Конспект урока по математике "Табличное вычитание вида 15-7"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Базарова Галина Валентиновна

Конспект  урока по математике 1 класс по программе "Школа 2100". Авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.  Тема " Табличное вычитание вида 15-7" (с презентацией).

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablichnoe_vychitanie_vida_15-7.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 05.04.12                                                                                   Урок математики в 1 классе.

 

Тема

Табличное вычитание.

Тип урока

Изучение нового материала.

Цели

Обучающие: помочь учащимся усвоить новый вычислительный приём  вычитания чисел в  пределах 20 с  переходом через десяток; формировать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20; повторить состав числа;  

совершенствовать вычислительные навыки.                  

 Развивающие:  развивать логическое мышление, интерес к учебному предмету.

Воспитательные: воспитывать желание учиться, корректно высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

 – работать в команде;

 – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

 – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные  УУД:

 – самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;

 – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

– читать и анализировать тексты простых  задач;

– строить  вспомогательные модели к задачам в виде  схем.

Коммуникативные УУД:

 – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

– ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

Регулятивные УУД:

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

– принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

– выполнять работу в паре, помогая друг другу;

 – участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр 30,31

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Ход урока

Формирование УУД

1.Мотивация к учеб-ной деятельности:

(1 мин)

Цель:  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации

успеха

прошлых уроков.

Настроить детей на

 урок и получение

 новых знаний

.

Слушают.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

-Я хочу наш урок сегодня начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. В добрый путь за знаниями!

 А помогать нам будут наши друзья Петя, Вова и Катя.

2.Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

1) повторить

 уже известные опасные места


2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для решения примеров




Организация задания на повторение.

Работают с натуральным рядом чисел, придумывают задания.

















Повторяют состав чисел

1.Работа с натуральным рядом чисел.

На доске:       7, 10, 8, 6, 11,15

- Что вы можете сказать о записи? (Это нату-ральные числа. Здесь записаны однозначные и двузначные числа.)

 - Можно ли сказать, что это натуральный ряд чисел? (Нет.)

- Почему? Приведите доказательства.

- А можно ли из этих чисел составить отрезок натурального ряда чисел? (Да, если добавить числа.)

-Добавьте и запишите. Что у вас получилось?

( 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

-Найдите  самое маленькое однозначное число, уменьшите его на 1. Покажите какое число у вас получилось.

-Самое большое число этого отрезка увеличьте на два. Какое число у вас  получилось?

-Придумайте задания, которые можно выполнить с этими числами.


2. Состав чисел.

- Вспомним состав чисел.

- Какие числа спрятались в «окошках»?  (задание №2 с. 30)

- Выполним задание №1 с. 30.

- Помогите Кате разбить числа 17, 11, 15 на разрядные слагаемые.

- Какие три равенства можно записать с каждым из чисел и его разрядными слагаемыми?

7+10=17      1+10=11      5+10=15

17-10=7       11-10=1       15-10=5

17-7=10       11-10=1       15-10=5

- Как составили каждое равенство?

Вывод: по сумме можно составить разность.

Познавательные УУД:

- перерабатывать полу-ченную информацию

Коммуникативные УУД:

– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

3.Постановка учебной задачи  и формирование темы урока. (5 мин)

Цель: обсуждение затруднений и проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

 Учить

ставить

проблемную задачу

и находить пути

ее решения.







Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.








1.Создание проблемной ситуации. 

- Ребята помогите мне найти значение выражений:

8+5       6+6       5+9         15-7

- Где у вас возникли затруднения?

- Каким способом вы можете найти значение этого выражения? (На пальчиках, по натураль-ному ряду чисел, используя таблицу сложения.)

- Представьте, что в стране Математики запрещено считать на пальчиках, с

помощью таблицы сложения и натурального ряда чисел. Как бы вы тогда считали?


- Как вы думаете, какое открытие мы сделаем на уроке?

- А где можно посмотреть точную формулировку темы?

-Откройте учебник на с. 30 и прочитайте тему урока.              

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.




4.Открытие нового знания  (8 мин)

Цель:

построить

план действий

и зафиксировать его в речи.






Сравнивать, анализировать, систематизировать объекты,

отвечать

на проблему урока.


Учитель,

 выбрав

 наиболее

 подходящее решение

 данной

 проблемы,

 составляет

 план действий.

Организация работы

в парах.


Дети рассматри-вают запись в учебнике на с. 30 и комментируют. Работа в парах

и обсуждение плана

действий. 


Коллективная работа:

- Давайте попробуем. Ваши предложения? ( все варианты, предложенные детьми  рассмотреть и прорешать на доске)

- Давайте посмотрим, как Петя выполнил вычисление.

- Почему из 15 он вычел сначала 5, а затем 2?

(если из 15 вычесть 5, то получится круглый десяток – из него удобно вычитать оставшуюся часть)

- Какое число Петя разбил? (7)

- Как называется этот компонент при вычитании? (вычитаемое)

- На какие части Петя разбивал вычитаемое? (на удобные)

- Давайте составим алгоритм вычитания:

  1. 1. Записываем выражение.

2. Находим вычитаемое.

  1. 3. Раскладываем вычитаемое на части.
  2. 4. Вычитаем из уменьшаемого первую часть до десяти.
  3. 5. Вычитаем из десяти вторую часть.
  4. 6. Читаем ответ.

Регулятивные УУД:

– принимать участие в обсуждении и формули-ровании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

Познавательные УУД:

– самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков и схем;

5. Первичное закреп-ление с проговарива-нием во внешней речи (5 мин):

Цель: зафиксировать

во внешней  речи

алгоритм вычитания

Апробация алгоритма под контролем учителя.

Один ученик выполняет у доски с комментированием, а остальные записывают в тетрадь.

1.Выполнение задания № 5 на с. 30.

2. Выполнение задания № 6 на с. 31 (устно).

6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону (5 мин):

Цель:

1) тренировать спо-собность к самокон-тролю и самооценке;

2) проверить умения  работать по алгоритму.

Организация работы в парах по закреплению нового алгоритма вычитания.

 -Учить самооценке.

-Организация самостоятельной работы  в тетради на печатной основе

( стр. 37 -38).

Работа в парах.

Выполнять задания

по ранее выработанному

алгоритму действия.

 

 Работа в парах -  №7 с.31

- Выполним по вариантам.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте соседа.

- Поднимите руку те, кто может похвалить соседа.

-Поднимите руку у кого всё верно, у кого допущено 1-2 ошибки.

- Кому  было трудно?

- Чему учились, выполняя это задание?

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;

7.Повторение изученного.(8 мин)

Цель:

1)закрепить умение работать над задачей;

2) тренировать способность применять алгоритм

при сложении

Отработка алгоритма

 сложения

при решении задачи.

1.Работа над задачей.

*задание №8(а) с. 31

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче?

- Что неизвестно?

- Составьте схему.

- С помощью какого действия мы будем искать неизвестное?

7 + 9 = 16 (дм)

Ответ: 16 дм

Познавательные УУД:

 – читать и анализировать тексты простых и  задач;

 – строить, вспомогатель-ные модели к задачам в виде схем.

8. Итог урока.

 (2 мин)

Цель:

 зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Выяснение:

преодолели ли мы затруднение, возникшее в начале урока.

- Какова тема урока?

- Какое открытие сделали на уроке?

- Для чего нужно уметь выполнять  вычитание? Приведите примеры.

Регулятивные УУД:

- учиться совместно с учи-телем и другими учении-ками давать эмоциональ-ную оценку деятельности класса на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

на уроке. (3 мин)

Цель:

1) оценить собственную деятельность

на уроке;

Ответы детей. Дети

 выражают свои

эмоции по поводу

урока.

- Наш урок подошёл к концу. Сейчас вам предстоит очень серьёзная работа, вам нужно сказать о том, как вы  поработали на уроке.

- Кто сегодня доволен собой?  Объясните, почему?

-А кого из  друзей вам хотелось похвалить?

- Покажите своё настроение в конце урока?              - Большое спасибо вам, ребята, вы своей работой доставили мне огромную   радость. Молодцы!

Коммуникативные УУД:

- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в малокомплектной школе. 1 класс "Закрепление по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4». 3 класс "Закрепление по теме «Прием умножения в случаях вида 23*4»

Урок математики составлен по программе УМК «Школа России», авторы: М.И.Моро, Ю.Г.Колягин, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова и обеспечен учебниками «Математика» для 1 и 3 классов ...

Конспект урока по математике: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучени...

Конспект урока по теме: Письменные вычисления: сложения вида 32+8, вычитание вида 40-8 (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: познакомить детей с записью вычисления столбиком и правильно их объяснять; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление и умен...

"Вычитание вида 6-7",1 класс; "Вычитание вида 8-9",1 класс; "Вычитание вида 8-9. Закрепление", 1 класс.

Конспекты уроков, которые были разработаны мной на преддипломной практике и проведены для учащихся 1-х классов...