Урок математики во 2 классе Сложение и вычитание двузначных чисел
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

урок- сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_2_klass.doc64.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

                 Урок математики  2 класс.

Тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Форма урока: урок-сказка.

Уровень образования школьников: УМК «Школа 2100», 2 класс,

ЦЕЛИ:

Дидактические цели: продолжать формировать представления об устных способах сложения и вычитания двузначных чисел (сложение и вычитание круглых чисел путём сложения и вычитания числа содержащихся в них десятков), о нумерации двузначных чисел;

Развивающие цели: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения

Воспитательные цели: прививать  любовь  к  предмету  через  игру  и  игровые  ситуации.

Воспитание  коммуникативной  культуры  учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с дифференцированными заданиями, с текстом задачи, геометрический материал, муз. запись и отрывки из  к/ф «Приключения Буратино»,костюмы, презентация к уроку, 3 коробки: синяя, зелёная и красная, карточки с примерами и буквами, таблица.

                                             Ход урока.

I.Приветствие гостей. Слайд 1-2

_ Сегодня у нас на уроке гости и как гостеприимные хозяева окажем им внимание.

Уч-ца:  Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

             Возможно, есть классы и лучше и краше,        

             Но пусть в нашем классе вам будет светло,  

             Пусть будет уютно и очень легко!          

             Поручено нам вас сегодня встречать,              

             Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель: Спасибо! Будем надеяться, что  настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются за ваши успехи!

II.Психологический настрой на урок. Слайд 3

- Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите друг другу добрые слова. Вам понадобится их поддержка и помощь.

-Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения. Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

III.Введение в тему урока.

- Сегодня наш урок необычный. Он будет связан с миром сказки. А в мир какой сказки вы попадёте – узнаете, если найдёте в классе геометрические фигуры с буквами главного героя сказки.

Движение наглядного материала. Учащиеся свободно двигаются по классу и ищут геометрические фигуры. Музыка «Сказки гуляют по свету»

-Составьте из букв имя героя. Учитель в это время читает загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный:

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?..

Дети. Буратино! Слайд 4

Выбегает ученик в костюме Буратино.

-- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Ой, а куда я попал? Бр-р-р-р-р!

Дети: На урок математики  во 2 а  класс СОШ №15.

Учитель: А тема урока: Сложение и вычитание двузначных чисел.

Буратино: А я вот ищу золотой ключик. Ребята, а вы мне не поможете?

Дети: С удовольствием!

Буратино: Для этого надо пройти математические испытания. Вы готовы?

Я думаю мне не справиться без моей учительницы. А вы знаете её?

Дети: Мальвина..

Буратино: Пойду её поищу. Появляется Мальвина.(переодетая учительница)

Мальвина: Здравствуйте ув.гости и ребята! А я слышала голос Буратино. Куда он подевался?

Стук в дверь. Влетает сорока.

-Вам срочная телеграмма. Вручает одному из учеников (Читает.)

- Ребята, исчез Буратино! Помогите его найти. Друзья Буратино.

Мальвина (в роли учительницы) Ребята, я случайно узнала, что Карабас Барабас закрыл его в своём доме и , чтобы он не убежал повесил на дверь 2 больших замка. На доске 2 замка.

Мы можем открыть эти замки, если выполним задания.

IV. Устный счёт.

1 замок – минутка чистописания. 20;23 …, …, В тетрадях и на доске

У. Что общего у этих чисел?

Д. Они двузначные числа.

У. Что вы заметили?

Д. Числа возрастают на 3.

У. Продолжите ряд чисел до числа, у которого одинаковое количество десятков и единиц.

Д. 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44.

Числа записываются на доске ученики в тетрадях.

У. Какое число в этом ряду «лишнее»?

Д. Число 20. В нем нет единиц.

У. Назовите интересные числа из этого ряда.

Д. 44 – одинаковое число десятков и единиц.

23, 32, 41 – сумма цифр 5.

26, 35, 44 – сумма цифр 8.

29, 38 – сумма цифр 11.

У. Найдите сумму чисел: 20 и 23, 26 и 29, 32 и 35, 38 и 41.

Результаты записываются на доске.

У. Что вы заметили?

Д. Результаты увеличиваются на 12.

У. Снимите информацию с числа 12.

Д. Дюжина.

– Двузначное число, его соседи по натуральному ряду - 11 и 13.

– Сумма цифр 3.

– 12 месяцев в году.

-И вот открыт 1 замок. Но нам предстоит открыть 2 замок.

2 замок блицтурнир

- Какое сегодня число? С точки зрения математики , расскажите о нём.

- День недели? Какой он по счету?

- Какой месяц?

-Сколько концов у 2 палок?

- Стоят 2 барана. Один смотрит на север, а другой на юг. Видят ли они друг друга?

- Прочитайте названия цифр вслух, ориентируясь на знаки препинания:

1,2,3,4,5,6?7,8,9!0…

_ А кто сможет произнести по- английски.

V. Физминутка

 Буратино потянулся.

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Руки в стороны развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

VI. Закрепление пройденного материала. -Ой, а кто это к нам пожаловал? (под музыку выходят Лиса Алиса и Кот Базилио)

-Ребята, они утверждают, что вы не читали сказку  «Золотой ключик»? Давайте докажем, что это не правда?

- Мы слышали, что вы ищите Буратино?

- Так вы же не читали сказку «Золотой ключик»?

Базилио: Лиса Алиса, а давай проверим их? Может мы всё таки ошибаемся?

Лиса Алиса: Вы готовы к новым испытанием?

- Ой, а я ведь в детстве  не научилась читать.

- Что же делать?

- Базилио, может ты прочитаешь?

- Я то совсем слепой.Надо было учиться, когда мама заставляла, а не бегать. Маму надо слушаться.

- А давай Мальвину попросим она уж точно сможет прочесть.

Лиса Алиса: Мальвина, помоги нам!

- В какой стране происходит действия сказки? А на берегу какого моря?

- Что означает Буратино в переводе с итальянского?

- Кто автор сказки «Золотой ключик»? слайд

- Сколько монет положил Буратино в ямку на поле чудес?

- Какие волшебные слова произнес Буратино?

- Сколько раз он повторил их? А, что связывает сказку и число 3?

- Сколько монет дал Карабас Барабас Буратино?

Базилио и Лиса: Молодцы! Хорошо знаете сказку

Мальвина:-А вот ещё один герой сказки? Кто закрыл Буратино в чулан?

- Артемон. Слайд

- Этот чулан имел форму прямоугольника. Что вы знаете об этой фигуре?

VII.Работа тетрадях.

- начертите прямоугольник со сторонами 10 см и 4 см.Найдите сумму длин всех сторон прямоугольника-со сторонами 1 дм2 см и 7см.

VIII. Физминутка. Клип

IX. Решение уравнений.

Стук в дверь: Пьеро не смог прийти и просил вам передать. Вручается букет цветов. Там воткнута записка: Я очень люблю решать уравнения  и предлагаю вам решить их. Слайд.

Х +10=60         У-20=80       45+У=60

-Выберите себе уравнение и решите.

-Вспомните, пожалуйста, кто ловил пиявок в пруду? Дуремар. Кадр фильма

-А кто- нибудь знает, чем полезны пиявки? Ответы детей.

X. Решение задачи. У каждого уч-ся текст задачи. Запись в тетрадях.

В трех прудах плавало 45 пиявок. В 1 пруду 15 пиявок, во 2 пруду 20 пиявок.  Сколько пиявок плавало в 3 пруду?

- О чем говорится в задаче?

- Что нам известно?

-Можно ли ответить на вопрос задачи?

- Как узнать сколько пиявок во 2 пруду?

- Теперь можем ответить на вопрос задачи?

45-15-20=10 (п.) Ответ: 10 пиявок в 3 пруду.

Буратино: Ребята, я не могу справиться ещё с одним заданием.

- Маленькие черепашки –правнуки и правнучки черепахи Тортилы играли с коробочками, где спрятан Золотой ключик и перепутали надписи и теперь все  надписи  ложные. Как быть? Помогите!

Выносятся 3 коробки разных цветов: красную, синюю, зеленую. На красной коробочке было написано: «Здесь Золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «Здесь лежит гадюка».

У.Если отгадаете, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он Ваш»!

- Где же лежит Золотой ключик? Рассуждение учащихся.

Д. В зеленой коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на самой зеленой коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортилы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.

У. Вот ключик и у тебя Буратино! Давайте вместе дойдем до двери, которую надо открыть, и узнаем тайну  Золотого ключика.

У. Молодцы! Вы быcтpo cпpaвилиcь с этим заданием.

У. Вот мы и дошли до двери.

Учитель открывает сказочную дверь.

У. Ребята, здесь еще одно задание, но оно зашифровано. Давайте расшифруем его и узнаем тайну. Для этого нужно решить примеры «по цепочке».

40+30    35+14    67-4      20+9      57-24      76-72   25+30      

   З             а             и             в          н                 л       с

Учитель дает ученику карточку с примерами. Ученик устно решает первый пример, берет на столе у учителя карточку с правильным ответом, на обратной стороне которой написаны буквы, и выставляет ее на наборное полотно. Затем карточка с заданием передается «по цепочке».

29

70

33

49

33

63

63

55

63

4

49

В

з

н

а

н

и

и

с

и

л

а

У. Что это за предложение?

Д. Пословица.

У. Вы согласны с ней?

Д. Да!

У. Я тоже согласна. Если бы мы не выполнили все задания, то никогда бы не узнали тайну Золотого ключика.

IX. Итог урока

У. Чему мы научили Буратино? Что вам особенно понравилось на уроке? При выполнении какого задания вы испытывали трудности?

Дети отвечают на вопросы.

У. Какое настроение у вас после урока? Выразите его на лице у Буратино, рисунок которого находится у вас на парте. Дети выполняют задание.

У. На этом наш урок закончен. Мы узнали тайну Золотого ключика. Вы все были внимательны и активны. Благодарю вас за работу

- А вы хотите узнать какую оценку получили за урок? На партах карточки с числами ответами. Я читаю задание, вы ищите ответ и последовательно эти ответы соединяете.

-число в котором 2д.2ед.;0ед.5д.;2дм=..см; самое мал.двузн.число; самое большое двузн.число; 42 увеличить на1. В приложении

X.Д/з.Задание на дом вам приготовила черепаха Тортилла. Она очень торопилась, но приползла только к концу урока. Слайд их к/ф и д/з инд.карт по уровням У вас на партах карточки с заданием. Надо пройти через 3 столбика чисел так, чтобы, сложив их, в сумме получить 60.

Карточки вида:

Вариант I Получить число 60

X + X + X

X + X + X

X + X + X

X + X + X

X + X + X

X + X + X        

Вариант I Получить число 60

45 + X + X

45 + X + X

47 + X + X

47 + X + X

49 + X + X

49 + X + X        

Вариант III Получить число 60

45 + X + 11

45 + X + 9

47 + X + 11

47 + X + 7

49 + X + 9

49 + X + 7

Вариант I – детям с сильной подготовкой.

Вариант II – со средней подготовкой.

Вариант III – со слабой подготовкой.

Карточка-ключ у учителя:

45 + 4 + 11

45 + 6 + 9

47 + 2 + 11

47 + 6 + 7

49 + 2 + 9

49 + 4 + 7

                                                Приложение

Каждый учитель в зависимости от творческих способностей, творческого потенциала класса, темы, которую будут изучать на уроке, выбирает ту или иную форму проведения урока. Я знакомилась с разными формами и остановилась на уроке- сказке.

Опыт работы  показывает и убеждает, что математика не только совместима с художественной литературой, но их взаимосвязь ещё и стимулирует интерес ребят к тому и другому. Особенно плодотворной на уроках математики оказывается сказка, поскольку в любой сказке  главное – борьба добра  со злом..

Ведь дети младшего школьного возраста так чутки к этим нравственным категориям! Ради того, чтобы помочь героям сказки, преодолеть препятствия, помочь восторжествовать добру, они готовы на многое. Поэтому охотно и активно включаются в сюжет, решая по ходу игры те задачи задания, которые даёт им учитель. Этот урок тесно связан с уроком литературного чтения, т.к только закончили изучение этого произведения  и учащимся не создавало трудности отвечать на вопросы , связанные с содержанием произведения.

На уроке была использована театрализация сказки , что ещё сильнее вызывало интерес к уроку.

 Использовала  такие  приемы, как  психоэмоциональный  настрой  в  течении  всего  урока, смена  видов  деятельности, использование  игровых  ситуаций, физкультминутки.

  Для  обобщения  и  систематизации  знаний  были  использованы  различные  приемы и формы  работы: постановка  и  разрешение  проблемных вопросов и проблемных  ситуаций; игровая  ситуация; различные формы контроля; прием  домысливания, при  постановке  вопроса  к  задаче; анализ; прием поиска.

Учебно – познавательная  деятельность  была  организована  через  групповой  способ  обучения, фронтальную  работу  и  работу в парах, а также  через  индивидуальную  и  дифференцированную  работу. Такая  организация  работы  обеспечила  включение  каждого  учащегося  в  активную  деятельность  по  достижению  целей. При  выполнении  заданий  учебных  элементов  осуществлялась  не  только  уровневая  дифференциация, но  и  самоконтроль, взаимоконтроль   и  самооценка  выполненной  работы.

 При  подведении  итогов  урока  была  проведена  интеллектуально – эмоциональная  рефлексия.  

Такой  способ  взаимодействия  учителя и учеников, такая  структура  урока, метод  и  формы  урока  способствовали  успешному  формированию  конечного  результата  урока.

На уроке  применялась  информационная компьютерная технология -

обоснование необходимости применения информационных компьютерных технологий на школьных уроках, так как они усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся

.

Б

Воронина Диана Ташбулатовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Новотроицка Оренбургской области»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел. Устные приёмы вычислений."

Презентация к уроку математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел. Устные приёмы вычислений."...

Презентация к уроку математики по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел", 2 класс

Урок математики рассчитан на учащихся 2 -х классов по учебнику Петерсон Л. Г. Тема урока "Сложение и вычитание двузначных чисел". На данном уроке рассматривается общий случай сложения двузначных чисел...

Конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел» (2 класс)

Цель урока: знакомство с приёмом сложения двузначных чисел, заменяя одно из слагаемых суммой разрядных слагаемых или суммой удобных слагаемых....

Урок математики 2 класс "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик"

Цель: учить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик...

урок математики 2 класс сложение и вычитание двузначных чисел

урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание двузначных чисел"...

Конспект урока математики 1 класс «Сложение и вычитание двузначных чисел», УМК «Перспектива»

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели деятельности учителя: формирование умения складывать и вычитать двузначные числа без перехода через разряд; закрепление знаний нумерации д...