Учим таблицу умножения.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Мосова Светлана Филипповна

  В моём докладе отражены виды работ проведённых с уачшимися 2- 4 классов в классноу- урочных и внеурочных занятиях. Здесь можно найти классические упражнения и игры якутского народа. 

 Использовав эти виды работ я, достигла высоких результатов при обучении математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_uprazhneniy_pri_obuchenii_tablicy_umnozheniya.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

 В любой системе образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

   Что представляет собой современная математика ? Зачем она нужна? Эти вопросы задают учителям дети?

Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от уровня развития ребёнка.

 Часто говорят , что математика – это язык -современной науки так как язык математики распространён широко, во всех сферах науки.

   Однако выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: « Математика – это язык плюс рассуждение. Это как бы логика  и язык вместе.

  Математика язык для размышления. В нём сконцентрированы результат точного мышления многих людей.  Однако если вы не желаете,  то в этом многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходит от одного к другому.

 Таким образом математика позволяет сформировать определённые формы мышления, необходимые для изучения окружающего мира.

   У.У, Сойер в книге « Прелюдия к математике», -отмечает , что математика научить ребёнка решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придёт лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума, которая дала бы возможность решать задачи и ставить перед собой новые задачи».

  В последние годы увеличилась тенденция проникновения математических методов, в такие науки как история, филология, не говоря о лингвистике и психологии. Поэтому круг применяющих математику в своей деятельности расширяется.

  Изучение курс математики оказывает на формирование различных форм мышления: логического, пространственного, геометрического, алгоритмического.

    Она при соответствующей организации обучения учит сравнивать гипотезы, найти оптимальный вариант решения, ставить новые задачи, искать пути их решения.

   Математика помогает человека в осознании самого себя и формировать своего характера.

    Фундамент математических знаний, умений и навыков закладывается в начальной школе.

   Начальный курс математики по традиционной системе ( по программе М.И . Моро) как и другие системы курс интегрированный. В нём объединены арифметический,  алгебраи -

ческий, геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральных числах и числе нуля, о четырёх арифметических действиях с целыми натуральными числами и важнейших свойствах, а также основанные на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

   Начальный курс математики должен создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.  Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренной программой знаниями и умениями, но обеспечить необходимый уровень математического развития.

   Центральной задачей при изучении раздела «Числа от 1 до 100» является изучение таблицы умножения и деления однозначных чисел, которая изучается во 2 и 3 классах.

  Чтобы обеспечить прочное, доведенное до автоматизма .усвоение таблицы умножения , важно не только создать у  детей установку на запоминание , но и организовать тренировочную работу, а также систематический контроль за усвоением таблиц  каждым учеником.

     Тренировочные упражнения можно разделить на следующие группы.

I  упражнения связанные  с предметным смыслом действия умножения.

     К ним относятся:

 упражнения на соотнесение рисунка к готовому выражению.

  1. Рассмотри рисунок и объясни записи.

                     

                    

                    

                        4 х 6 = 24

       2.    Рассмотри рисунок и закончи записи:

            

            

           

                      5 х  =

3.    Запиши числовое выражение по рисунку:

             

              

               

                

       4.   Сколько на рисунке звёздочек? Подсчитайте разными способами.

                       

                       

                        

                         

                                                       4 х   = ?

                                                       5 х  =   ?

                       

       5     Замени сумму чисел их произведением:

                       2  + 2+  2+ 2 =                       10 + 10 +10 = 

                        7 + 7 + 7+ 7+ 7+ 7 =           25 + 25 = 

       6.   Замените произведение суммой и вычислите их:

6 х5    10 х 4     23 х 2

4 х 3    11 х 6     14 х 2

       7.   Замени сложение  произведением, используя предыдущий пример :

                          3 х 5 =                            5 х 6 = 30

                         3 +3 +….+ =                    +  +  +  +  =  

      8.    Сравни и вставь знаки  >  < =:

                                 4 х 4  *   4 + 4 + 4 +4

                                 3 х 5 * 3 + 3+ 3 + 3 + 3

                                 3 х 5 + 5 * 3 + 3 + 4 +3 + 3

                                       4 х 5 + 5 * 4 х 6

        9.    Игры : «Метро»,  «Магазин», «Компьютерный салон.  «Телефон - автомат», где    

              производится обмен денег на монеты ( 10,5, 3,2,1 копейками).

  1. Упражнение на усвоение знаний компонентов умножения и различными чтениями   примера на умножение.  

      1.  Назови название каждого числа и вычисли произведения:

                                  2 х3     9 х3    1 х 2    4 х 4    2 х 6

                                  3 х 4    2 х 5    6 х 3    7 х 4    4 х 8  

       2.Заполни таблицу:

Первый множитель

2

4

9

Второй множитеь

3

6

5

7

Произведение

12

9

18

8

10

9

21

  1. Математичесикй диктант:

             Первый множитель 4,  второй множитель 5

       Чему равно произведение чисел 9 и 3.

       Чему равен второй множитель, если первый множитель равен7, а произведение 21?

3.   Прочитай выражение : 5 х 6  

Варианты чтения выражения (  1.Пятью шесть тридцать.

                                                     2. Пять умножить на шесть получится   тридцать.

                                                     3. Первый множитель 5 второй множитель

                                                         6 произведение 30 .

                                                     4. Произведение чисел 5 и 6 равен 30.

                                                     5. Если 5 увеличить в 6 раз получится 30)

Всего пять вариантов чтения.

                     

  1. Упражнения связанные с переместительным свойством умножения.

       1. Какое произведение больше? Объясни свой ответ.

                          3 х 8 или 8 х3    2 х 4 или 4 х3   2 х9 или 8 х 2

       2. Реши пример используя первые

                           4 х 3=12        5 х3 = 15           4 х 6 = 24

                           3 х 4 =           3 х 5 =              6 х 4 =

       3. Дополни пример и найди его значение:

                          7 х    = 56           х 9 =27       9 х    = 72

                           х  7   = 63        9 х  =          х  9 =   72

       4. Сравни и поставь знаки < > =:

                          3 х 8  *  8 х 3     7 х 5 – 5  *  5 х 7 + 5

:

       5.  Спиши заполняя пропуски. Проверьте равенство.

                      5 х  4 = 5 х 3 + *      7 + 6 х 2   = 9 х 2 + *

                      3 х 9 =  3 х 6 + *       4 + 3 х3  + 3 х 2 + *

  1. Упражнения на увеличение числа в несколько раз.

       1.  Увеличь каждое число в 2 раза:

                                 2, 4, 5, 8, 9,

       2. Частное чисел 24 и 6 увеличьте в 5 раз.

      3.  Напишите все однозначные чётные числа и увеличьте каждое число в 3 раза.

       4. Найди число , которое в 6 раз больше чем 7 .

  1. Упражнение на усвоение таблицы умножения и   соответствующих им деления.

1..Для усвоения таблицы умножения важно проводить упражнения на выявление всех случаев умножения и их результатов в числовом промежутке.

От 1 до 10, от 11 до 20, от 21 до 30, от31 до 40,  от  41  до 60, от 61 до90.

Важно при этом обратить внимание учащихся по сколько примеров можно  записать с ответом 4 и9,  6 и 8,  10 и.т. д.

Например:

           4           6             8             9            10

        2 х 2     2 х 3      2 х 4      3 х 3         2 х 5

                     3 х 2      4 х 2                       2  х 5

Эта работа способствует сознательному усвоению табличных случаев умножения.

  1. Найдите примеры на умножение с результатом 32, 36  и записывайте    

       соответствующие деления:

  1.        36

                4 х 8      4х 9     32 : 4     36 : 4

                8 х 4      9х 4    32 : 8      36 : 9

  1. Назвать результаты, по которым можно составить четыре примера на умножение и  

      деление, или три примера на умножение и деление

      5. Сколько примеров на умножение и деление можно составить с результатом 14, 16, 24

         и.т. д. назвать примеры.

 

      6.  Могут ли быть в таблице умножения со следующими ответами :  11, 23, 89,54?

      7.  Могут ли быть сомножителями числа 2, 3, 4, 5 в примерах с результатом 54? 30? 12?

      8.  Что можно сказать о каждом последующем результате в таблице умножения на 2, на  

          3, на 5, и.т.д.

      9. Найти произведение чисел  4 х 6 , назвать последующий результат в    

          таблице  умножения на 4, на 6.

     10. Назвать как можно больше примеров на умножение и деление с числами 8,16, 5  

           и.т.д.

      11. Назвать произведение в порядке возрастания:  3 х 6, 3 х 2, 3х 9, 3 х 5, 3 х 8, 3 х 3,

      12 Сколько рабочих дней в двух неделях?. Трёх неделях?

           Сколько пальцев рук у двух человек?

           Сколько дней составляет четыре недели и четыре дня.

          Сколько ножек у 5 коров, у 6 коров.

         Сколько ножек у двух осьминожек, у пяти ?

   

       13. Какие числа можно представить в виде двух одинаковых множителей:

                                     49, 12, 24, 4, 16, 36,

       14. Какие числа нельзя представить в виде одинаковых множителей:

                              54, 14, 25, 8, 36.

 

       15.   Из данных чисел выбери пары,  произведения или частные которых равны 6:

                           1, 4, 6, 2, 12, 3, 8, 36.

     

        16. . Из чисел 12, 30, 42, 18, 54, 36 выбери и выпиши те, которые делятся на 6, но не

              делятся на 4.

        17.   Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными:

               3 х 4 -2 = 6               16 -14 х 2 = 4       16 + 12 : 4 = 7

              18 : 22 – 13 = 2       7 х 12 – 5 = 49       37 – 30 + 7 = 0

  18. Какие пары чисел можно вставить в окошки, чтобы равенство было верным:

 

                  8 х  :  = 4                     9 х  : 6 = 6

   19.  Спишите заполняя пропуски:

   

                       63 : 9 =  : 2        32 х 4 = 4 х

                       4 х 9 =  6 х          : 6   = 35 : 7

                       8 х 3 =   х 6         : 9 =   : 8

     20.  Запиши только ответы за 5 минут:

            9 х 6        3 х 8       7 х 8         4 х 6

            64 : 8       32 : 4      24 : 6        5 х 5

            6 х 7         1 х 9      36 : 9        7 х 6

            27 : 9        5 х 6      9 х 2          7 х 9

21.  .  «Кто больше …»   У детей карточки с цифрами, у учителя  фишки.

       На доске заранее записываются 10 примеров на умножение и деление.

        За правильный ответ выдаются фишки , по количеству собранных фишек дети  

 оценивают свои  знания.   Если количество фишек 10, то ставится - «5»,

                                                                за 9 -8 фишки   -  «4»,

                                                                     7 – 6              -   «3»,

                                                                      5 или менее  - «2».

22   Вставь знаки: х , : :

   45 *   = 9       9 *  = 0         * 9 = 8         56  *  =  

  1 *   3 = 3          0 * 2 = 16       64 *  = 8       42 *  =

23.  Вставь цифры, чтобы записи были верными:

            4  : 8 = 6         4 : 3 = 8             х 6 = 4

             6 :  = 8         х  8 =  4        5  х  =  5

24 .  Замени местами числа так, чтобы равенства были верными.:

                   А) 69 : 3 = 7              б)   89 : 1 = 9

                   В) 7 х 6 = 58              г) 9 х 4 = 56

   

      25.  Компьютер выполняет четыре арифметических действия. На мониторинге        

             показалось число 15 . Какие числа заданы компьютеру?

                   х 3        - 19        + 3      :х 8            + 6         : 7          - 7        :х 5

                                                                                        = 15                                

      26..  Вставь знаки действия так, чтобы равенства были верными.   .

                                А) 9   9   9 = 2      б)   9   9  9 = 90

                                В) 9   9    9 = 10     г)   9   9   9   = 9

  1. Найди лишнее в ряду чисел.

 

                  2,4, 6, 8, 9, 10 12, ..

28.   Заполни пропуски :

  1. 3,6, 9, 12, ……,  27
  2.  5, 10, 15, ……. 40

  1.  Поставь знаки ( без скобок), чтобы выражения имели указанные значения.

                             30 * 6 * 3 = 15             20 * 4 * 2= 40

                             30 * 6 * 5 = 28             20 * 4 * 2 = 28

                             30 * 6 * 3 =12              20 * 4 * 2 =  78

       

       30.     Примеры для беглого счёта.

                      7 + 9        50 – 19               6 х 8        14 : 7      

                          : 4              + 8                   - 18          + 7

                          + 20            : 6                    : 5             х 6

                          : 8               х 5                    + 11         - 14

                             _____________________________________

                               

        Но для активного и прочного усвоения надо проводит игры. Такие традиционные игры, как  «Молчанка»,  «Заселяем дома», «Кто быстрее», «Собери урожай», «Магазин», «Футбол», «Парашютисты», «Лесенка»,  «Лабиринт», «Домино», « В пруду». Кроме того при играх «Хабылык», «Баайа», «Тырыы²ка» можно детям предложить сосчитать по 2, 3, 4, 5  и найти  результат умножением.

 

              Проверить сформированность навыков табличного умножения и деления помогают математические диктанты, выполняемые на одноразовых листочках. Ученик пишет только ответы, примеров диктуемых учителем. Диктанты могут разнообразные.

  1.  Напиши только ответы. ( 5 7 минут)

             7 х 5     10 : 5      6 х 6     18 : 3

             3 х 9      2 х 6      30 : 5    15 : 3

             6 х 6      4 х 9       24 : 3    27 : 3

             5 х 7      5 х 5       21 : 3    28 : 4

2.  Самодиктант. «Проверь себя. За сколько минут выполнил диктант.»

              7 х 5     35 : 5     8 х 6     12 : 2     5 х 7      42 : 6

              5 х 8     45 : 9    5 х 6       60 : 6    7 х 9      28 : 7

              3 х 5     5 : 5      6 х 7       6 : 1      3 х 7      56 : 7

              8 х 5     30 : 5     9 х 6       4 х 7     63 : 7     9 х 9

3.    Диктант в парах.

 

4.    Диктант в группах.  

 

Проверки этих диктантов проводятся самими детьми,  При ученики учатся находить ошибки, исправлять их, Проверка помогает формировании самостоятельности, уверенности в свои знания и предупреждает ошибки. Виды самостоятельной проверки могут быть разные: сверка ответов, записанных на доске, чтение ответов учеником, заранее проверенным учителем.

  1. Математический диктант:
  1.  Какое число меньше от числа 32 в 8 раз?
  2. Чему равно произведение чисел 9 и 6?
  3. Чему равно делимое, если делитель  равен 6, а частное 8?
  4. Во сколько раз 56 больше чем 8?
  5. Чему равно частное чисел 42 и 7?
  6. Какое число больше от6 в 3 раза?
  7. Произведение 5 и неизвестного числа равен 20 Найди неизвестное число.
  8. Чему равен второй множитель, если первый множитель равен 7, а произведение равно 28?
  9. На сколько больше16 чем 6?
  10. Запишите выражение и вычисли его значение: частное чисел9 и3 увеличить в 2 раза.

               Математический диктант:

  1. На сколько надо разделить 24, чтобы получилось 0.
  2. Увеличь 8 в 4 раза  Увеличь 4 в 8 раз.
  3. Найди частное 9 и 9.
  4. Во сколько раз 7 меньше 28? На сколько 28 больше 7?
  5. Произведение каких двух чисел равно 18 ( напиши не менее трёх примеров).
  6. Частное каких двух чисел равен 8.? ( напиши не менее трёх примеров).
  7. Какое число нужно взять слагаемым 7 раз, чтобы получить 21 раз?
  8. Запиши два двузначных числа, у которых в разряде единиц, записана цифра 6 и которые делятся на 8.
  9. Из данных чисел выбери пары,  произведения или частные которых равны 6:

                           1, 4, 6, 2, 12, 3, 8, 36.

10. Из чисел 12, 30, 42, 18, 54, 36 выбери и выпиши те, которые делятся на 6, но не делятся на 4.

11. * Запиши произведения наименьшего двузначного числа и наибольшег однозначного числа.

            Математический диктант вида « Да. Нет»

  1. Числа 13, 15, 17, 19, и 21 - нечётные.
  2.  Если делимое 25. а делитель равно 5, то частное равно 6.
  3. 2 десятка меньше чем произведение  чисел 4 и5.
  4. Произведение чисел 5 и 7 равен 35.
  5. При умножении любого числа на 0 поучается 0.
  6. Число 36 больше чем числа 4 в 9 раз.
  7. Если число 6 увеличить в 7 раз, то  получится 48.
  8. Число 28 делится на 7, но делится на 4.
  9. Частное чисел 54 и 6 равно 9.
  10. Число 4 меньше чем произведение чисел 3 и 1.

Изучение темы « Табличное умножение и деление» заканчивается открытым уроком для родителей, где учащиеся показывают свои знания по данной теме. Внеклассным занятием «Брэйн ринг.» или общественным смотром знаний.

 

Использование такой системы упражнений по усвоению табличных случаев умножения и деления даёт возможность прочному и сознательному  усвоению таблицы. Развивает психические процессы и мыслительную деятельность учащихся. А как мы все знаем прочное знание таблицы умножения является залогом успешного обучения в старших классах.  За 4 выпуска у нас не было такого ученика, который не знал бы таблицу умножения.  А знание таблицы даёт развитию вычислительных навыков работа помогает сформировать прочные навыки табличного умножения и деления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по математике: "Учим таблицу умножения с увлечением"

Тема.«Учим умножение с увлечением». Табличное умножение. Цель:заучивание табличных случаев умножения в игровой форме. Форма проведения:фронтально, индивидуальн...

Учим таблицу умножения

https://2-na-2.ru/traning.ph...

Учим таблицу умножения

Тренировка вычислительных навыков...

Математический тренажёр: "Учим таблицу умножения" для 2-3 классов.

Математический тренажёр «Учим таблицу умножения» применяется на уроках математики к  любому  УМК  во 2 – 3 классах с целью отработки навыка табличного  умножения. (Используется инт...

Учим таблицу умножения в 1 классе

В начальной школе многие учителя сталкиваются с тем, что дети неохотно учат таблицу умножения. Я хочу поделиться опытом, как это сделать весело, полезно и интересно, уже в первом классе. В материал вк...

Тренажёры по математике "Учим таблицу умножения"

Письменные случаи табличного умножения и деления вызывают у младших школьников наибольшие затруднения. Предлагаемый материал предназначен для самостоятельной работы учащихся 2 класса, как в школе, так...

Учим таблицу умножения. (Таблица на 6)

        Процесс заучивания таблицы умножения бывает долгим и мучительным. Не всем детям  удается быстро ее выучить . Я делаю электронные тренажеры, чтобы сделать процес...