Обобщение опытом
материал по математике по теме

Ляхова Ольга Викторовна

 

Все вышеупомянутое легло в основу моей работы "Развитие творческих способностей  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ через исследовательскую деятельность на уроках математики".

Слайд 6

Актуальность опыта

Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической  сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира.                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, как слово учитель. Учитель, педагог – это не профессия, а скорее призвание.

(Фото) Ляхова Ольга Викторовна   учитель начальных классов МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»,высшей категории

Слайд 2 (фото)

Учителем с детства я  быть очень мечтала  мама и тетя примером мне стали.

Общий стаж работы  100 лет.

Мама – 40 лет

Тётя- 39 лет

Я -21 год

Закончила педагогический колледж с красным дипломом, затем университет. Но мало иметь учительский диплом. Надо владеть ещё величайшим из искусств – искусством любить детей.

Слайд 3

Считаю, что учитель должен придерживаться следующих принципов:                          

  1. Уважай ребенка.
  2. Помоги.
  3. Умей выслушать и понять.
  4. Соблюдай права малыша.
  5. Будь надеждой для него.
  6. Знай, к чему стремишься.
  7. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
  8. Будь терпелив в ожидании чуда.

    Слайд 4

       Ученик и учитель неразрывно связаны друг с другом. Без ученика нет учителя. Поэтому главной  и основной задачей своей работы в школе считаю личностно – ориентированный подход к обучению каждого ученика.

Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,творить,исследовать.

Слайд 5«Если мы хотим, чтобы процессы развития

и саморазвития личности младшего школьника

шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его

исследовательскую активность, поддерживать в

ребёнке  жажду новых впечатлений, любознательность,

стремление экспериментировать, самостоятельно

искать истину»

Все вышеупомянутое легло в основу моей работы "Развитие творческих способностей  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ через исследовательскую деятельность на уроках математики".

Слайд 6

Актуальность опыта

Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической  сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира.                                                        

Все сказанное говорит об актуальности проблемы воспитания творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития креативности мышления учащихся.

         При осуществлении исследования по теме «Развитие творческого мышления младших школьников через использование творческих заданий на уроках математики», выявляется следующее противоречие: 

         - между современной российской системой образования, в которой       господствующим остается подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний, умений и навыков и требованием  современной действительности постоянной готовности школьников к меняющимся условиям проблемной ситуации и умения рассмотреть ее с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.

        Решение проблем, вытекающих из выше сказанного, заключается  в  развитии творческих способностей детей.

Слайд 7

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта опирается на идеи Л.С.Выготского, Л.В. Занкова, Л.Г. Петерсон, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

Слайд 8

Длительность работы над опытом

           Подготовительный этап  работы  перед обобщением опыта длился с сентября по ноябрь 20011 года. Он заключался в изучении методической литературы по данной теме, сопоставлении опыта автора с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу, составлении планирования, систематизации ранее накопленных фактов из опыта, выбора диагностического инструментария для  определения результативности.

           Практический этап занимал  с ноября 2011 года по май 2012 года. Состоял он в изучении инновационных технологий и в  апробации подобранных методов, форм и видов работы: и дифференцированного подхода к детям, и индивидуальной работы на уроке, и различных дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, технических средств обучения и вспомогательного материала к ним: - все это дает детям установку на творчество.

         Аналитический  этап:  с мая 2012года по май 2013года, он включает

проведение  мониторинга  определения качества и     уровня сформированности     творческих     ключевых   компетенций   у учеников

слайд9

Новизна опыта

     Состоит    в разработке системы творческих заданий по математике для развития творческого мышления у учащихся начальной школы через исследовательскую деятельность.

Слайд 10

Технология опыта

Цель: создать условия для развития творческой активности учащихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в исследовательскую деятельность.

 Слайд 11

Задачи:

  1. На основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта разработать педагогическую модель организации исследовательской деятельности учащихся направленной на развитие их творческой активности
  2. Разработать и апробировать систему педагогической деятельности по организации исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях
  3. Разработать и реализовать диагностический инструментарий по оценке эффективности исследовательской деятельности
  4. Способствовать распространению и презентации результатов творческой активности учащихся.

      Средства достижения целей и задач опыта: применение игровых форм обучения, разнообразие наглядных пособий, применение информационных технологий, занимательность подаваемого материала (задачи-шутки, ребусы, считалки, скороговорки и  т.д.).

        С опорой  на различные теории, подобрана система упражнений и творческих задач на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономерности.

Кроме того, предлагаются  нетиповые, нестандартные задачи, имеющие иногда несколько способов решения, которые  не только развивают умственные способности, но и приучают обучающихся к исследовательской деятельности.

Слайд 12

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит детей логически мыслить.

Слайд 13

Шифровки

Итак, начиная с 1 класса, реализую технологию проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения.

Шифровки (ТЕМА УРОКА)

СЛОЖЕНИЕ

И

ВЫЧИТАНИЕ

 В

ПРЕДЕЛАХ

ДЕСЯТИ

10

2

7

9

3

6

1.НАИБОЛЬШЕЕ ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

2.НАЙТИ РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ 8 И 6

3.ПЕРВОЕ  СЛАГАЕМОЕ 3, ВТОРОЕ СЛАГАЕМОЕ 4. НАЙТИ СУММУ.

4.ЧИСЛО  6 УВЕЛИЧИТЬ НА 3

5.ЧИСЛО 9 УМЕНЬШИТЬ НА 6

6.  КАКОЕ ЧИСЛО ПРЕДШЕСТВУЕТ ЧИСЛУ 7

СЛАЙД 14

Круглый да гладкий, он рос не на грядке. На ветке висел, на солнышке зрел. Белка нашла и в дупло принесла. Что это?

8

7

5

20

10

6

26

9

ё

ь

у

а

ж

л

м

д

                 

                 +4

6

4

2

1

5

3

Слайд 15

   Исследовательская деятельность.
Современная организация учебной деятельности младших школьников предполагает смену репродуктивного типа мышления – «объекта» – на преобразующий творческий тип мышления – «субъекта», когда ученик стремится самостоятельно увидеть проблему, вникнуть в ее суть и, установив причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, предложить собственный, отличный от других вариант решения учебной задачи.
Исследовательская деятельность должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе, для чего необходимо создать такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает   для себя известное в науке.
Задания по исследованию ряда

         Слайд 16

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей обучающихся действительностью. Они позволяют применять их при решении различных жизненных проблем. Своим  конкретным содержанием они способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Слайд 17

Нестандартные задачи

      1. Задача Ло-шу  (китайская задача). Заполнить натуральными числами от 1 до 9 квадратную таблицу размером 3х3 так, чтобы суммы чисел по всем строкам, столбцам и диагоналям были равны одному и тому же числу 15.

4

9

2

3

5

7

8

1

6

Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...