Выделение части из целого
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Устюжина Надежда Ивановна

Цели урока:

1) научить выделять часть из целого.

2) Формировать УУД:

- Личностные: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka_.docx28.96 КБ
Office presentation icon urok_matem_ni_ustyuzhinoy.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе.

 УМК «Развивающая система Л.В. Занкова».

Тема: Выделение части из целого

Цели урока: 

1) научить выделять часть из целого.

2) Формировать УУД:

- Личностные: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.  

 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
  2. Предметные: выделять часть из целого, уметь определять закономерности в построении числового ряда, распознавать геометрические фигуры, выделять часть предметов из большей группы на основании определенного признака.
  3. Метапредметные: 

 Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. 

 П: строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 

 К: учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

Задачи: 

1)образовательные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом выделения части из целого, закреплять знания по нумерации  числа от 1до10;

2)развивающие: развивать мыслительные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.

3)воспитательные:  способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;

4)Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий для учащихся на уроке.

 Основные понятия: часть, целое.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир.

Ресурсы: 1) основные: Н.Б. Истомина. Математика. Учебник для 1-го класса. Стр. 111.

 2) дополнительные:  презентация, интерактивная доска,  индивидуальный  геометрический набор «Считаем сами», числовой веер, алгоритм самооценки для этапа рефлексии (смайлики).

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять часть из целого, планировать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Организация пространства: Фронтальная работа, парная  и индивидуальная  работа.

Ход урока:

1.Организационная часть

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Учитель: 

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие, во время которого вы сможете открыть один важный математический секрет. Но путешествовать мы будем не по суше, а опустимся под воду. Закройте глаза, мы переносимся с вами на берег океана.

Слайд 2. При переходе к этому слайду автоматически начинает звучать шум моря. Шум сам затихает через несколько секунд. Этот слайд стоит фоном во время беседы учителя и детей.

Учитель: 

- Путешествие наше будет сказочным, и помогать нам будет сказочный герой. Угадайте, кто это может быть?

Дети называют сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой.

2.Устный счет.

Учитель: 

- Вы назвали много сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же это на самом деле? Для того чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на пляже. Вам нужно собрать ракушки, на которых написаны числовые выражения с ответом 7. Если вы называете правильный ответ, появляется буква, которая есть в имени этого сказочного героя, если вы называете неправильный ответ, ракушка остается на пляже. Когда вы найдете все ракушки – мы все вместе прочитаем имя нашего «экскурсовода».

Слайд 3. Цель: повторить состав числа 7. При смене слайда появляются ракушки с примерами. Дети должны выбрать ракушки с ответом 7. При выборе правильного примера на экране появятся буквы имени героя, при неправильном – ракушка закачается. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо. 

Учитель:

- К нам приплыл Немо, он зовет нас в подводное царство. Ныряем?

 (предлагаю детям «нырнуть» стоя, зажав нос и как бы задержав дыхание, присесть под парту, затем встаем и садимся на свои места)

Учитель: 

- Вот мы и под водой. Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте превратимся в рыбок? Для этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки.

Дети в парах складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы.

Учитель: 

- Какие красивые рыбки у вас получились, а теперь посмотрите на доску и сравните свою рыбку с той, которую собрал Немо. У кого такая же, поднимите руки.

Слайд 4. Образец  рыбки.

Учитель:

- Какое задание еще можно выполнить с данными фигурами?

(Разделить их на группы - треугольники, прямоугольники, круги; по цвету)

Слайд 5. Геометрический материал. Задание интерактивное. Фигуры можно свободно передвигать. Для перетаскивания фигур необходимо первым щелчком выделить нужную фигуру и, перетащив ее, щелкнуть по тому месту, куда ее надо поставить. 

Учитель: 

- Ну вот, мы сложили рыбок, а теперь будем превращаться в них.

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

Дети изображают движение волн. На счет три застывают в виде какого-нибудь морского обитателя.

Учитель: 

- Вот вы и готовы к подводному путешествию. Опускаемся на дно. Кто здесь? Нас с Немо встречает морская звезда, она хочет поиграть с нами в игру ««Лопни пузырек»

(дети работают числовым веером)

Учитель: 

- Звезда будет предлагать вам решить числовые выражения, а вы должны быстро, пока пузырьки поднимаются наверх, найти значение выражения и лопнуть нужный пузырек. Ваша задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке было приятно играть с вами.

Слайды 6-10. Игра запускается щелчком по морской звезде. После решения одного выражения надо щелкнуть по выноске с заданием для перехода к следующему заданию. Переход к слайду 10 – также по выноске с выражением.

Учитель: 

- Вы молодцы! У вас хорошая реакция! А вы заметили, какие именно числовые выражения вам надо было решить? Это были выражения одного типа или они чем-то различались? (Это были примеры на сложение и вычитание).

Учитель: 

- Сегодня мы с вами будем решать такие примеры и узнаем один математический секрет об этих действиях. Отправляемся дальше?

Слайд 10. Переход к следующему заданию. При щелчке по слайду Немо уплывает.

3.Изучение нового материала

Слайд 11.  Цель: создать условия для самостоятельного вывода детьми о нахождении части от целого.

Учитель: 

К кому мы приплыли?  (Дельфину).

 Комментарий для учителя. По щелчку Немо и дельфин уменьшаются, как бы отплывают, и появляется поле для картинки-условия задания. По щелчку на поле выплывают пять зеленых рыбок и одна желтая. С помощью учителя дети составляют выражения по рисунку на экране и делают вывод. Работа осуществляется по щелчкам.

Учитель: 

Дельфин предлагает нам составить 4 равенства по содержанию следующего рисунка:

5+1=6                

1+5=6

 - Каким свойством воспользовались?

- прочитайте числовое выражение на сложение разными способами

- назовите целое число, почему оно целое? (оно самое большое)

- назовите части от целого (1,5)

- составьте еще 2 равенства

6-1=5

6-5=1

- прочитайте числовое выражение разными способами

- назовите целое число (6)

- что находили в этом выражении? (часть)

- как находили часть? (от целого отнимали известную часть)

Учитель: Так значит, как найти часть от целого числа? (надо от целого отнять известную часть) -  вывешиваю таблицу на доску.

- Умение находить часть от целого числа, и есть тот математический секрет, который мы с вами раскрыли, давайте еще раз его прочитаем (читаем с интерактивной доски)

4.Первичное закрепление нового материала.

Слайд №12. На нем написаны числовые выражения.

Учитель:

- Немо хочет узнать, как вы умеете находить часть от целого. Перед вами числовое выражение:  

? + 4 = 7

- Что неизвестно часть или целое? (часть)

- Как найти часть от целого? (надо от целого отнять известную часть)

7-4=3

Проверка:

3+4=7…

Физминутка

Учитель: Ребята, какие вы молодцы! А теперь дельфин предлагает нам отдохнуть.

                     Синее море и желтый песок,

 Качает, качает волна катерок,

           Дельфины как дети играют с мячом,

             И прыгают в небо, и машут хвостом.

Они веселятся, играют, поют

           И зрителям в море скучать не дают.

5.Закрепление нового материала

  Учитель: 

- Какой математический секрет вы узнали? (чтобы найти часть от целого, надо из целого отнять известную часть). Ребята, а знаете ли вы, что зная этот важный секрет, вы можете решать не только числовые выражения, но и выполнять другие задания?

      Давайте откроем учебник на стр.111 № 263. Прочитайте задание, которое приготовили для нас Миша и Маша.

«Петя сделал 7 корабликов  и 3 из них подарил Саше. Обозначь каждый кораблик квадратом и покажи, сколько корабликов Петя подарил Саше и сколько у него осталось».

(уч-ся работают со счетным материалом «Считаем сами»)

Учитель:

- Сколько квадратиков  положили? (7)

- Что обозначают эти квадратики? (кораблики)

- что сделал Петя с корабликами? (подарил их Саше)

- сколько штук он подарил Саше? (3)

- он подарил кораблики из этих же семи или взял еще откуда-то? (из этих же семи)

- отодвиньте в сторону кораблики,  подаренные Саше

- сколько корабликов осталось? (4)

- как получили 4?

- запишите это равенство в тетрадях (один записывает на доске)

7-3=4

Проверка и повторение правила:

- назовите целое число(7)

- чем является число 3? (частью)

- что надо было найти? (другую часть)

- как найти часть, если известно целое и другая часть? (надо от целого отнять известную часть)

6.Итог урока

Слайд 14. На слайде в мутной воде изображен осьминог.

Учитель: Молодцы! Ну что ж, мы опустились на самое дно. Сюда почти не доходят лучи света. Здесь живет старый осьминог. К нашему старичку-осьминогу редко приходят гости, и он любит послушать интересные истории. Расскажите осьминогу, что вы делали на уроке, что вам понравилось больше всего (если останется время, то учитель может рассказать дополнительный материал про морскую звезду (морские звезды относятся к иглокожим – у них на поверхности тела выступы похожие на шипы. Конечности морских звезд называют лучами или руками. Интересно, что если звезда потеряет луч, то она сможет вырастить его снова, а если от звезды хищник оторвет большой кусок, то из него вырастит еще одна, новая, морская звезда), дельфина (дельфины – это морские млекопитающие. Это не рыбы, а звери. Так как не откладывают икру, как рыбы, и кормят своих малышей молоком, как кошка котят. Дельфины не имеют жабр, дышат воздухом, поднимаясь на поверхность, чтобы вдохнуть единственной видоизмененной ноздрей. А еще дельфины считаются одними из самых умных животных на Земле, по своему разуму они очень близки к человеку, осьминога (осьминоги в опасной ситуации защищаются от врагов, выпуская чернильное пятно, которое не только мешает нападающему видеть, но и не дает чувствовать запахи), провести воспитательный момент по бережному отношению к подводным богатствам).

Слайд 14. Фон для прощания и подведения итогов урока. По щелчку появляются фигуры красного и желтого цветов – опоры для рефлексии.

          А теперь оцените свою работу на уроке, для этого выберите смайлик того цвета, который вам больше всего подходит: если вам было легко выполнять задания – покажите мне смайлик желтого цвета, а если вы испытывали затруднения, делали ошибки - покажите смайлик красного цвета (щелчок). 

Учитель: Ну что ж, давайте прощаться с Немо, нам пора возвращаться в класс, так как урок подошел к концу. Закрыли глазки. Всплываем!

Слайд 14. Фон для завершения урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...

Урок математики "Решение задач на нахождение части и целого"

Конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г.Петерсон...

Часть и целое

Презентация: изучение темы часть и целое....

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Памятка по математике "Нахождение части от целого. Нахождение целого по его части"

УМК "Перспективная начальная школа". Памятка по математике....

Развивающее занятие «Целое и часть от целого»

Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей....