Урок математики и окружающего мира "Сталинградская битва"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Бондарева Ольга Викторовна

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4 классе, УМК Начальная школа XXI века. Цель урока – изучить основные вехи истории Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы сквозь призму числовых данных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: интегрированный урок окружающего мира и математики.

Цель урока:

  1. Создать условия для систематизации и закрепления знаний обучающихся по темам: «Сталинградская битва», «Решение задач. Величины. Истинные и ложные высказывания».

Задачи: Развивать умения решать задачи, анализировать, сравнивать, рефлектировать.

 Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны и ветеранам.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Технологии, методы и приемы

Технологии

Методы и приемы

Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии

Восстановление хронологической цепочки, когнитивные методы, экспрессивные методы, оценка альтернативных точек зрения

Ожидаемый результат (на уровне обучающихся)

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

хронологические рамки и периодизацию Великой Отечественной войны

решать практические задачи на проценты

формирования ключевых компетенций современного общества

Основные моменты Сталинградской  битвы

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

технологию решения задач

оценивать качество своих знаний

развития ценностных ориентаций личности

Учебное оборудование:  Презентация «Сталинградская битва»; индивидуальные листы с заданиями; компьютер; листы самооценки "Моя работа на уроке”

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап вызова (актуализация знаний обучающихся)
  3. Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала
  4. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент (3 минуты).

        Учитель: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Надеюсь, что мы плодотворно поработаем и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Прошу  вас быть активными и внимательными.  Итак, как вы могли уже увидеть, тема нашего урока – «Сталинградская битва». Кто может сказать, почему данная тема особенно актуальна в 2013году?

        Учитель: А как вы думаете, можно ли совместить уроки окружающего мира, конкретно раздел истории, и математику?

        Предполагаемые ответы: Да, можно, потому что… Нет, нельзя…, так как…         Учитель: Есть ли другие мнения? Какой же тогда спорный вопрос мы с вами можем поставить?

        Предполагаемый ответ обучающихся: Вопрос будет звучать следующим образом: либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы.

Учитель: Итак, цель урока – изучить основные вехи истории Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы сквозь призму числовых данных. Для достижения данной цели мы будем слушать, решать задачи,  рассуждать.

        2. Этап вызова (5 минут)         Слайд 2 (см. Презентацию)

Начало войны. На рассвете 22 июня 1941 г. в 4 часа утра без объявления войны, нарушив договор о ненападении, войска фашистской Германии вторглись на советскую землю – 190 дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей обрушили свой удар на нашу страну. Враг рассчитывал на молниеносную победу, план захвата носил название "План Барбаросса”. Это  немецкий план блицкрига, то есть молниеносной войны против Советского Союза. В соответствии с этим планом были созданы 3 группы армий – «Север», которая должна была захватить Ленинград, «Центр», целью которой была Москва и «Юг», целью которой был Киев. Слайд 4 Но замыслам фашистов не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага. Первыми удары гитлеровцев на себя приняли пограничники. В течение месяца сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора Петра Михайловича Гаврилова. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В Красной Армии не хватало новых видов техники. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино. Был провозглашен лозунг: "Все для фронта! Все для победы!”. Вся страна встала на защиту своего Отечества, поэтому и война названа Отечественной. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 900 дней блокадного Ленинграда, 103 дня великой битвы под Москвой, 200 дней насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней танкового сражения на Курской дуге. Великая Отечественная война прошла в своем развитии 3 периода: начальный (с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, во время этого периода советские войска отступали), коренной перелом (с 19 ноября 1942 года до конца 1943 года, когда стратегическая инициатива в войне перешла к Советскому Союзу) и завершающий этап (с 1944 года по 9 мая 1945 года, во время этого периода страны Европы были освобождены от фашизма).

Экспресс-опрос по прослушанному материалу

 Обучающиеся получают на листах бумаги  высказывания, связанные с текстом рассказа. Если высказывание истинное, то напротив него дети ставят знак "+”, если ложное – "–”. Работа проводится индивидуально. Затем дети самостоятельно проверяют правильность своей работы, комментируют ее результаты.

 Высказывания:

войска фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю ("+”);

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война ("+”);

 враг рассчитывал на долгую войну ("–”);

первыми приняли удар пограничники Брестской крепости ("+”);

силы были равные ("–”);

весь наш народ встал на защиту Родины ("+”);

эта война получила название Великой Отечественной ("+”).

        Учитель: На слайде представлены 5 событий из истории Великой Отечественной войны. Назовите города –герои. (фронтально)

3. Этап итогового осмысления и закрепления ранее изученного материала

Учитель: О Сталинградской битве мы много уже говорили. Узнаем  сегодня о защитниках  Сталинграда с помощью задач. Бои шли за каждый дом и каждый подъезд.

Задача Дом Павлова. 58 дней в окружении немцев отбивали наши бойцы атаки врага. Сколько часов они держали под пулеметным огнем площадь и ближайшие улицы? (1392 часа) У доски 2 ученика.

- В боях участвовали самолёты. Решить задачу по выбору.

Задача Старший лейтенант М.Д. Баранов сбил 4 самолета, что в 6 раз меньше количества фашистских истребителей и бомбардировщиков,  участвующих в этом бою. За этот подвиг летчику было присвоено звание Героя  Советского Союза.
   Сколько было самолетов противника? (24 самолёта)

Скорость штурмовика  Ил-2  420 км/ч, скорость наиболее скоростного самолета этого времени Як-3 – в 2 раза больше. На сколько километров в час скорость   Ил-2 меньше скорости Як-3? (на 420 км/час)

4. Физминутка  Песня «Мой дедушка - герой»

- Немало сделали для победы мирные жители. Работа в группах.

Задача        5000 человек ежедневно выходили на   сооружение оборонительного  рубежа.         Вычислите, сколько часов  был их      рабочий день, если     он длился в два раза меньше,  чем сутки? (12 часов)

Задача Определите, сколько танков Т-34 дал Сталинградский тракторный завод за 20 дней   августа, если в день выпускал 12 танков. (240 танков)          

Задача           Комитет обороны Сталинграда принял решение выдать населению на 5 дней продукты питания по норме: 500 г сахара на каждого ребенка, 1 кг муки и 200  крупы на одного человека.   Сколько муки и крупы в день получил, таким образом, каждый житель?( Ответ: каждый житель Сталинграда в день получал 200г муки , 40г крупы, 100г сахара на каждого ребенка.)

- Не остались в стороне руднянцы. Они тоже внесли свою лепту в общее дело победы. (Из материалов газеты «Трибуна»)

Задача Они собрали и передали на фронт около 6000 тёплых вещей, а также внесли отчислениями из своих заработков  580 000 рублей, облигациями на сумму 459 000 рублей. На постройку авиаэскадрильи «Героический Сталинград» - 2 146 000 рублей и т. д.Сколько рублей собрали руднянцы для фронта? (3 185 000 рублей)

   - Огромная работа предстояла по восстановлению города, но и с этой задачей  сталинградцы справились.

Задача Из имевшихся в городе 87 школ уничтожены  85 зданий,   из 108 детских садов 107 зданий. Совершенно уничтожены все 5 театров, 6 кинотеатров, 18 клубов, две областные, четыре районные и все заводские библиотеки,  три института, 6 техникумов, 6 ремесленных училищ,  4 детских технических станций, 14 больниц, 9 поликлиник и более 200 детских яслей.  Сколько школ и детских садов сохранилось? (2 школы и 1 садик)

Задача  125 человек получили звание «Герой Советского Союза» в Сталинградской битве. 750 тыс. человек награждены медалью «За оборону Сталинграда». Сколько человек были награждены за боевые заслуги в Сталинградской битве?

- Увековечили память о героях защищавших Сталинград в мемориале Мамаев Курган.

Задача Почему от подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней? Высота ступени 15 см, ширина 35 см. Какова высота всех  ступенек? (3 000 см)

Задача Скульптура «Родина-мать зовет!» сделана из блоков— 5600 т бетона и 2400 т металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Какова масса скульптуры? (8 000 т)

5. Проверка знаний  Учитель: Теперь проверим, как хорошо вы усвоили материал урока. Запишите ответы на тест. (Обучающиеся выполняют задание, затем проверяют правильность выполнения теста в парах. Взаимопроверка.)

Вопросы теста:  1. Когда началась Великая Отечественная война?

 а) 9 мая 1941 г. б) 22 июня 1941 г. в) 22 июня 1945 г.

 2. Где была одержана первая победа советских войск?

 а) под Ленинградом; б) под Сталинградом; в) под Москвой.

 3. В каком году советская армия перешла в наступление?

 а) в 1943 г. б) в 1944 г. в) в 1945 г.

 4. В какой битве развернулось небывалое танковое сражение?

 а) в Курской; б) под Москвой; в) в Сталинградской.

 5. Сколько дней длилась Сталинградская битва?

 а) 753 дня; б)200 дней; в) 872 дня.

 6. Сколько наших земляков – защитников Сталинграда живут в селе?

а) 1;  б) 2;  в)3

 7. Когда отмечается день Победы?

 а) 1 мая; б) 9 мая; в) 7 ноября.

  1. Рефлексия

Учитель: Теперь нам необходимо вернуться к тому вопросу, который мы поставили в начале урока. Кто может его сформулировать?

        Предполагаемый ответ обучающихся: Либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы.

        Учитель: Действительно, вопрос звучал следующим образом: либо история и математика совместимы, либо история и математика несовместимы. Сейчас мы предлагаем вам обратиться к карточкам рефлексии.        

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Учитель: Ваше время истекло. Кто хотел бы озвучить то, что он написал? Помогла вам математика представить историческую ситуацию?

        Обучающиеся озвучивают содержание карточек рефлексии

Ну вот и завершается наш урок.

К победе, вы видите, путь был далек.

4 года советские люди к ней шли

Сквозь пламя пожарищ и ужас войны.

Вдумайся в эти даты,

Пусть для тебя они будут святы.

26 миллионов погибших людей:

Дедов, отцов, детей, матерей.

Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике «Окружающий мир»  стр.132-136
  1. В  учебнике «Математика» стр.20 №71, 73

Войска  фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю.

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

 Враг  рассчитывал на долгую войну.

Первыми  приняли удар пограничники Брестской крепости.

Силы  были равные.

Весь наш народ встал на защиту Родины.

Эта   война получила название Великой Отечественной.

Войска  фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю.

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

 Враг  рассчитывал на долгую войну.

Первыми  приняли удар пограничники Брестской крепости.

Силы  были равные.

Весь наш народ встал на защиту Родины.

Эта   война получила название Великой Отечественной.

Войска  фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю.

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

 Враг  рассчитывал на долгую войну.

Первыми  приняли удар пограничники Брестской крепости.

Силы  были равные.

Весь наш народ встал на защиту Родины.

Эта   война получила название Великой Отечественной.

Войска  фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю.

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

 Враг  рассчитывал на долгую войну.

Первыми  приняли удар пограничники Брестской крепости.

Силы  были равные.

Весь наш народ встал на защиту Родины.

Эта   война получила название Великой Отечественной.

Войска  фашистской Германии вторглись неожиданно на нашу землю.

 22 июня 1941 г. в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

 Враг  рассчитывал на долгую войну.

Первыми  приняли удар пограничники Брестской крепости.

Силы  были равные.

Весь наш народ встал на защиту Родины.

Эта   война получила название Великой Отечественной.

Задача          5000 человек ежедневно выходили на   сооружение оборонительного  рубежа.         Вычислите, сколько часов  был их      рабочий день, если     он длился в два раза меньше,  чем сутки?

Задача Определи, сколько танков Т-34 дал Сталинградский тракторный завод за 20 дней   августа, если в день выпускал 12 танков.

 

Задача           Комитет обороны Сталинграда принял решение выдать населению на 5 дней продукты питания по норме: 500 г сахара на каждого ребенка, 1 кг муки и 200  крупы на одного человека.   Сколько муки и крупы в день получил, таким образом, каждый житель?

Задача(инд) Почему от подножия кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней? Высота ступени 15 см, ширина 35 см. Какова высота всех  ступенек?

Задача (инд)Скульптура «Родина-мать зовет!» сделана из блоков— 5600 т бетона и 2400 т металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Какова масса скульптуры?

Задача Руднянцы внесли отчислениями из своих заработков  580 000 рублей, облигациями на сумму 459 000 рублей. На постройку авиаэскадрильи «Героический Сталинград» - 2 146 000 рублей. Сколько рублей собрали руднянцы для фронта?

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Совместимы ли история  и математика (+ или -)

Я узнал(а)

Я запомнил(а)

Я смог(ла)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа

«Сталинградская битва»

Интегрированный  урок

окружающего мира и математики в 4 классе

учитель Бондарева О.В.

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку математика и окружающий мир в 3 классе по теме " Животные Пермского края в математических задачах"

Занимательные задания и красочные фотографии животных в презентации делают урок продуктивным и насыщенным....

Конспект интегрированного урока математика и окружающий мир "Животные Пермского края в математических задачах"

В урок включены различные задания для закрепления знаний таблицы умножения....

Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе

Тема: «Закрепление приемов устного и письменного сложения и вычитания чисел».Тема «Небесные тела»....

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...

Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...