РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.

Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit._zap._po_matematike_2003.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1)Рабочая программа учебного предмета «Математика»  4 класс составлена  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего начального образования 2004 года, на основе примерной программы начального общего образования по математике и основе программы «Математика», разработанной авторами М, И. Моро, Ю. М. Колягиным, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.  Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год. Соответствует обязательному минимуму содержания образования.

2)Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные суждения, вести поиск информации;
  2. Освоение начальных математических знаний -  понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные  и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  3. развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  4. воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 года в содержании рабочей программы и календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы.

 Задачи обучения:

  1. приобретение математических знаний и умений;
  2. овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  3. освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,  личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

3)Нормативные правовые документы :

1.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312) ,с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)

3.Авторская программа  М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В.              Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО.РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

         

4)Информация о внесенных изменениях: для более успешного усвоения программы изменено количество часов для изучения отдельных тем за счёт часов, отведённых на итоговое повторение:

Увеличено количество часов на изучение темы «Числа от 1 до 1000» – 16ч (по программе 12ч);

Увеличено количество часов на изучение темы «Числа, которые больше 1000» -11ч (по программе 9ч);

Увеличено количество часов на изучение темы «Величины» – 19 ч (по программе 15 ч ); Уменьшено количество часов на изучение темы «Итоговое повторение» – 6 ч (по программе 16 ч).

       

5) Место предмета «Математика» в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики в 4 классе отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. 

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

В современных условиях образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Это открывает дополнительные возможности для развития обучающихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

В течение года возможны коррективы календарно – тематического планирования, связанные с объективными причинами.                 

Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

6) Тематический план.

Разделы, темы

Количество часов

Количество

диктантов

сочинений

проектов

экскурсий

лабораторных работ

практических работ

тестов

контрольных работ

изложений

словарные диктанты

1

Числа от 1 до 1000

16

1

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация.

11

3

Величины.

19

1

4

Сложение и вычитание.

9

1

5

Умножение и деление.

75

6

6

Итоговое повторение .

6

1

7) Формы организации образовательного процесса:

уроки изучения нового учебного материала,  

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.),

уроки обобщения и систематизации,

комбинированные уроки, уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Формы текущего контроля ЗУН: индивидуальный, фронтальный.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольная работа, контрольно-измерительные материалы.
 Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

8) УМК: 1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов,часть1 Программа Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,Волкова С. И., Степанова С. В. «МАТЕМАТИКА» Москва, Просвещение, 2007 год стр.107– 125.

2. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч.Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Москва, Просвещение, 2011 год

3. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. – М.: Просвещение. 2011г.

4. Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по математике» 4 класс ,Москва «ВАКО»,2007 год.

Содержание рабочей программы: 4 класс(136 часов)

Числа от 1 до 1000 (16 ч.)

       

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (11 ч).

Новая счетная единица - тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100,1000 раз.

В результате изучения темы « Нумерация».

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  1. как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

 Обучающиеся должны уметь:

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона
    - записывать результат сравнения, используя знаки < (меньше), > (больше), === (равно);
  2. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Величины (19 ч).

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

В результате изучения темы «Величины» обучающиеся должны иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  1. единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  2. связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  1. находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  2. находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  3. узнавать время по часам;
  4. выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  5. применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Сложение и вычитание (9 ч).

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знании): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х +312-654+ 79,

729-х-217+ 163,

х-137-500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (75ч).

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойство умножения, распределительное  свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 • х = 429 + 120, х * 18 = 270 - 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов).

В результате изучения тем «Сложение и вычитание» и «Умножение и деление» обучающиеся должны

понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

 Обучающиеся должны знать:

  1. названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  2. связь между компонентами  и результатом каждого действия;
  3. основные свойства арифметических действий;
  4. правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  5. таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
    Обучающие должны уметь:
  6. записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
  7. находить числовые значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  1. выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  2. выполнять письменные вычисления, проверку вычислений;
  3. решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  4. решать задачи в 1-3 действия.

Систематизация и обобщение всего изученного (6 ч.)

Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.

Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.

Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить,  выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида  должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.

Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики  в 5 классе.

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;

- виды углов: прямой, острый, тупой;

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

- решать задачи в 1—3 действия;

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;

- строить заданный отрезок;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения математики ученик должен знать (понимать):        

последовательность чисел в пределах 100 000;

таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

таблицу умножения и деления однозначных чисел;

 правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

В результате изучения математики ученик должен уметь:

•  уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

•  представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  пользоваться изученной математической терминологией;

выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;

•  выполнять деление с остатком в пределах ста;

 выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);

  выполнять вычисления с нулем;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);

  выполнять правильность выполненных вычислений;

•  решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

 распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

 вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др);

•  сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

Учебно-методическое обеспечение:

Литература.

для учителя:

1. Моро М. И. Математика. 4 класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Издательство Москва «Просвещение», 2011.

2.Программа общеобразовательных учреждений «Школа России.Концепция и программы для начальных классов.». Издательство Москва «Просвещение», 2007.

3.Проверочные работы к урокам математики 4 кл. Авторы: Волкова С. И. Москва «Просвещение», 2011 год.

4.Дмитриева О. И. Методическое пособие «Поурочные разработки по математике 4 класс» Издательство Москва «Просвещение», 2007.

5.Иляшенко Л.А.Итоговая аттестация по математике. 4 класс.ФГОС.Издательство «Экзамен» 2012 г.

6.Шклярова Т.В.Как научить ребенка решать задачи? Издательство «Грамотей»2009 г.

для обучающихся:

1. «МАТЕМАТИКА» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Авторы: Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Москва Просвещение, 2011 год.

2.Проверочные работы к урокам математики 4 кл. Авторы: В., Волкова С. И.Москва Просвещение, 2011 год.

Оборудование.

1.Демонстрационный материал( картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами обучения.

2. Карточки с заданиями по математике для 4класса, в том числе и многоразового использования.

3. Табель-календарь на текущий год.

4. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчёта от 0 ло 100.

5.Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100; карточки с целыми десятками и пустые.

6.Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата.

7. Демонстрационная таблица умножения.

8. Счётный материал от 0 до 1000.

9. Таблица разрядов и классов.

10. Модель часов.

11. Весы настольные школьные и разновесы.

12. Линейка. Циркуль. Угольники классные. Метры демонстрационные.

13.Комплекты цифр и знаков.

14. Набор геометрических фигур.

15. Модели объёмных фигур.

16.Модель квадратного дециметра(палетка).

17. . Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Магнитная доска с набором маркеров.

18. Интерактивная доска.