Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Каткова Наталья Александровна

Тема: Закрепление приёмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел. Планеты Солнечной системы.

Цели и задачи:

обучающие: способствовать закреплению  изученных алгоритмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел; способствовать закреплению умения детей решать задачи; создать условия для закрепления материала по теме "Планеты Солнечной системы";

развиващие:развивать умение работать с информацией, создать условия для формирования навыков самостоятельной работы; обогащать словарный запас учащихся, развивать их связную речь;

воспитывающие: продолжить работу по воспитанию культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, слайды, фотографии на тему "Космос", таблица Солнечной системы, глобус, цветы для его украшения, схемы к задачам, массажные коврики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zemlya_v_kosmose.docx26.95 КБ
Файл istoriya_kurskih_rek.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный   урок  математики  и окружающего мира

во 2-Б классе.

Тема: Закрепление приё мов устного и пись менного сложения и вычитания трёх значных чисел.  Планеты  Солнечной системы.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. способствовать закреплению изученных алгоритмов устного и письменного сложения и вычитания трёхзнач ных чисел;
  2. способствовать закреплению умения детей решать задачи;
  3. создать условия для закрепления материала по теме «Планеты  Солнечной системы».

Развивающие:

  1. развивать умение работать с информацией, создать условия для формирования навыков самостоятельной работы;
  2. обогащать словарный запас учащихся, развивать их связную речь.

Воспитывающие:

  1. продолжить работу по воспитанию  культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата.

Тип урока: урок закрепления знаний.

 Форма проведения урока: урок-путешествие. 

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядно-иллюстрационные, практические,    частично-поисковые.                        

  Оборудование:   компьютер, слайды, фотографии на тему «Космос», таблица Солнечной системы, глобус, схемы к задачам, массажные коврики.

 

Подготовила и провела:  учитель  начальных  классов   Каткова Н.А.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие гостей.  Приветствие друг другу

- Поприветствуйте гостей улыбкой.

- Поприветствуйте друг друга. Мысленно пожелайте хорошей работы.

II. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы отправимся в космическое путешествие . Слайд 1.  Космос.

- Мы проведём интегрированный урок  познания мира, который будет сочетаться с математикой и  окружающим миром.  Закрепим  приё мы  устного и пись менного сложения и вычитания трёхзначных чисел», закрепим тему « Планеты Солнечной системы». 

- А наш класс превратится в центр управления полётами.  Руководить полётом назначили меня . В полёте вы будете выполнять различные задания центра и все наблюдения записывать в тетрадь. Все ваши записи должны быть чёткими и аккуратными.

Запись даты. Характеристика числа. Состояние атмосферы.

III. Разминка                                                                                                                                                                                                                          - Мы  посетили планетарий и уже побывали на некоторых планетах. Сегодня мы отправимся на ближайшие  к Земле планеты.

- Чтобы в космос лететь, надо многое знать, надо много уметь. Все космонавты сдают экзамен на смекалку, показывают знания в области космонавтики, демонстрируют грамотность.  Итак, разминка перед полётом.

Вопросы учителя

1.Что такое КОСМОС? (Окружающее Землю пространство).

 2. Что такое Солнце ?  (Солнце – это  звезда) Слайд 2.  Солнце.

  - Что  интересного о Солнце можете сообщить? Слайд 3.  Расстояние до Солнца.

- В космическом пространстве нет ни тропинок, ни дорог. Но если бы они  были, то туристу, чтобы пройти расстояние от Земли до Солнца, понадобилось бы 3 тысячи и 500 лет. На автомобиле он ехал бы около 200 лет, на реактивном самолёте летел бы почти 20 лет, а на ракете – 7 месяцев. От Земли до Солнца почти 150 миллионов км. Луч света проходит это расстояние за 8 минут 20 секунд, а в природе не существует скорости большей, чем скорость света.  

3. Сколько планет вращается вокруг солнца? (9)

4. Назовите их!    Слайд  4 . Планеты Солнечной системы.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

5. Какой по счёту от Солнца является Земля? (3)

6. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер)

7. Назовите естественный спутник Земли. (Луна)

 

 - Итак, разминка прошла удачно.  Теперь определим наш  маршрут.

IV. Работа по теме

- Как называются ближайшие к нам планеты? (Венера и Марс).

  1. Решение задачи . Слайд  5. Условие задачи.

-По подсчётам учёных полёт от Земли к Венере и обратно составит 505 дней,

что на 139 дней дольше, чем на Марс и обратно. Сколько дней будет длиться полёт

от Земли к Марсу и обратно?

 - Прочитайте задачу.

 -Сколько длится полёт от Земли к Венере?

 -Куда дольше лететь: на Венеру и обратно или на Марс и обратно? (Внимание – ловушка!!!)

 -На сколько? Запишите решение в тетрадь.

  Проверка. 

 505- 139=366 (дн.)

Ответ: 366 дней будет длиться полёт от Земли к Марсу и обратно.

-Говорит ли вам о чем-нибудь это количество дней? (Количество дней в високосном году).

  2. Графический диктант.

- Маршрут намечен: мы летим на Марс и на Венеру.

 - А на чём мы полетим? (Дети  строят ракету, используя розу ветров: 1клетка на северо-восток,..) 

   3. Решение примеров

- Итак, мы – космонавты.

- Выполним математические  вычисления для запуска ракеты.  Слайд 6.  Примеры.

 Решение примеров:  348+354    432+268     856-157       920-219

 - На какие 2 группы можно разбить числа?   (Чётные и нечётные).                                                                                          

 -Какое число «лишнее»?  (700- круглое).                                                                                                                                  

  -Расставьте числа в порядке убывания.  

  702,  700,   699,  701                                                                                                                                                    П       С        К      У

- Зашифровано слово ПУСК. Проверка.

Физминутка . "Подготовка к полету". Слайд 7 . Скафандр.

- К запуску готовы. 
- Начинаем проверку снаряжения.  Проверяем обувь. Сапоги не жмут? Ходим как будто  по

неровной поверхности. (Ходьба по  резиновому коврику  на носках, пятках, внешних и внутренних стопах). Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз.) 

- Объявляется 5 -секундная готовность.  

 - Заняли свои места.

 -Начинаем обратный отсчёт. Считаем хором: 5, 4  … 0.  

Слайд 8. Запуск ракеты.

- Поехали.

-Кто знает, кто так говорил перед полётом? ( Юрий Гагарин)

  - 2011 год объявлен годом Космоса. Почему?  (50 лет со дня полёта человека в космос)

Слайд  9.  Юрий Гагарин

- Вот мы и на Марсе!  

-Что о нём известно?

Слайд 10. Марс

Марс – меньше Земли в 2 раза и легче в 10 раз. Год равен 700 земным дням, а скорость вращения вокруг себя равна земной. Марс – находится дальше от Солнца, там холоднее. Даже летним утром перед рассветом температура может быть минус 80°. Вода, которая раньше была на Марсе испарилась, но запасы её , по мнению учёных, ещё хранятся в виде полярных шапок и мерзлоты на планете. Поверхность Марса напоминает пустыню.

-Благополучно побывав на Марсе, мы отправляемся на следующую планету Венера.

 Слайд 11.  Планета   Венера.

- Чтобы  не было неожиданностей, послушаем, что о ней пишут ученые.

 Как прекрасна Венера, ярко сияющая в ночном небе! Это очень загадочная планета, ещё ни разу астрономы не смогли воочию увидеть её поверхность, так как она постоянно закрыта плотным слоем атмосферы. Поскольку Венера имеет приблизительно такие же размеры, что и Земля, долгое время считалось, что на Венере есть жизнь. Увы, для этого там оказалось слишком жарко: около 500 ° на поверхности, при такой температуре плавится свинец. Причины этого кроются в том, что Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и её атмосфера чрезвычайно плотная, что не даёт планете остывать.                                                                                                                                                                      К тому же атмосферное давление там почти в 100 раз больше земного: любое живое существо  оказалось бы сразу расплющено… Для примера,  исследовательский корабль, изготовленный по особой технологии, попав на поверхность Венеры, просуществовал всего 30 минут, после чего был уничтожен. Венера делает оборот вокруг своей оси за 243 дня, а вокруг Солнца – почти за 225 дней. Получается, что на Венере день длится дольше, чем год.  Поверхность планеты напоминает рельеф Земли, с цепочками гор и вулканов.

- Как будет  чувствовать себя  человек на этой планете?

 Слайд  12.  Задача.  

- Произведём расчёты.  Венера делает оборот вокруг Солнца за 225 суток. На сколько суток больше длится год на Земле? Проверяем.  

– Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Хватает ли данных для решения этой задачи?

(Дети решают: 365 – 225 = 140 (сут.))

5. Решение задачи

- Наступило время космического обеда.

-Космическая пища особенная: в тюбиках.  Слайд 13 . Тюбики.

Туба (тюбик — от англ. tubes — труба) — вид упаковки. Первая туба представляла собой металлическую трубку, один из торцов которой запаян или завёрнут (многократно сложен), а второй имеет отверстие, закрывающееся колпачком. 

  Слайд  14.  Задача.  - Посчитаем тюбики с супом. Решаем задачу:

 В полёте мы  съели 115 тюбиков с супом. Осталось на 48 тюбиков больше. Сколько тюбиков с супом мы брали в полёт?  Дети решают задачу на доске  комментируя.

  1) 115 + 48 = 163 (т.) - осталось.

  2) 115 + 163 = 278 (т.) – было.

Ответ:  278 тюбиков с супом мы брали в полёт.  

- Ребята, мы неосмотрительно мало взяли с собой пищи. Совершенно очевидно, что мы не сможем продолжить полёт. Другие планеты мы изучим позднее. Центр управления полётом приказывает нам возвращаться на Землю. 

 6. Работа  по учебнику №8 (с.79).

-Для приземления ракеты нам нужна площадка прямоугольной формы.   Начертите  прямоугольник по данным .

7. Логическое задание.

 -Звёзды приготовили нам звёздное задание.

V. Итог урока. Рефлексия

- На Земле нас уже заждались наши мамы и папы, друзья. Давайте посмотрим на вид Земли из космоса.   Какую форму имеет Земля?         Слайд 15.  Земля.

- Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим тёмные и более светлые участки. Что они обозначают? ( Тёмные – вода, светлые – суша).

Дети читают стихи.                    Смотрю на глобус – шар земной,   Слайд 16.

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,   Слайд 17.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,   Слайд 18 .

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:   Слайд 19.

– Будь человеком, человек,

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,   Слайд 20 .

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу,

                  Я сберегу вас, сберегу!»   (Е. Шкловский)

- По мнению учёных, это единственная планета, на которой существует вода и жизнь.

Береги свою планету.

Ведь другой на свете нет!

-Какой можно сделать вывод по отношению к нашей планете? (Беречь)

  - Ребята, если бы вам представилась такая возможность, что бы вы крикнули из космоса   всем людям Земли?

  -Выразите это одним предложением.  (Береги свою планету!)

На  глобус  Земли приклеиваются цветы.

   - Возвращаемся домой.

  - Как думаете, прошёл ли наш полёт успешно?

   - Благодаря слаженной работе, полёт прошёл хорошо. Слайд  21 .  Молодцы!

   Слайд 22.  Закончите предложения:        на уроке я узнал…

                                                                    на уроке я научился…

                                                                                  на уроке я удивился…                                        IV. Домашнее задание

 

             

                                                 

       

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Фестиваль «Учитель-курянин XXI века»

Внеурочное занятие

Тема:  История курских рек.

Цель:  изучить интересные факты о реках города Курска; узнать  их историю  и рассмотреть возможные варианты их сохранения.

Задачи: 

  • узнать какие реки самые известные в нашем городе;
  • рассмотреть особенности городских рек,
  •  создать условия для обобщения представлений детей о реке как сообществе водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.),
  • развивать логическое мышление, способствовать развитию творческих способностей учащихся.                                                                                                            
  • воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе,                                                                                                                                                                  

 желание больше узнавать о своем крае и желании его изучать.

Оборудование: конверт с корабликом; карта,  раздаточный материал: схема реки, слова на карточках с названием рыб, водных растений, макет речного дна, презентация.

Перечень УУД, сформированных на занятии: предметные: понимание ценности курских рек, отношения людей к ним, умения  анализировать, какую роль играет река в жизни людей;

метапредметные: регулятивные: понимание задачи, планирование вместе с  взрослым деятельности по изучению темы занятия, оценивание  результатов  и сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;

познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации, обогащение словарного запаса детей, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;

коммуникативные: доказательство своей точки зрения,  коллективное обсуждение вопросов, развитие  коммуникативных навыков, формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание  умения  выступать перед зрителями;

личностные: проявление бережного отношения к рекам, воспитание чувства гордости за свою малую Родину, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

Формы организации деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Результаты урока:  формирование  гражданско-патриотических позиций учащихся, интереса к природе родного края и желания ее изучать.

                                       Ход занятия

1.Введение темы. (Дети сидят по группам)

-Послушайте запись. Что вы представили, услышав эти звуки? (Вода, река) Как вы думаете, какая сегодня тема занятия? (Река)  

2. Актуализация знаний.

-Множество городов и селений в своих именах несут названия тех рек, на берегах которых они расположены. Например, город Москва – река Москва, районный центр посёлок Медвенка - река Медвенка. И таких городов не счесть. Часто на одной реке расположены несколько городов-однофамильцев: река Урал – города Уральск и Новоуральск, Волга – город Волгоград, Волгодонск. Днепр - Днепропетровск, Днепродзержинск и др.

Курская область — это один из красивейших по своей природе уголков России. Наши реки и озера— неоценимое природное богатство.

Курская область принадлежит к регионам с наиболее благоприятными условиями для жизни людей.

Название центра Курской области – города Курск, связывают с рекой Кур, некогда полноводной и протекающей по здешним местам.

Однако, помимо известной реки Кур, на сегодняшний день на территории Курской области, насчитывается 902 реки, общая протяжённость которых составляет более 7,5 тысяч километров.

В черте города Курска протекают три самые известные реки.

- Как называются эти реки? (Сейм, Тускарь и Кур)                                                                                      

Кур и Тускарь, как родные,

С древних пор уж здесь живут

И в объятья вековые

Сейма старого текут.

3. Этап подготовки обучающихся к активной и созидательной  деятельности.

-Предлагаю всем отправиться в поход по  разным курским рекам.

Узнаем, как река живёт, и что для нас она даёт,

Как дружит с человеком.

  Инсценирование

Появляется  девочка в костюме реки.

Учитель:                                                                                                                                                        Речка,реченька,река,                                                                                                                   Ты пришла издалека.

Что ты делала в пути,

Прежде чем сюда прийти?

Река:            В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей.

А потом - с цветущим садом,

А потом - с огромным садом.

                 Целый город вечерком

Напоила я чайком,

А потом у берегов

Убаюкала мальков.  

Учитель: 

-Оставайся речка  у нас, послушай, что мы про тебя знаем, и расскажи нам что-то новое.  

                                                                                                                                                                         

4. Активная и созидательная  деятельность по изучению реки Сейм.

Учитель: 

-Много веков назад Сейм дал жизнь нашим местам. Кормил, поил, защищал наших предков.

В древности, Сейм называли Семь, видимо по количеству самых крупных притоков.

Река Сейм в 1846 году прославилась как первая в Европе река, по которой прошел пароход.. 

Около 20 лет плавали суда по Сейму, доставляя грузы.

Однако, когда в  России, стали быстро развиваться железные дороги, перевозки по ним стали более выгодными и судоходство по р. Сейм прекратилось.

Река:           

-Сейчас Сейм  стал мелеть и зарастать, а причина этого проста. Вырубили леса, которые удерживают воду. Осушили болота. Исчезли родники и речушки, питавшие Сейм.

А между тем, многие города могут позавидовать Курску, через который протекает хорошая полноводная река.

Учитель:

-Куда же несёт свои воды Сейм?

Река:

                                               Легенда о Сейме:

-Известна красивая легенда, записанная в начале века у украинских кобзарей, опубликованная в работе С.Н. Ефременко «Историко-поэтическое описание рек Курского края»

Слайд

«Жил - был когда-то старик богатырь, по имени Днепр и имел он дочь Десну.

Полюбила она небольшого паренька по имени Семь. Как ни просил Семь, как ни упрашивала Десна, старик наотрез отказывался выдать за него дочь.

В одно время заболел Днепр. Призывает к себе дочь и говорит ей:

«Дочь ты, моя дорогая и милая, надоело мне жить на свете. Разольюсь я рекой, рекою быстрою, широкою, длинною и глубокою. Протянусь я доченька, до самого моря, а ты, доченька, так разлейся рекой близ сердца моего.

- Как же, тятенька, останется мой дорогой друг, милый Семушка?

Призвал старик Семушку и говорит ему:

- Сейчас с доченькой разольемся мы реками быстрыми и глубокими. Если хочешь жить с дочкой в парочке, отправляйся ты за полтысячи верст и оттудова догоняй ее. Сроку тебе даю один месяц. Догонишь - твоя будет, не догонишь - на себя пеняй.

Заплакал Семушка, простился с Десной и отправился за полтысячи верст. Разлился он реченькой, но не быстрой, как Десна и ее старик. На пути его дороги все кривые да извилистые.

А тем временем разлились Десна и Днепр. Как только старик далеко ушел и стал к морю подходить, Десна стала искать милого. Трудно было ей, но любовь помогла. Не прошел срок, как две реченьки - и Десна и Семь - шлют привет старику, низко кланяются.

Рад и не рад старик, а должен принять зятя в дом. И с той поры живут в мире да согласии. Дочь и зять, сколько в силах помогают старику».

 

Учитель: 

-Спросим теперь у ребят, куда же несёт свои воды Сейм? (В Десну. Десна – в Днепр, а Днепр - в Чёрное море).

- Подпишите  названия рек на схеме и покажите с помощью кораблика движение по рекам: Сейм-Десна– Днепр -Чёрное море ).

(Дети работают в группах)  

- Какую же роль река играла в жизни людей? (Вода для жизни, для передвижения, как дорога)

5. Активная и созидательная  деятельность по изучению реки Тускарь.

Учитель:                                                                                                                   --Человек рождается, взрослеет, набирает силу – так и река пополняется притоками, становится полноводнее.

На территории области Сейм принимает ряд притоков. Вспомним, что в древности, Сейм называли Семь.

-Почему? (По количеству самых крупных притоков).

Один из них - река Тускарь, протекающая в черте города, – третий по величине, правый приток р. Сейм. В длину она имеет 85 км.

В старину Тускарь  была судоходной рекой. Плавание шло от Коренной Пустыни по  Сейму, Десне в Днепр.

Углубление, по которому течет река, – это русло.                                                                                               Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называют устьем.

-Изобразите на схеме  устье реки Тускарь и покажите с помощью кораблика движение по рекам: Тускарь-_Сейм- Десна. (Дети работают в группах)                    

6. Активная и созидательная  деятельность по изучению реки Кур.

Учитель:

-Кур - правый приток реки Тускари.  Длина реки всего 17 километров. Начало, она берёт севернее Курска у села Сотниково.

Впадает Кур в реку Тускарь, в районе пл. Добролюбова. 

-Изобразите на схеме исток и устье реки Кур и покажите с помощью кораблика движение по рекам: Кур-Тускарь-_Сейм- Десна ).                                (Дети работают в группах).                                                                      

-Название реки Кур  некоторые исследователи объясняют через древнерусское слово «кур» - «залив»; другая версия – «курья» - источник воды; место, богатое рыбой.                                                                              

Река:

-Когда-то Кур, была самой чистой рекой в губернии. Приехавшую в Курск императрицу Екатерину  II, снабжали именно водой из Кура. Каких-то 100 лет назад, река была полноводной и довольно глубокой. 13 июня 1871 года, в Курске случилось наводнение, из берегов вышел Кур! Да, именно тот Кур, который  теперь чаще называют ручьём.

Популярный курский поэт 19 века, Н. И. Любимов написал об этом стихотворение: 

Вот шутку выкинул Кур

Как будто Волга иль Амур-

Так раскрутился чересчур.

Поснес мосты, посмыл дома –

Ну, словом, Кур сошел с ума.

Учитель:

-С ростом промышленности и развитием города, река стала загрязняться.

Сейчас, Кур практически полностью "спрятали" в трубу под землю. А были времена, когда река разделяла город на две части.

По первому градостроительному плану Курска, утвержденному императрицей Екатериной II в 1782 году, город делился на две части: "Нагорную" и "Закурную".

Послевоенный Курск быстро восстанавливался, менялся его облик. Требовались новые дорожные развязки, появлялись новые здания. 

В новом городском плане не было места Куру. Часть реки было решено спрятать под землю. Это и было сделано в середине 70-х годов. Участок от перекрестка улицы Большевиков и Сосновской до улицы Сонина в районе цирка был закован в трубу.

Сейчас Кур - это небольшой ручей, который можно увидеть внизу улицы Сонина напротив цирка.

-Вот как поэт В. Трошин «жалеет» в своих стихах  несчастную реку Кур:

«…Сумерком безоблачным, нежа и любя,

Щекотали б лодочки до утра тебя.

Знали жизнь привольную эти берега,

Но тебя в провальную увели века».

                                                                                                                                                                                                   6. Творческая работа в группах

Учитель:

-Люди все разные: одни тихие, спокойные, другие - подвижные, энергичные.  

Реки тоже разные: равнинные (спокойные, тихие), горные (шумные, бурлящие), маленькие речушки, огромные реки, спокойные, шумные.                                                                                

- Подберите подходящие слова-признаки ( на карточках) к нашим рекам.

 1группа – р.Сейм (равнинная, длинная, спокойная, тихая, извилистая,…) ,

2 группа – р.Тускарь (равнинная,  подвижная, энергичная,…)

3 группа – р. Кур (маленькая, мелкая, спокойная, несчастная,…)  

- Проверим, что у Вас получилось.

Вывод: курские реки разные, они являются частью водного бассейна Курского края, ценностью, которую нужно охранять.

7. Активная и созидательная  деятельность по изучению животного и растительного мира курских рек.

 Учитель:

– Может ли река быть домом? Кто живет в этом доме? (Рыбы, растения, насекомые.)

 Загадка.

Может ты со мной знаком,

Я живу на дне речном,

Голова и две клешни:

Кто же я, подскажи–…   (Рак.)

(Дети отгадывают загадку, и появляется картинка с изображением рака).    

    - Какие у рака клешни, каждый знает: стоит зазеваться, и рак так схватит тебя за палец, то заревёшь от боли. Этим оружием он яростно отбивается от врагов. Летом раков часто можно найти в реке - под камнями у берега. А где раки зимуют, тебе известно? На зиму они забираются глубоко в свои береговые норы или зарываются в ил. Едва ли найдутся охотники ловить раков в ледяной воде. А вот в старину, при крепостном праве, помещики в виде наказания заставляли провинившихся крестьян зимой доставать раков из-подо льда. Отсюда и пошла поговорка: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

(Река приглашает детей спуститься на дно речное).  

-  Как это сделать? Ведь мы не можем дышать под водой, люди не приспособлены для этого, так как у человека нет жабр для дыхания. Люди дышат легкими, нет плавников и хвоста для передвижения.                                                                                              

  - Что можно придумать, чтобы спуститься на дно реки? (Предположения детей)

 Игра-имитация «Надень маску, акваланг и спустись под воду». (Работа с макетом речного дна).

Заранее оформляется для каждой группы макет-схема речного дна: дети встречают на своем пути различных животных, растения, рассматривают их, описывают, рассказывают о них по группам.

Учитель и  заранее подготовленные ученики дополняют.

 -В наших реках водятся карась, окунь, линь, щука, а также беззубка.

  • Беззубка – это большая ракушка. Она неподвижно лежит на дне, скрывшись больше чем наполовину в иле. При этом створки ее раковины приоткрыты. И это неспроста. Так беззубка питается и дышит. Процеживая через свои жабры воду, ракушка извлекает из неё всякие питательные частички, а заодно и растворённый в воде воздух (точно так же, как и рыба). Но стоит только ракушке почуять опасность, как она с силой захлопывает свои створки. Такая осторожность не напрасна. У беззубки много врагов, желающих полакомиться её вкусным сочным мясом. Передвигается беззубка очень забавно. Сначала из открывшихся створок высовывается какой-то ярко-оранжевый вырост вроде языка и упирается в грунт. Затем медленно-медленно к «языку» подтягивается вся ракушка. Подтянувшись, беззубка замирает, вырост убирается. Потом опять высовывается и вновь упирается в дно, но уже чуть подальше от прежнего места. И снова к «языку»-выросту с трудом подтягивается вся ракушка. Так «шагает» беззубка, оставляя за собой бороздку в илистом дне.                                                                                                                                                                           

По берегам рек и в реках есть такие растения как: рогоз, кубышка, кувшинка и другие.

Заранее подготовленные ученики сообщают.

  • Водное растение роголистник  похоже на ветку ели. Он растёт большими зарослями под водой. Вода возле роголистника всегда чистая, а он сам покрыт грязью. Объясняется это тем, что у роголистника нет корней и их «грязную» работу -  извлекать из воды питательные вещества – выполняют листья и стебель. Чем мутнее вода, тем больше в ней питательных веществ. Поэтому роголистник и  любит всякую муть, поэтому он и грязный такой. Зато вода около него очищается.
  • Кубышка жёлтая украшает многие реки. Только не путайте её с кувшинкой, у которой цветы белые. Хотя кубышка встречается чаще, она нуждается в охране.    
  • Кувшинку называют водяной лилией. Распускаются в одно время с кубышками. И цветут так же долго – до конца лета. Но вот о чём я всё время думаю. Уж больно красива и нежна белая лилия! Уж больно таинственными, сказочными мне кажутся эти цветы!.. А останется ли такая сказка жить …

8. Беседа об охране рек.

- Есть ли будущее у рек с богатым историческим прошлым?

- Продлится ли жизнь древних рек или им суждено стать еще одним печальным уроком прогресса?

-Трудно ответить на эти вопросы, но выскажите свои предположения.

Учитель:

-Красоту реки надо сохранять, и не только из-за того, что она полезна для человека, а просто потому, что она ценность сама по себе.

История древних курских рек учит: пройдут столетия, сменятся поколения и государства, а реки будут течь. И важно сохранить реки в том состоянии, в котором они способны радовать и помогать людям. «Спасти природу может только любовь, только чувство восхищения, а не расчет!»

Чтение и обсуждение стихотворения Б.Заходера «Течет река». (Читают заранее подготовленные ученики).

Первый ученик: Течет река издалека…

Течет река ... Течет река…

Как хорошо, когда река  

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!  

Второй ученик:  Течет река ... Течет река...  

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне ...

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:  Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

На мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

 

Четвертый ученик:  Была. Вот именно - была

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем ...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели ...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

Обсуждение стихотворения

- Почему в реке исчезла вода?

- О чем напоминает каждому это стихотворение?

- Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

                                                                                                                                       Итог.                                                                                                                                                 - Река, о чём бы ты попросила человека?

- Что расскажете дома интересного про это занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

На уроке происходит знакомство  уч-ся  с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

Интегрированный урок математики и окружающего мира "Решение задач о растениях" 2 классОбъединяет в себе и решает задачи сразу двух предметов: умение решать задачи, знание ярусов растений....

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...