Активизация познавательной деятельности мпадших школьников на уроках математики
статья по математике по теме

Это выступление на районном семинаре учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_poznatelnoy_deyatelnosti.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

        Работая учителем, я поняла, что современное общество предъявляет даже ученику начальных классов ряд требований. Ребенок  должен быть всесторонне развитым, хорошо ориентироваться в современных условиях, осваивать компьютер, ставить перед собой перспективные цели. Поэтому  нужно постоянно повышать качество знаний . Начальная школа должна не только давать сумму определенных знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения, но и способствовать личностному развитию детей. Это требует от учителя постоянного роста, так как многие традиционные формы работы, силовые приемы воздействия, факультативные занятия  не дают желаемого эффекта. Нужны новые технологии, стимулы учебной деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая на основе разноуровнего   обучения).

       Мне кажется, что нельзя принуждать учиться, нужно заинтересовать, увлечь ребенка. Тогда проще научить мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы. Прочность знаний у младших школьников дается, в основном, тренировкой. Знания, приобретаемые малышами  на основе интереса, из любознательности,  содержащие не только программный, но дополнительный материал, легче усваиваются  младшими школьниками.

       Активизировать познавательную деятельность помогают различные технологии: проектные, исследовательские, личностно ориентированные, нестандартные уроки, построенные в виде экскурсий, путешествий, ролевых игр.

      Свою работу  я стараюсь организовывать так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов. Обучение должно идти впереди развития. Это и есть развивающее обучение. При этом учитель стимулирует, направляет, ускоряет развитие наследственных данных детей. В этом случае у них появляется мотивация, которая опирается на интересы, потребности, индивидуальный опыт. В этом случае  для малышей важно не только само усвоение знаний, но и способы их получения.

. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Доклад по теме: « Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Доклад по теме "Активизвция познавательной деятельности младших школьников на уроках  математики"...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активно...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

 Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, т.к. учение – ведущий ви...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.Л.Г. Петерсон      Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качес...