Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Шаркова Наталья Владимировна

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.

Цели:

- повторить изученные приёмы вычислений в пределах 100;

- узнать интересные факты о жителях подводного мира. 

Задачи:

-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

-развивать интерес и познавательную активность;

-воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Морские обитатели в мире математики

Цели:

-повторить изученные приёмы вычислений в пределах 100;

Задачи:

-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

-развивать интерес и познавательную активность;

-воспитывать чувство любви учащихся к представителям живой природы;

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Будьте внимательны и повторяйте движения за мной.  

Скажем, здравствуйте, руками,
Скажем, здравствуйте, глазами,
Скажем, здравствуйте, мы ртом «Здравствуйте!»,
Станет здорово кругом!

Математика пришла,
Занимай свои места.
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать.

- Как вы понимаете выражение «голову ломать»?

2. Подведение к теме урока

- Сегодня у нас необычный урок математики. Это будет урок, совмещённый с другим учебным предметом. Как вы думаете, с каким уроком? (с окружающим миром). 

(На слайде географическая карта мира).

- Скажите, что перед вами? (географическая карта мира).

- А какого цвета больше всего на карте? (голубого)

- А что голубым цветом изображается на карте или глобусе? (вода - все моря и океаны нашей планеты).

- Как вы думаете, что мы будем исследовать? (подводный мир)

- Молодцы, ребята! Тема нашего урока: «Морские обитатели в царстве математики».

3. Сообщение цели урока

- А чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке, нужно решить это задание. Достаньте шифровки и расшифруйте.

9

1

12

18

6

17

13

6

15

10

6

з

а

к

р

е

п

л

е

н

и

е

- Скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? (закрепить знания по пройденному материалу).

- Мы поговорим с вами об удивительных обитателях подводного мира морей и океанов, а также будем решать математические примеры и задачи.

4. Устный счёт

1 исследование «Кто длиннее»  

- Посмотрите на картинки, определите, как называются эти жители подводного царства (китовая акула, синий кит, дельфин, касатка). Как вы думаете, какое из этих животных самое большое по длине?

- Давайте, узнаем это, решив примеры устно.

Китовая акула         100 – 25 – 70 + 5 = 10 м

 Синий кит               17 + (98 – 90) = 25 м

Дельфин                   45 – 30 – 12 = 3 м

Касатка                    (55 + 45) – (88 + 5) = 7 м.

- Какое же животное длиннее всех? Самое большое животное в мире – это синий кит. Он достигает 25 метров в длину и весит около 150 тонн. Вам трудно представить, что значит 150 тонн? Это примерно столько, сколько весят 26 самых больших слонов.

5. Работа по теме урока

- Ну, что ж, я вижу, вы готовы к исследованию. Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа (один ребёнок диктует число, другой кл. раб.).

Показ: 7  10

- Что вы можете сказать о числах (числа увеличиваются на 3). Продолжите числовой ряд. Какое первое число? (7).

- Дайте характеристику этого числа (оно однозначное; в нём содержится 7 единиц; соседи числа: предыдущее 6, последующее 8, оно нечётное, т.к. нельзя разложить на 2 одинаковых числа).  

- Прочитайте числовой ряд (7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37).

Ребята, эти числа, у вас в показе оказались не просто так, где мы их уже встречали? (7 метров длина тела касатки, а 10 метров – длина китовой акулы).

2 исследование «Кто быстрее плавает»

- Положите перед собой карточку желтого цвета. Скажите, что мы исследуем далее? (Какая рыба быстрее всех плавает). Для этого нужно решить задачу. Прочитайте её сами.

Задача:

Тунец проплыл 40 километров. За это же время рыба-меч проплыла на 15 км больше, чем тунец. Какое расстояние проплыли рыбы вместе.

  1. 40 + 15 = 55 (км) – проплыла рыба-меч.
  2. 40 + 55 = 95 (км) – проплыли вместе.

Ответ: 95 километров проплыли вместе. 

- Ребята, так скажите, какая рыба за одинаковое время проплыла большее расстояние? (рыба-меч).

Действительно, рыба меч самая быстрая рыба в мире, при атаке она способна разогнаться до 130 км за час.

 - Как вы думаете, почему рыба-меч имеет такое необычное название?

 Рыба-меч также называется меченос. Название этого морского хищника довольно точно отражает его внешность: длинный вырост напоминает боевой меч. Это крупный обитатель океана, размеры тела которого составляют около 3 метров.

-  Тунец тоже довольно быстрый, он может разогнаться до 90 км за 1 час.

- Скажите, а кто такой тунец?

Это довольно крупная рыба, некоторые ее особи вырастают до 4 м в длину. Спинной плавник помогает скоростному и продолжительному плаванию. Эта рыба — отличный пловец, гоняясь за добычей, она без проблем преодолевает огромнейшие расстояния.

Физминутка:

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины (плавательные движения).
Не пугает их волна
Рядом плещется она (кистью руки плавные движения).
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (круговые движения руками вперёд)
Вы дельфины не шумите (),
Рыбку быструю ловите (хлопки).

Работа в парах

- У вас на партах конверты зелёного цвета. Обратите внимание, что на каждой парте по 1 конверту. Как вы будете работать? (в парах). Вспомните, как нужно работа в парах.

Достаньте из конвертов всё содержимое. Какие фигуры перед вами? (треугольники и прямоугольник). Как вы думаете, что нужно сделать из этих фигур? (рыбу).

- Приступаем к совместной работе.

- А сейчас давайте вспомним, как найти периметр фигуры? (нужно сложить все стороны).

Задание:

- 1 ряду найти периметр головы;

- 2 ряду найти периметр прямоугольника, который составляет туловище;

- 3 ряду найти периметр хвоста.

Все вычисления запишите в тетради.

- Проверка по рядам (одна пара детей отвечает, остальные показывают знак согласны/не согласны).

3 исследование «Продолжительность жизни»

- Начинаем 3 исследование. Возьмите оранжевую карточку. Что мы должны узнать?

- Сейчас мы узнаем, сколько лет могут прожить животные, населяющие моря и океаны. Что вам нужно сделать?

- Вам нужно вставить в окошечки пропущенные числа, чтобы получились верные равенства. Пропущенные числа и будут обозначать продолжительность жизни обитателей. Работаем прямо в карточках, самостоятельно.

Дельфин:

25  +      = 55

Скат:

 + 50  = 68

Осьминог:

77  -      = 73

Морская черепаха:

     - 13 = 67

Кит:

       - 8 = 42

Морская звезда

98 -      = 63

Китовая акула:

27  +      = 97

Морской конёк

18 +      = 23

- Чтобы проверить, я предлагаю поменяться с соседом тетрадью. Если вы не согласны с мнением соседа – простым карандашом зачёркиваем число.

- Скажите, кто из этих морских обитателей живет дольше всех? (морская черепаха).

- Средняя продолжительность жизни морских черепах – 80 лет. Но, известно, что  они могут дожить и до 100 лет. Но только в природе. В домашних условиях, если обеспечить черепахи должный уход, то они будут радовать вас своим присутствием от 25 до 30 лет.

- Чья продолжительность жизни самая короткая? (осьминога).

- Мама-осьминог тщательно следит за кладкой яиц - убирает мусор, постоянно находится рядом, не отвлекаясь даже на еду, таким образом, к моменту появления малышей самка бывает крайне измучена, или даже не доживает до этого времени.  Именно поэтому средняя продолжительность жизни от 1года до 4 лет.

4 исследование «Кто тяжелее»

- Каких только рыб не бывает: то плоские, как поднос, то круглые, как тарелки, а то и совсем бесформенные. Многие рыбы получили своё название по форме тела – рыба – лист, рыба – кузовок. А сколько ещё удивительных названий! Сейчас вы  узнаете необычные названия рыб.

- Возьмите красную карточку, что вам нужно исследовать? (Вес).

Прочитайте задание. Что же от вас требуется?

- Действительно, вам нужно сосчитать вес рыбы и сравнить, поставив знак >, < или =. Неравенства записать в тетрадь.

Рыба-ёж

Знак (>,< ,=)

Рыба-лягушка

100 – 96 =

45 – 42 =

Рыба-игла

Морской ворчун

100 – 99 =  

32 – 28 =

Рыба капля

Рыба-попугай

80 – 68 =

14 + 26 =

Проверка. И по ходу проверки краткое описание рыбы и показ картинки.

- Каких рыб сравнивали? Сколько весит 1, сколько 2ая. Какая рыба тяжелее.

- Рыба-ёж

Как вы думаете, почему так назвали? (показываю изображение)

- С  виду обычная рыбка, но учуяв опасность, она в считанные секунды заглатывает воду или воздух и превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. Из-за шипов она и вправду похожа на ежа.

- Рыба-лягушка  названа так за свою способность прыгать по морскому дну.

- Проверяем 2 группу рыб.

Рыба-игла - живёт среди водорослей – это тонкая и длинная рыба. Имеет острый, нос острый хвост. Своим внешним видом похожа на иглу, поэтому так и названа. 

Рыба-ворчун. Другое название «хрюкалыцик». Названа так из-за способности издавать громкие хрюкающие звуки.

- Проверяем 3 группу.

Рыба капля  очень  необычное и мало изученное существо, живёт в океане на большой глубине. Каплей она прозвана потому, что напоминает ее по своей форме.

Рыба-попугай – своё название получила благодаря своей челюсти, которая напоминает по форме клюв попугая, кроме того эта рыба обладает очень яркой окраской, которую имеют и попугаи.

Самостоятельная работа на карточках (если останется время, либо как д.з.)

- Возьмите карточку белого цвета. Вам нужно выполнить небольшую самостоятельную работу.

Или: на белой карточке для вас дана домашняя работа.

Ф.И.____________________________________

1 вариант

1. Запишите числа в порядке возрастания

72, 34, 8, 27, 43, 80, 61

2. Вычислите

25+40=                   33+8=                

47+30=                   27+2=                

62+9=                     80-20=              

73+7=                     96-5=                

3. Заполните  пропуски

 +  = 13             16 -  = 9

4. Геометрическое задание

Начерти два отрезка: длина первого 7 см, а длина второго на 3 см больше

Ф.И.____________________________________

2 вариант

1. Запишите числа в порядке убывания

72, 34, 8, 27, 43, 80, 61

2. Вычислите

36+40=                   44+7=                

57+20=                   37+2=                

82+9=                     90-30=              

43+7=                     87-5=                

3. Заполните  пропуски

15 -  = 7              +  = 14

4. Геометрическое задание

Начерти два отрезка: длина первого 10 см, а длина второго на 3 см меньше

6. Итог урока

- Ребята, вот и подошло к концу наше исследование. Скажите, что вам больше всего запомнилось? Что узнали нового? Какое морское животное вам показалось самым необычным?  

7. Рефлексия.

- У вас на партах лежат рыбки. Если вам на сегодняшнем уроке все понравилось, и было легко справляться с заданиями, то поднимите зелёную рыбку, а если было трудно, то красную.