Сахалыы тыллаах кылаастар
методическая разработка по математике на тему

Атас кыыһа Алгыстаах Арылыйаана Хотун

 

Дьокуускай куоракка А.Николаев саха кылаастары элбэтэргэ уураах таьаарда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29 оскуола5а саха кылааьа арыллыа27.95 КБ

Предварительный просмотр:

     

       Попова Ольга Прокопьевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ№17 г.Якутска РС(Я)

Сайт: http://nsportal.ru/user/173046

Аар-луук мас үүнэн тахсан

Үрдүy сатаабыт эбит

А5ыс төгүл а5ыс салаатын

Алын өттүгэр

А5ыс төгүл а5ыс быластаах

Кур от са5а

Аан-бичик уйа баар эбит.

  Тема:     Создание этнокультурного пространства на уроках математики .

        Актуальность проблемы н темы исследования. В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации. Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, затрагивающие пространственно-временные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту Исходя из этого формирование элементарных математических представлений у младших школьников, ориентированное на этнокультурные ценности народа, в школьном государственном учреждении должно быть напрямую связано с организацией образовательного процесса. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в науке созданы предпосылки для решения проблемы этнокультурной ориентации математического образования детей . Значительный вклад в развитие представлений о сущности народной педагогики и ее роли в образовании детей внесли отечественные ученые, педагоги - В Ф Афанасьев, Г Н Волков, Л Н Толстой, К Д Ушинский? Чиряев К.С.  и др. Отмечено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в осознании этнокультурных традиций.

Объект исследования: процесс  обучения математике  учащихся 1-4 классов с якутским языком обучения.

Предмет исследования: педагогические условия формирования   развития математического  типа мышления  у детей  младшего школьного возраста на основе этнокультурных традиций тувинского народа.

Цель исследования: разработать основные аспекты организации процесса обучения математике учащихся 1-4 классов, отражающие:

1)        требования к изучению теоретического материала и к обучению решению задач, учитывающие этнопсихологические особенности детей национальных школ и на основе их разработать методику обучения математике учащихся 1-4 классов ;

2)        требования к комплексу задач с региональным содержанием, являющихся основой разработки комплекса практических задач и методики его использования в процессе обучения.

Гипотеза исследования: повышение уровня обучаемости математике детей  адекватное требованиям общества, будет успешным, если:

-        процесс обучения математике организовать с учетом их этнопсихологических особенностей;

-        в основу организации процесса обучения математике положить принцип региональное™, который служит нормирующей основой для органичной взаимосвязи содержательно-целевого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного компонентов;

-        процессуальный компонент обучения понимать как механизм реализации образовательной стратегии через основные компоненты методической системы обучения в условиях национальной школы и строить согласно следующим этапам: организационно-подготовительному; операционно-познавательному; результативно-оценочному;

-конкретизировано понятие «этнокультурные традиции» в процессе школьного математического образования,

-        определены смысловые блоки этнокультурных традиций, имеющих необходимое математическое содержание (пространственно-временной, количественный и величинный компоненты), достаточное для включения их в программу формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста,

-        разработана и реализована программа формирования элементарных математических представлений у детей  младшего школьного возраста с элементами национальных традиций,

-        в процесс формирования математических представлений у школьников включено знакомство детей с этнокультурными традициями, связанными с устным народным творчеством, народными играми, мерами измерения, народным календарем, культурой быта тувинского народа, включая традиционные ориентиры во времени и пространстве,

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской, историко-этнографической, педагогической, психологической, методической литературы и выявить возможности использования этнокультурных традиций в процессе школьного математического образования.

2. Выявить педагогические условия использования этнокультурных традиций якутского  народа в процессе формировании математического мышления у школьников

3. Разработать и реализовать программу формирования  математического типа мышления  у детей  с элементами этнокультурных традиций якутского народа с учетом выявленных педагогических условий.

4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность реализации выявленных педагогических условий и программы формирования элементарных математических представлений  на основе этнокультурных традиций якутского  народа.

           Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования теоретические - анализ и обобщение содержания философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений, изучение нормативно-правовых документов, методических источников, отбор, классификация, систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования, моделирование условий предстоящей деятельности, эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, диагностические методы, анкетирование педагогов, индивидуальные беседы с детьми, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников, статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2002-2003гг.) - организационно-подготовительном -изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, историко-этнографические, научно-методические источники. Определялись методологические и теоретические основы исследования, формулировались проблема, цель, задачи исследования; подбирался диагностический инструментарий для изучения процесса формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, проводился констатирующий эксперимент по определению уровней сформированностей математических представлений и уровней усвоения традиций якутского.  Проведены  математическая игра «Оркон ой», игра «Тиин мэйии «, смотр «Сыл бастын ахсаанньыт ыала».

Второй этап (2004-2006 гг) - содержательно-технологический - был связан с разработкой программы и выявлением и реализацией педагогических условий формирования элементарных математических представлений детей на основе этнокультурных традиций, проверкой их эффективности В ходе опытно-экспериментальной работы уточнялась гипотеза, корректировалось содержание программы, проводилась обработка полученных результатов.

Третий этап (2006-2007  гг) - заключительно-обобщающий - осуществлен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, проверены теоретические и практические положения исследования.  На этом этапе обобщены результаты эксперимента .

Результаты:

1 место-Степанов Серёжа, учитель Попова О.П. («Школа-2000») городская олимпиада по математике:

1 место-Еремеева Уйгулана, учитель Попова О.П.(«Традиционная система») городская олимпиада по математике:

Результаты: 1-место Местников Коля, городской математический чемпионат ФТЛ им.Ларионова, учитель Попова О.П.

1 место-2010  Платонова Лана проект «Экспедиция в малую родину»  школа

2011-1 место Саввинов Кирилл «Лучшее сочинение « городской конкурс «Ийэ тыл илгэтэ»

2011-команда мальчиков 2 В класса победители 1 лиги «Эрудиты планеты»

2012-Семёнов Эркэн 1 место республиканская дистанционная олимпиада по математике

2012 –Мин Ян 1 место всероссийская математическая игра «Кенгуру» школа

2012-Попова Диана, 1 место Всероссийская игра-конкурс «Инфознайка» город

2012-Аммосов Толя 1 место в школьной олимпиаде по математике, 1 место всероссийская дистанционная игра ЧИП по окружающему миру

2012-Саввинов Кирилл, Замятин Андрей 1 место в городской НПК «Ступеньки к росту»

Победители в номинации «Внедрение интернет-технологий в УВП»

Выводы:

Открыты возможности для самостоятельной, творческой работы;

- понимание не только математики, но и других наук — они дают первоначальное, но вполне удовлетворительное понятие об «индуктивном исследовании» и «научном методе»;

- открытие  перед учащимися одного из аспектов математики – она предстала  в  творческих задачах наукой, тесно связанной с другими естественными науками, разновидностью «экспериментальной науки», в которой наблюдение (эксперимент) и аналогия могут привести к открытиям (этот аспект математики должен особенно привлекать будущих «потребителей» математики — естествоиспытателей и инженеров).

Методические рекомендации по использованию этноматематического  материала .

при решении текстовых задач в начальной школе

    Решение задач, включающих данные этноматематического   (краеведческого, этнокультурный, национально-регионального   материала)  характера, способствует формированию диалектико - материалистического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью. Текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь обучающимся начальных классов использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в таком случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждаться в необходимости знаний по этому предмету для удовлетворения практических нужд.

     Одно из основных требований к текстовым задачам – это наличие в содержании познавательного этнокультурного  материала. Отсутствие его в тексте задачи отрицательно скажется на понимании роли математики в познании окружающей действительности, на развитии умения применять знания на практике и осуществлять связь с жизнью, на воспитательном значении текста задачи. Следовательно, отражение в текстовых задачах конкретной жизненной ситуации следует считать обязательным дидактическим принципом обученияДля того чтобы работа по внедрению  краеведческого и этнокультурного  материала в уроки математики была более продуктивной необходимо учителю следовать следующим рекомендациям:

- начинать работу с 1-го класса;

- проводить систематически;

- содержание, объём, и стиль изложения вопросов должны совершенствовать возрастным возможностям учащихся.

-  форма сообщения сведений:

*  краткая беседа;

*  лаконичная справка;

*  решение задач;

*  экскурсии;

*  показ фрагмента.

Учителю необходимо заранее определить объём сведений, сообщаемых на уроке, использовать материалы из этноматематики в определённых «рамках».

Объём материала определяется, исходя из следующих соображений:

а)    связь данного материала с материалами урока;

б)   время, отводимое на сведения;

в)   уровень подготовки учащихся;

г)    возраст учащихся.

Эффективность использования исторических сведений во многом зависит от их содержания. Содержание этих сведений может быть различным. Здесь нужно учесть возрастные особенности учащихся, подготовку учащихся к восприятию данного материала, образовательную и воспитательную ценность материала.

Если сформулировать основные требования к содержанию исторического материала на уроке, то они будут выглядеть следующим образом:

а)    статность;

б)   научно - выверенная правильность;

в)   соответствие уровню знаний учащихся и их возрасту;

г)    помощь при усвоении программного материала.

Исходя из этого необходимо, чтобы учитель имел достаточно широкий запас сведений из истории математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать. Выбор формы сообщения этих сведений учитель должен сделать в связи с темой урока, в зависимости от степени заинтересованности, математической подготовки учащихся.

Список литературы для применения на уроках математики на основе этнокультурных традиций якутского  народа. Рекомендую детям для создания авторских задач.

М.Н.Ноговицына Ахсаан,толкуй, обугэ угэьэ. Дьокуускай: Сайдам, 2005

Саха мындыр суота,Дьокуускай, Бичик,2012

Ахсаан кистэлэнэ,дьокуускай, Бичик,2010

Т.П. Аммосова  Математические олимпиады младших школьников РС(Я),Якутск 2002

Т.И.Александрова,В.А.Александров    «500 задач на краеведческом материале Якутии» 2007

И.Г. Федоров,П.К. Васильев Обугэбит оло5о-дьаьа5а, Дьокуускай, Бичик, 2012

Винокурова М.Е. Терминологический словарь по математике для начальных классов .Русско-якутский , Якутск, 2007

Саха таабырыннара, ос хоьоонноро, чабыр5ахтара. Якутск, Бичик, 2006

А.С.Фёдоров .Обугэлэрбит оонньуулара, Якутск,1992

Чиряев К.С. Олох педагогиката, Дьокуускай, 1998

А.Д.Слепцова  О5о иитиитигэр фольклору туьаныы, Дьокуускай, 1992

Саха таабырыннара, Якутскай, 1992 сыл

Олимпиады по математике города Якутска  МО РС(Я), ИРО  1995-2001

Коллективная форма обучения на уроках математки начальнйо школы(Дидактические материалы) Якутск, 1995

С.В. Стручкова    Этноматематические  подходы в преподавании математики в 5-9 классах якутской школы

Васильев П.К., Фёдоров И.Г. Ойуулаах тылдьыт, Бичик, 1998

Г.М.Федорова, З.П.Фёдорова   Аан дойду уонна мин торообут кыраайым  3 кылаас

В.М.Пермякова,Ф.Н.Дьячковская   Мин олонхом биьигэ, Бичик, 2009

Олонхо ойуулаах тылдьыта  МО РС(Я), Якутск, 2008

К.Оросин  Дьулуруйар Ньургун Боотур

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дьиэ кэргэннэ о5олору сахалыы ньыманан иитии

Воспитывать детей на традициях народа Саха...

Хоһооннор 2 кылаастар

Хоһооннор 2 кылаастар...

О5о сахалыы толкуйдуур дьо5урун сайыннарыыга сорудахтар

Дидактический материал по развитию мыслительных  на родном якутском языке по предметам: саха тыла, ахсаан....