Главные вкладки

    План работы с одаренными детьми
    календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме

    План работы с одаренными детьми 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_s_odaren_deti_2012_-2013.docx79.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Зенинская СОШ Вейделевского района Белгородской области»

            

    План работы

    с одарёнными учащимися

     3 класса

    учителя начальных классов

      Бескишко Л.П.

     

    на 2012-2013 учебный год

                                   

                                                Пояснительная записка.

    Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

     Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

    Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

    Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

    Характеристика одарённых детей.

    Начнем с того, что определимся с самим понятием:

    Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

    Опережающее познавательное развитие:

    - отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

    - они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

    - отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

    - одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

    - наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

    - некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

    - они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

    - характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

    Психосоциальная чувствительность:

    - одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

    - они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

    - живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

    - они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

    - им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

    - порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

    - эгоцентризм, как и у обычных детей.

    - нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

    Физические характеристики:

    - одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

    - их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

    - зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

         Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

    Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

    Задачи развития:

    1. развитие личности одаренных учащихся;
    2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
    3. развитие позитивной Я-концепции;
    4. развитие творческой самостоятельности;
    5. развитие коммуникативных умений;
    6. развитие рефлексивных умений.

    Формы работы с одарёнными детьми:

    1. групповые занятия с одаренными учащимися;
    2. предметные кружки;
    3. кружки по интересам;
    4. конкурсы;
    5. участие в олимпиадах;
    6. исследовательская деятельность .

      Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе        

      Урочная деятельность

    К ней  относятся следующие виды деятельности:

    - проблемно-развивающее обучение,

    - проектно-исследовательская деятельность,

    - игровые технологии (деловые игры и путешествия),

    - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

      развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

    - творческие и нестандартные задания.

       Внеурочная деятельность.

    К ней  относятся следующие виды деятельности:

    - факультативы,

    - предметные недели,

    - театрализованные праздники,

    - олимпиады и конкурсы по предметам.

    При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

    - видом одарённости;

    - возрастом ребёнка;

    - социальным статусом семьи ребёнка;

    - уровнем одарённости;

    - активностью самого ребёнка;

    - профессиональной подготовкой педагога;

     

    Календарно-тематическое планирование

                    занятий по математике

    п/п

    Тема занятия

    Кол-

    во

    часов

    Сроки прохождения программы

    1.

    Диагностическое обследование

    2.

    Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

    3.

    Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

    4.

    Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

    5

    Задачи ловушки , шутки.

     6.

    Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

     7.

    Задачи связанные с величинами

     8.

    Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

      9.

    Решение логических задач

      10

    Решение логических задач

      11

    Задачи на упорядочение множеств

      12

    Задачи решаемые с помощью графов

      13

    Комбинаторные задачи

      14

    Олимпиадные задачи

    15

    Олимпиадные задачи

    16

    Олимпиадные задачи

    17.

    Олимпиадные задачи

    Используемая литература :

      1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

    2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

    3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

     4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

     5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

       6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

        8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьми пригодится учителям, работающим в первых классах....

    План работы с одаренными детьми

    План работы на год с одаренными детьми....

    План работы с одаренными детьми.

    Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных де­тей, их самореализации в соот­ветствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....

    план работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьмиСрокиМероприятияУровеньСентябрьДиагностика интеллектуальных, творческих возможностей учащихсяШкольныйОктябрьВовлечение в школьные кружки поИнтересамНПК «Первые шаг...

    План работы с одаренными детьми

    Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких...

    План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

    План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

    План работы с одаренными детьми

    План работы с одаренными детьми представлен в виде рабочей программы, с соблюдением структуры....