Конспект урока по математике: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Лариса Александровна Колыбина

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучению письменного сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд и вычитания однозначного числа из двузначного в случае разбиения разряда десятков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_klass_40-8.docx949.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

УМК: Школа России

Класс: 2 «В»

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организовать деятельность обучающихся по осмыслению новых предметных ЗУНов по изучению письменного сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд и вычитания однозначного числа из двузначного в случае разбиения разряда десятков.

Задачи формирования УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные: применять правила о порядке выполнения действий в число в выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Знать: алгоритм записи примеров в столбик.

Уметь: решать примеры на сложение и вычитание.

Оборудование: Учебник «Математика. 2 класс. 2 часть», презентация.

Организационная структура урока:

  1. Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация к деятельности. Целеполагание.
  4. Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.
  5. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Психолого-эмоц. настрой на урок.

1 мин.

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут  Лариса Александровна

Я хочу, чтобы этот урок принёс вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи. Наш урок пройдёт под девизом: «Будь внимателен! У тебя всё получится!»

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, следят за тем, что лежит у них на парте.

II. Актуализация знаний.

6 мин

Решите ребус.

   *6                          *4

   3*                          2*

   89                          64

Сколько единиц в одном десятке?

Заселите числа в домик?

10 это сколько да сколько?

Игра «Волшебные числа»

Представьте число по образцу, в виде 10 единиц и оставшихся десятков:

40 это 10 единиц и 3 десятка

30, 90, 70

Повторение устных приёмов.

Что общего в выражениях?

Как удобнее сложить? Что заметили в полученных результатах?

Что общего  в последующих выражениях?

Как удобнее вычесть?

 Найдите значения выражений:

    56                          84

    33                          20

    89                          64

1дес.=10ед.

10 это 2 да 8

10 это 5 да 5

10 это 9 да 1

10 это3 да 7

10 это 6 да 4

 

30 это 10 ед. и 2 дес.

90 это 10 ед. и 8 дес.

70 это 10 ед. и 6 дес.

73 это 70  да 3.  70+(3+7)=70+10=80

60

50

Сложение двузначного числа с однозначным числом.

Удобно единицы складывать с единицами.

В значениях выражений двузначное число, оканчивающее нулем.

Вычитание из двузначного числа, единицы которого равны нулю однозначного числа.

Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы.

60 это 50 да 10;     50+(10-6)=50+4=54

67

28

III. Мотивация к деятельности. Целеполагание

10мин

Вычислите устно с объяснением.

-Откройте учебник на стр. 18 и посмотрите, как еще можно записать эти примеры.

-Сравните записи решения.

-Какова будет тема урока?

-Какую цель поставим перед собой?

Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом записи решения выражений т.е. в столбик вида:

-Сложение двузначного числа с однозначных, в значении суммы которых число в котором единицы равны нулю;

-Вычитание из двузначного числа однозначное. В уменьшаемом единицы равны нулю.

1 слагаемое  разложим на удобные слагаемые. Получается 30 и 2 Удобнее единицы сложить с единицами. Получается:

32+8=30+(2+8) =40

Уменьшаемое представим в виде 10 единиц и оставшихся десятков. Удобнее из десятка вычесть единицы.

40 это 30 да 10;  30+(10-8)=32

Приёмы сложение и вычитание двузначного числа с однозначным.

Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик.

IV. Организация учебной деятельности по решению цели и задач уроку.

17мин

– Предлагаю вам сейчас поработать в парах.

Обсудите со своим соседом по парте, как выполнено сложение.

 

– Что необходимо, чтобы правильно выполнить сложение?

– Определим шаги алгоритма сложения:

1.        Пишу…

2.        Складываю единицы…

-        10 единиц это…

-        Запишу…

-        Запомню…, чтобы не забыть…

3.        Десятков стало …, т.к…

4.        Читаю ответ…

-Обратите внимание на 2 столбик 40-8.

-Послушайте, как объясню решение примера на вычитание.

1. Единицы нужно вычитать из единиц, но в числе 40 - 4 десятка и 0 единиц, т.е. нет отдельных единиц. Значит, нужно из 4 десятков взять 1 десяток. Из этих10 единиц будем вычитать 8 но, чтобы не забыть о том, что 1 десяток взят, поставим над цифрой 4 точку. Вычитаем единицы: 10 единиц – 8 единиц =2 единицы. Записываем 2 под единицами. Из 4 десятков взяли 1 десяток (об этом напоминает точка, осталось 3 десятка). Пишем 3 под десятками. Читаем ответ: разность равна 32.

Алгоритм решения примера на вычитание.

1. Пишу…

2. Вычту  единицы…

- Это 10 единиц и  дес.

- Надпишу над …

- Из 10 вычту …

3. Десятков осталось …

4. Читаю ответ…

 

Посмотрите в учебнике на странице 18    № 1. Попробуем решить примеры.

Что требуется сделать?

-Разбейте выражения на две группы. По какому принципу осуществили разбиение?

Выполним вычисления в тетради. Один ученик у доски с устным объяснением.

Запишите в тетради №1.

Вычисления производим столбиком.

– Что помогало выполнить вычисление верно?

-А какими способами мы можем проверить правильное решение примером?

Проверим.

Задача №2.

Прочитаем.

Когда Оля прочитала 40 страниц книги, ей осталось прочитать на 5 страниц меньше, чем она прочитала. Сколько страниц в книге?

- О ком говорится в задаче?

- Что Оля делала?

- Сколько страниц она прочитала?

- Сколько страниц осталось прочитать?

- Какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?  Почему?

- А это можем узнать?

- С помощью какого действия?

-Знаем, сколько прочитала и сколько осталось.

-Теперь можем ответить на вопрос задачи?

-Какое действие будет следующим?

-Какой ответ получим? 

-Молодцы, вы отлично справились.

Задача №3.

Прочитайте задачу.

-О ком говорится в задаче?

-Купюры, какого достоинства у Кати?

-Что она сделала?

-Что требуется найти?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-А можем узнать? Как?

-Знаем, сколько денег было и сколько истратила. Как найти сколько осталось?

-А как еще можно решить данную задачу?

-Получилось 3 способа.

№ 4 выполните самостоятельно. Один ученик у доски.

Проверим.

№6.

Прочитайте задание.

Реши уравнения.

-Рассмотрим 1 уравнение.

х – 9 = 4.

Запишите решение в тетрадь.

-Следующие уравнения решите самостоятельно. Что получилось?

Решим примеры под вопросительным знаком.

Каков порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки?

Без скобок?

Найдите значения выражений самостоятельно.

Какой ответ получили в первом примере? Во втором? В третьем?

 

1.Пишу единицы под единицами.

2.Складываю единицы 2+8=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.

3.Десятков стало 4 т.к. 3 да 1 четыре.

4.Читаю ответ: значение сумы чисел тридцати двух и восьми равно сорока.

Вычисли с объяснением. Проверь вычисления разными способами.

Первая группа примеры на сложение, вторая группа на вычитание.

    73                      

      7                

    80              

1.Пишу единицы под единицами.

2.Складываю единицы 3+7=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.

3.Десятков стало 8 т.к. 7 да 1 восемь.

4.Читаю ответ: значение сумы чисел семидесяти трех и семи равно восьмидесяти.

  80

    7

  73

1.Пишу  единицы под единицами.

2.Вычту единицы. 80 это 0 единиц и 8 десятков. Возьмем из 8 десятков 10 единиц. Поставим над цифрой 8 точку, чтобы не забыть, что 1 дес. мы заняли. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами.

3. Десятков осталось7.

4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем.

    56                      

      4                

    60

1.Пишу единицы под единицами.

2.Складываю единицы 6+4=10. 10 единиц это 1 десяток и 0 единиц. Запишу 0 единиц под единицами. Запомню 1 десяток, чтобы не забыть надпишу 1 над десятками первого слагаемого или стрелочку.

3.Десятков стало 6 т.к. 5 да 1 шесть.

4.Читаю ответ: значение сумы чисел пятидесяти шести и четырех равно шестидесяти.

  90

    9

  81

1.Пишу  единицы под единицами.

2.Вычту единицы. 90 это 0 единиц и 9 десятков. Из 9 дес. возьмем 10 единиц, поставим точку над цифрой 9, чтобы не забыть, что мы заняли 1 дес. Из 10 вычту 7, получится 3. Запишу под единицами.

3. Десятков осталось7. Об этом напоминает точка.

4.Читаю ответ: значение разности восьмидесяти и семи равно семидесяти трем.

Алгоритм.

Вычитанием, другим способом сложения.

             

73+7=70+(3+7)=70+10=80

80-7=70+(10-7)=70+3=73

56+4=50+(6+4)=50+10=60

60-4=50+(10-4)=50+6=56

60-56=4

90-9=80+(10-9)=80+1=81

90-81=9

Об Оле.

Читала книгу.

40 страниц

На 5 страниц меньше, чем она прочитала.

Сколько всего страниц в книге?

Нет. Не знаем, сколько страниц осталось прочитать.

Да.

Вычитания.

  1. 40-5=35 (с.) – осталось прочитать.

Да.

Сложение.

  1. 40+35=75 (с.) – всего страниц в книге.

Ответ: 75 страниц.

У Кати было 10 р. и 50 р. Она истратила 8 р. Сколько денег осталось у Кати?

О Кате.

10рублей и 50 рублей

Истратила 8 рублей

Сколько денег осталось у Кати?

Нет. Мы не знаем, сколько всего денег было у Кати.

  1. 10+50=60 (р.) – было у Кати.

Вычитанием.

  1. 60-8=52 (р.) – осталось у Кати.

Из 10 р. вычесть 8 р. и прибавить 50 р.

 50+(10-8) = 52 (р.) – осталось у Кати.

И наоборот:

(50-8) + 10 = 52 (р.)-осталось у Кати.

   32       64        74        98       86

   48       23        18        65       14

   80       41        92        33     100

Неизвестно уменьшаемое, чтобы его найти нужно к разности прибавить вычитаемое.

х-9=4

х=4+9

х=13____

13-9=4

4=4

Ответ:13

у + 7 = 15             35 – х = 30

у = 15 – 7              х = 35 - 30

у = 8                      х = 5_____

8+7=15                  35-5=30

15=15                    30=30

Ответ: 8                Ответ: 5

Сначала  выполняют действия в скобках

Слева направо

63-(5+8)=50;  68 – 20 +2 = 50;  80 – 32 = 48

V. Рефлексия деятельности.

Итог урока.

1 мин

Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 18 № 2, №5

-Давайте вспомним, какие примеры мы сегодня научились решать?

-Какие задачи мы ставили?

-Выполнили мы их?

-Каким образом?

-Как же поступить, если нельзя из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого?

-Оцените свою деятельность на уроке.

У каждого на парте кружочек, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению.

Веселый - я был активен, у меня все получилось.

Нейтральный – не совсем все получилось, был не очень активен.

Грустный – я не работал, у меня ничего не получилось.

Поднимите вверх веселые смайлы, нейтральные, грустные. Почему вы нарисовали именно такой смайл?

-Вы отлично поработали. Молодцы! Урок окончен.

Научиться записывать данные вычислительные приемы в столбик.

Ответы детей.

Занять 10 единиц у десятка.

Подпись:

Оценка:

Учитель:___________

-за подготовку:___________

Методист:___________

-за проведение:___________

-самоанализ:_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: «Сложение и вычитание вида +1, -1»

Урок математики для 1 класса. УМК Школа России. Продолжительность урока 35 минут....

Конспект урока по математике: "Письменное сложение трёхзначных чисел"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по математике: "Письменное сложение трёхзначных чисел"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по математике «Письменное вычитание с переходом через десяток в случаях вида: 50 – 24»

Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток....

Тема: Письменное сложение вида 32+8 и письменное вычитание вида 40-8.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению новых предметных знаний поизучению письменного сложения двузначного числа с однозначным с пер...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: ""Сложение и вычитание вида +2, -2"

Урок математики в  1 классе по формированию умения выполнять сложение вида+2,-2...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание вида +, -4"

Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание вида +4, -4Цели:познакомить с приемами прибавления и вычитания числа 4, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа...