно.)
  2. Тогда предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе.

- Катится колобок по полянке, а навстречу ему Лиса.

«Колобок, колобок, выполни моё задание, а не-то я тебя съем».

-Лиса хитрая, наверное, самое трудное задание даст колобку.

  1. Найдите  4, стр. 30.
  2. Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
  3. Проверьте по образцу.
  1. Оцените себя. Покажите соответствующий кружочек.

(Спрашиваю одного ученика:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить работу?

- Ты выполнил все правильно или были недочеты?

- Ты сделал все сам,  или с чьей-то помощью?)

- Что мы сейчас делали с ……?       (Учились оценивать свою работу)

  1. Молоды! Вы хорошо справились с этим нелегким заданием. А наш колобок покатился по полянке веселый и уже никого не боялся.

8. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Найдите в учебнике  5, стр. 31.
  2. Какое задание нужно выполнить? (Надо с помощью числового отрезка выполнить действия.)

(Дети комментируют решение так:

  1. «Из 8 вычитаю 0, получится 8, вычитаю 5 , двигаюсь влево на 5 шагов, получаю 3, значит, 8 – 0 – 5 = 3»).

(Аналогично идет работа над вторым выражением).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Вспомните, какой была тема урока? («Число и цифра 0».)
– Какую цель ставили перед собой на уроке?
(Познакомиться с числом и цифрой 0, узнать его графическую модель и свойства 0)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока?
(Да.)
– Обоснуйте свой ответ.
(Мы выполнили задание самостоятельной работы без ошибок.)

  1. Какие трудности остались на конец урока?
  2. Оцените свою работу на уроке и закрасьте  кружочек   в дневнике.

Зубарева Н. В.

1

3

7

4

9 – 9 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!»

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, творческие способности уча...

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация)

Урок знаний в первом классе «Первый раз – в первый класс!» (презентация) ЦЕЛИ: 1. Познакомиться с учащимися класса, с правилами поведения в школе. 2. Развивать логическое мышление, т...

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....