математические игры
план-конспект урока по математике по теме

Бастрыгина Виктория Игоревна

Предварительный просмотр:

Игра «Что? Где? Когда?»
(2 класс)

Правила игры. Из учащихся выбирается команда в составе 6 человек. (И еще одна, на случай, если первая команда проиграет со счетом «6 : 0 ».)

На обсуждение вопросов команде дается 1 минута. Если участники команды дают досрочный ответ, то эту оставшуюся минуту они могут использовать при обсуждении другого вопроса.

Один из игроков команды берет карточку с любым номером и называет этот номер вопроса. Ведущий игры читает вопрос (можно вопрос написать на обратной стороне карточки).

В о п р о с  1. Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков – сотню, 10 сотен – тысячу и т. д. Почему именно число 10, а не другое?

О т в е т. Потому, что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых «аппаратов» для счета, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.

В о п р о с  2. Эту загадку придумал Корней Иванович Чуковский:

Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу – двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке – кошка.

У каждой кошки – двенадцать котят.

У каждого котенка

В зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

– Как бы вы ответили на этот вопрос?

О т в е т:                          Глупый, глупый Кондрат!

Он один и шагал в Ленинград.

А ребята с лукошками,

Мышами и кошками

Шли навстречу ему –

В Кострому.

В о п р о с  3. Делимое, делитель и частное равны между собой. Каково каждое из этих чисел?

О т в е т. Так как делимое и делитель равны, то частное равно 1. Такие же и первые два числа: 1 : 1 = 1.

В о п р о с  4. Из спичек составили фигуру (рис. 1). Убери четыре спички так, чтобы осталось пять одинаковых квадратов.

О т в е т:  рис. 2.

                                Рис. 1                                    Рис. 2

Развлекательная пауза
«Математические улыбки»

Читает ведущий, а участники и болельщики слушают.

1. Сын. Папа, объясни, как из 7 вычесть 1.

Отец. Допустим, на стол село 7 мух, и ты одну из них прихлопнул. Сколько мух осталось?

Сын. Одна! Та самая, которую я прихлопнул.

2. Учитель. Скажи, что такое прямоугольник?

Ученик. Это растянутый квадрат.

3. На уроке истории Дениза спрашивает:

– Господин учитель, в учебнике рядом с именем Христофора Колумба стоят цифры: 1451 – 1506. Что это значит?

– Кто знает? – обращается к классу учитель.

– Я! – говорит Жаклин. – Это номер его телефона.

В о п р о с  5. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?

О т в е т.  Дед, отец, внук.

В о п р о с  6. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

О т в е т: 3 градуса.

В о п р о с  7. В корзине лежало 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?

О т в е т. Одной девочке следует отдать яблоко в корзине.

В о п р о с  8. Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварят 2 кг мяса?

О т в е т: 1 час.

В о п р о с  9. Лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?

О т в е т: 3 конфеты.

В о п р о с  10. Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка?

О т в е т: 1 кг.

Музыкальная пауза

Любая песня на математическую тему.

В о п р о с  11. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолько. Сколько же глаз у нее?

О т в е т:  5 глаз.

В о п р о с  12. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок?

О т в е т:  3 яблока.

В о п р о с  13. Сколько концов у двух с половиной палок?

О т в е т:  6 концов.

В о п р о с  14. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в два раза больше.  Вместе  у  мальчиков  9  солдатиков. Сколько  солдатиков  у  каждого?

О т в е т: 3 – у Миши, 6 – у Саши.

В о п р о с  15. «Черный ящик».

Отгадать, что лежит в «черном ящике».

Это русская народная счетная машина, представляющая собою видоизменение знаменитого «абака» (древние народы – египтяне, греки, римляне – употребляли при вычислениях счетный прибор «абак»), или «соробан» (в Японии), или «счетная доска» наших отдаленных предков.

О т в е т:  Счеты.

В конце игры учащиеся обсуждают, кто из игроков был самым активным.

Самым активным участникам вручаются грамоты, подготовленные заранее.

Примечание. Игра «Что? Где? Когда?» состояла из логических задач. Логические задачи занимают особое место среди математических задач. Можно отметить их важные отличия.

Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики.

Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное, их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.

Литература

1. Александрова, Э. И.  Математика: учебник для 1 класса четырехлет начальной школы / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 1999. – с. 81.

2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – С. 9.

3. Александрова, Э. И. Математика: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Книга 1 / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – с. 136.

4. Антонович, Н. К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / Н. К. Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1994.

5. Аргинская, И. И. Математика. 2 класс: методические рекомендации / И. И. Аргинская. – М.: Новая школа, 1992. – с. 40.

6. Белошистая, А. В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 68–72.

7. Буслаева, Н. Е. Программы образовательных учреждений: начальные классы / Н. Е. Буслаева, Л. А. Вохмянина, Т. В. Игнатьева. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106.

8. Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.

9. Волкова, С. И. Математика в сказках / С. И. Волкова, С. А. Тихомирова. – М., 1994.

10. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1986. – С. 63.

11. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников  //  Формирование  учебной  деятельности  школьников  /
В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1982. – С. 18.

12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – С. 127.

13. Дусавицкий, А. К. 2  2 = ? / А. К. Дусавицкий. – Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Инфолайн, 1995. – С. 26.

14. Захарова,  А. М.  Математика.  1 класс:  учебник  /  А. М. Захарова, Т. И. Фещенко. – Томск: Пеленг, 1992. – c. 38.

15. Ительсон, Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л. Б. Ительсон. – Владимир, 1972. – С. 261.

16. Лихтарников, Л. М. Занимательные логические задачи / Л. М. Лихтарников. – СПб: Лань, МИК, 1996.

17. Межрегиональный вестник школ развития личности «Феникс». Выпуск 5. – М.: Русская энциклопедия, 1996. – С. 53–54.

18. Начальная школа: журн. – 1998. – № 5. – С. 53–54.

19. Начальная школа: журн. – 2001. – № 3. – С. 51.

20. Ожегов, С. И.  Словарь  русского  языка  / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1985. – С. 175.

21. Петерсон, Л. Г. Деятельностный подход и его реализация на уроках математики в начальной школе / Л. Г. Петерсон // Начальная школа: плюс – минус. – М.: 1999. – № 5. – С. 24.

22. Прохоренко, О. П. Математика. 3 класс. Задачник: учебное пособие / О. П. Прохоренко. – Томск: Пеленг, 1994. – С. 17.

23. Психическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – С. 53.

24. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова. – М.: Международная педагогическая академия, 1990. – С. 184.

25. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – С. 119.

26. Репкина, Н. В. Что такое развивающее обучение? / Н. В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1996.

27. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников / В. Н. Русанов. – М.: Просвещение, 1990.

28. Русанов,  В.  Н.  Математический  кружок  младших  школьников  / В. Н. Русанов. – Оса: Росстани-на-Каме, 1994.

29. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1993.

30. Стойлова, Л. П. Математика: учебник для студентов высших пед. заведений / Л. П. Стойлова. – М.: Академия, 1999. – С. 107.

31. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – С. 37.

32. Тихомирова,  Л.  Ф.  Развитие  логического  мышления  детей  /
Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

33. Тонких, А. П.  Логические  игры  и  задачи  на  уроках математики / А. П. Тонких, Т. П. Кравцова, Е. А. Лысенко, Д. А. Стогова, С. В. Голощапова. – Ярославль: Академия развития, 1997.

34. Узорова, О. В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Аквариум, 1996.

35. Фридман, Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1977. – С. 16.

36. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – С. 134, 158.

37. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. М. Турецкий. – М.: Просвещение, 1984. – С. 3, 25.

38. Ханчин, А. Я. Педагогические статьи / А. Я. Ханчин. – М.: Просвещение, 1979. – С. 5.

39. Целищева, И. И. Решение составных задач на уроках математики / И. И. Целищева, С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2006. – С. 27.

40. Чекин, А. Л. Математика. 2 класс. Ч. 2 / А. Л. Чекин. – М.: Академкнига: Учебник, 2006.

41. Чутчева, Е. Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников / Е. Б. Чутчева. – М.: ВЛАДОС, 1996.

42. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – С. 446.

43. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1979. – С. 5.



Предварительный просмотр:

Игра «Счастливый случай»
(3–4 классы)

Правила игры. Учащихся класса надо разделить на 3–4 команды. Каждой команде выдается лист с письменными заданиями, которые надо выполнить за 10–15 минут. Необходимо задания прочитать, обсудить и ответить на вопросы. Команда, готовая к ответу, дает сигнал сразу после выполнения всех заданий.

Ход игры

Решите задачи за 10 минут (15 минут).

1. В одном мешке было 88 кг муки, в другом наполовину меньше. Чему равна четверть половины всей муки?

О т в е т: 16 кг 500 г. (2 балла.)

2. Помещик, рассчитав, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы, захватил с собой в город 200000 рублей и на все эти деньги купил собаку, две коровы, лошадь. Сколько стоит каждое из купленных животных?

О т в е т:  Собака – 8000 р., корова – 32000 р., лошадь – 128000 р. (5 баллов.)

3. Сумма двух чисел 715. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найдите эти числа.

О т в е т: 650 + 65 = 715. (3 балла.)

4. От поселка Осиновка до поселка Сосновка 72 км. Из Осиновки в Сосновку выехал велосипедист, который двигался со скоростью 12 км/ч. Через 2 часа по тому же маршруту выехал другой велосипедист, который приехал в поселок Сосновку одновременно с первым. С какой скоростью ехал второй велосипедист?

О т в е т: 18 км/ч. (3 балла.)

5. Три ученика различных школ города Чайковского приехали на отдых в один летний лагерь.

На вопрос вожатого, в каких школах Чайковского они учатся, каждый дал ответ.

Дима. «Я учусь в школе № 2, а Женя – в школе № 1».

Женя. «Я учусь в школе № 2, а Дима – в школе № 12».

Коля. «Я учусь в школе № 2, а Дима – в школе № 1».

Вожатый, удивленный противоречиями в ответах ребят, попросил их объяснить, где правда, а где ложь.

Тогда ребята признались, что в ответах каждого из них одно утверждение верно, а другое – ложно.

В какой школе учится каждый из мальчиков?

О т в е т. Предположим, что верно первое утверждение Димы: «Дима учится в школе № 2». Тогда, очевидно, будут ложными второе утверждение Димы и первые утверждения Жени и Коли. Но при этом истинными оказываются утверждения Жени и Коли: «Дима учится в школе № 12» и «Дима учится в школе № 1». В результате исходного предположения пришли к противоречию: Дима оказался учеником трех школ. Значит, наше предположение об истинности первого утверждения неверно. Предположим теперь, что верно второе утверждение Димы: «Женя учится в школе № 1». Тогда, очевидно, ложны первые утверждения Димы и Жени и второе утверждение Коли. Но при этом оказывается истинным второе утверждение Коли, которое не дает противоречия. Значит, Женя учится в школе № 1, Дима – в школе № 12, а Коля – в школе № 2.  (5 баллов.)

По истечении 10 минут решения всех заданий обсуждаются. Те команды, которые выполнили за 10 минут все задания верно, выигрывают.

Литература

1. Александрова, Э. И.  Математика: учебник для 1 класса четырехлет начальной школы / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 1999. – с. 81.

2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – С. 9.

3. Александрова, Э. И. Математика: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Книга 1 / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – с. 136.

4. Антонович, Н. К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / Н. К. Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1994.

5. Аргинская, И. И. Математика. 2 класс: методические рекомендации / И. И. Аргинская. – М.: Новая школа, 1992. – с. 40.

6. Белошистая, А. В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 68–72.

7. Буслаева, Н. Е. Программы образовательных учреждений: начальные классы / Н. Е. Буслаева, Л. А. Вохмянина, Т. В. Игнатьева. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106.

8. Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.

9. Волкова, С. И. Математика в сказках / С. И. Волкова, С. А. Тихомирова. – М., 1994.

10. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1986. – С. 63.

11. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников  //  Формирование  учебной  деятельности  школьников  /
В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1982. – С. 18.



Предварительный просмотр:

Игра «В поисках боцмана»
(3–4 классы)

Ведущий. Капитану морского судна «Победа» Врунгелю стало скучно и неинтересно жить на суше. Он решил отправиться в новое кругосветное путешествие, но боцман у капитана Врунгеля заболел и выздоровеет еще не скоро. Что делать? Долго думал Врунгель и решил найти нового боцмана (временно).

– Ребята, кто хочет быть боцманом на корабле у капитана Врунгеля? А для этого надо сдать экзамен на боцмана, который придумал капитан.

Учащиеся отвечают на вопросы и за правильные ответы получают жетоны. Один правильный ответ – один жетон. После экзамена каждый ученик подсчитывает заработанные жетоны. У кого больше всех жетонов – тот и боцман.

Экзамен на боцмана.

З а д а н и я   д л я   р а з м и н к и.

1. Якорная цепь состоит из 100 звеньев. Длина звена 14 см, толщина – 2 см. Какова длина такой цепи?

О т в е т: 10 м 4 см.

2. Одно яйцо варится 2 минуты. Сколько минут будут вариться два яйца?

О т в е т: 2 минуты.

3. На сковороде умещаются 2 ломтика хлеба. На поджаривание 1 ломтика с одной стороны уходит 1 минута. За какое время можно поджарить с обеих сторон 3 ломтика хлеба?

О т в е т:  за 4 минуты.

4. Завязывание узлов (проводится в качестве физкультминутки). Каждому ученику выдается по небольшой веревочке. Кто правильно завяжет морской узел?

Ведущий. Это была только разминка. Самое трудное впереди. Во время путешествия мы будем делать остановки и запасаться провизией. А чтобы боцмана не обманули, нам необходимо уметь самим взвешивать товар на чашечных весах.

З а д а н и я.

• Подбери набор из четырех гирь, чтобы ими можно было взвесить на чашечных весах товары весом 7, 12, 17, 19, 22, 23, 24 кг.

О т в е т: 1, 3, 5, 15 кг.

• Кто из вас самый быстрый и сообразительный? Используя каждую из цифр от 0 до 9 по одному разу, составили два пятизначных числа, разность между которыми изображается пятью одинаковыми цифрами. О каких числах идет речь?

Ответ: 98765 и 43210 или 97531 и 86420.

Ведущий. Сейчас я проверю, кто из вас хорошо знает нашу планету Земля. (Понадобится карта мира.)

З а д а н и я.

• Какой самый большой океан Земли? (Тихий океан.) 

Его площадь около 180000000 кв. км. Это в 12 раз больше площади Северного Ледовитого океана. Подсчитайте примерную площадь Северного Ледовитого океана.

– Найдите на карте Атлантический океан и Индийский океан.

• Средняя глубина Атлантического океана 3 км 597 м, а Индийского  – 3 км 711 м. Подсчитай высоту прилива в Атлантическом океане, если известно, что эта величина в 406 раз меньше величины, обозначающей сумму средних глубин Атлантического и Индийского океанов.

– Какая самая высокая гора и какую высоту она имеет? Покажите на карте.

• Самая  высокая  гора  –  Джомолунгма  в  Гималаях  –  имеет  высоту  8848 м. Если у подножия горы выстрелить из пушки, через сколько времени выстрел услышат люди, стоящие на высоте 8 км 580 м, если известно, что за 1 с звук преодолевает 330 м?

Все математические задачи (после разминки) учащиеся выполняют в тетрадях или на листочках.

Ведущий. Пришло время объявить имя боцмана. Подсчитайте количество своих жетонов.

В качестве поощрения «боцману» вручается приз (например, значок с изображением морского судна или со словом «Победа»).

Литература

1. Александрова, Э. И.  Математика: учебник для 1 класса четырехлет начальной школы / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 1999. – с. 81.

2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – С. 9.

3. Александрова, Э. И. Математика: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Книга 1 / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – с. 136.

4. Антонович, Н. К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / Н. К. Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1994.

5. Аргинская, И. И. Математика. 2 класс: методические рекомендации / И. И. Аргинская. – М.: Новая школа, 1992. – с. 40.

6. Белошистая, А. В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 68–72.

7. Буслаева, Н. Е. Программы образовательных учреждений: начальные классы / Н. Е. Буслаева, Л. А. Вохмянина, Т. В. Игнатьева. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106.

8. Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.

9. Волкова, С. И. Математика в сказках / С. И. Волкова, С. А. Тихомирова. – М., 1994.

10. Давыдов, В. В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1986. – С. 63.

11. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников  //  Формирование  учебной  деятельности  школьников  /
В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1982. – С. 18.

12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – С. 127.



Предварительный просмотр:

Игры для первого класса, в которые включены
элементы поиска и
 творчества

Определи курс движения самолёта

Дидактическая цель: учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счёте и определять направление движения самолёта.

Содержание игры.

Учитель обращается к детям: «Лётчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолёта из одного населённого пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолёт должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолёт. Для этого мелом сделать круг над городом № 1 и лететь к городам № 2, 3 и т. д., делая над каждым из них круг». Учитель выполняет роль лётчика-командира, а роли лётчиков-курсантов – ученики.

Игровые действия выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:

1. Дети шифруют номера посёлков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя его в наборное полотно. Наиболее сложный пример записывается на доске.

2. Ученики по порядку называют номера населённых пунктов от меньшего числа к большему.

3. Учащиеся поочерёдно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолёта.

4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался лётчик.

Аналогично дети могут определить маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним – от больших чисел к меньшим).

Угадай загадки Весёлого Карандаша

Дидактическая цель: составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

Содержание игры.

На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Учитель говорит детям, что в гости пришёл Весёлый Карандаш, он предлагает загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? Треугольник? Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».



Предварительный просмотр:

Игры для первого класса, в которые включены
элементы поиска и
 творчества

Определи курс движения самолёта

Дидактическая цель: учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счёте и определять направление движения самолёта.

Содержание игры.

Учитель обращается к детям: «Лётчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолёта из одного населённого пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолёт должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолёт. Для этого мелом сделать круг над городом № 1 и лететь к городам № 2, 3 и т. д., делая над каждым из них круг». Учитель выполняет роль лётчика-командира, а роли лётчиков-курсантов – ученики.

Игровые действия выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:

1. Дети шифруют номера посёлков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя его в наборное полотно. Наиболее сложный пример записывается на доске.

2. Ученики по порядку называют номера населённых пунктов от меньшего числа к большему.

3. Учащиеся поочерёдно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолёта.

4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался лётчик.

Аналогично дети могут определить маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним – от больших чисел к меньшим).

Угадай загадки Весёлого Карандаша

Дидактическая цель: составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

Содержание игры.

На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Учитель говорит детям, что в гости пришёл Весёлый Карандаш, он предлагает загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? Треугольник? Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».



Предварительный просмотр:

Математический КВН
(1 класс)

Цель игры. Проверка умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования.

Игровая задача. Получить большее количество очков.

Правила игры. Детей в классе делят на две равные команды, им предлагают одни и те же задания, правильность выполнения которых каждым ребенком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания надо самостоятельно и быстро по сигналу ведущего: «Начали!» Каждый участник «КВН» за правильный ответ получает фишку (что дает возможность оценивать успехи каждого участника игры), а команда за большее количество правильных ответов получает флажок.

Материал. Карточки с цифрами, крупа, мерки (бокалы, чашки, полиэтиленовые кулечки, веревочки, мерки, значки или медали).

Ход игры

Игру начинает ведущий – учитель.

Ведущий. Вы все знаете, что КВН – это игра веселых и находчивых. Сегодня и мы с вами поиграем в нее и посмотрим, чья команда выиграет, т. е. правильно и быстро сделает задания. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по слову «начали». Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит флажок, а каждый участник за правильное решение задачи – фишку. (Дети предлагают названия команд. Например, назвать первую команду «Ракета», вторую – «Метеор». Выбирают капитанов команды.)

После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют задания.

Задание 1.

Установление связей и отношений между числами натурального ряда.

Ведущий. Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажете, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7). Итак:

– Какое число стоит перед 7? После 7? (Дети называют карточки с цифрами 6 и 8.)

– Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7. (Дети показывают цифру 6.)

– Угадайте, какое число больше 7 и меньше 9. (Дети показывают цифру 8.)

Задание 2.

Счет единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются.

Ведущий. Дети, вы любите кашу? Чтобы сварить вам на обед кашу, нашему повару нужна крупа. Но весы на кухне сломались и повар не может узнать, сколько взять крупы. Помогите ему: у нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 4 больших бокала крупы.

Дети с удовольствием соглашаются помочь. Ведущий сообщает, что имеется, к сожалению, только 1 бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Дети самостоятельно меряют крупу чашками и отдают мешочки ведущему, чтобы он передал повару. Правильно выполнившим задание члены жюри вручают фишки.

Задание 3.

Задачи в стихах.

1. Наша Маша рано встала,

    Кукол всех пересчитала:

    Две матрешки на окошке,

    Две Аринки на перинке,

    Две Танюшки на подушке,

    А Петрушка в колпачке

    На дубовом сундучке.  (2 + 2 + 2 + 1= 7.)

                              Е. Благинина

2. Две большие галки

    Шли домой с рыбалки.

    В сумке каждая из них

    Пять сельдей несла больших.

    Сельди засолили,

    Сосчитать забыли.

    Сколько сельдей галки

    Принесли с рыбалки?  (5 + 5 = 10.)

3. Скоро одиннадцать лет Сереже.

    Диме нет еще шести.

    Дима все еще не может

    До Сережи дорасти.

На сколько Дима младше Сережи? (На 5 лет.)

4. Коля с мамой в лес ходил,

    Там грибы он находил.

    А когда домой пришел,

    Все грибы сложил на стол.

    Тут сестренка его Оля

    Принялась считать их вскоре.

    Все, ребята, вместе с Олей

    Сосчитайте грибы Коли:

    Три лисички, пять маслят,

    Боровик и шесть опят.  (3 + 5 + 1 +6 = 15.)

5. Влетели к девочке в окно

    Две птички-невелички.

    Потом за ними заодно

    Еще четыре птички.

    Порхали птицы над столом,

    Чирикали и пели

    Почти минуту, а потом

    Куда-то улетели.

    Обратно – порх – через окно

    Одна, за ней четыре.

    Так сколько ж с девочкою той

    Осталось их в квартире?  (2 + 4 – 1 – 4 = 1.)

6. Яблоки дети в саду собирали.

    Взвесив их, урожай подсчитали.

    Дети собрали шестнадцать корзин.

    Восемь корзин увезли в магазин,

    Три – детскому саду отдали,

    Остальные в школу послали.

    Сколько же яблок для школы дадут,

    Когда все корзины они развезут? (16 – 8 – 3 = 5.)

Задание 4.

Для капитанов команд.

Ведущий. Каждому капитану будет задано по два вопроса. Если капитан одной команды не сможет правильно ответить на вопрос, то на этот вопрос может ответить капитан другой команды. За правильный ответ – фишка.

1. Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нем прямой,

    Все четыре стороны одинаковой длины.

    Вам его представить рад.

    Как зовут его? (Квадрат.)

2. Не овал я и не круг,

    Треугольнику не друг.

    Прямоугольнику я брат,

    А зовут меня … (квадрат).

3. Нет углов у меня,

    А похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо и колесо.

    Кто же я такой, друзья?

    Назовите вы меня. (Круг.)

4. Три вершины, три угла,

    Три сторонки – вот и я. (Треугольник.)

Задание 5.

На зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.

У всех участников игры имеются одинаковые по длине веревочки, но для их измерения команды получают разные мерки.

Ведущий. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (Дети объясняют.)

Задание 6.

Влияние внешнего признака на определение объема.

В 2 сосуда разной формы на глазах у ребенка наливают одной и той же мерой одинаковое количество воды. Детям задают вопрос: «Где больше воды?»

Задание 7.

Как поделить ириски?

У бабушки два внука: первоклассник Гена и дошкольник Игорь. Бабушка купила 10 ирисок и сказала Гене, чтобы он Игорю дал на 2 ириски больше, чем взял себе. Как должен Гена разделить ириски?

В конце игры каждый участник пересчитывает фишки, жюри подводит итог. Все участники КВН награждаются памятными значками или медалями, подготовленными заранее.

Литература

1. Александрова, Э. И.  Математика: учебник для 1 класса четырехлет начальной школы / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 1999. – с. 81.

2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс: пособие для учителя / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – С. 9.

3. Александрова, Э. И. Математика: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Книга 1 / Э. И. Александрова. – М.: Вита-Пресс, 2002. – с. 136.

4. Антонович, Н. К. Как научиться решать задачи. 180 занимательных задач / Н. К. Антонович. – Новосибирск: РИПЭЛ, 1994.

5. Аргинская, И. И. Математика. 2 класс: методические рекомендации / И. И. Аргинская. – М.: Новая школа, 1992. – с. 40.

6. Белошистая, А. В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 68–72.

7. Буслаева, Н. Е. Программы образовательных учреждений: начальные классы / Н. Е. Буслаева, Л. А. Вохмянина, Т. В. Игнатьева. – М.: Просвещение, 1996. – С. 106.

8. Волина, В. В. Праздник числа: занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра 4класс" Величины. Своя игра"

Эта игра рассчитана на развитие интереса  учеников к уроку математике по теме ,, Величины\'\'...

Математическая игра "Счастливый случай"

Математическая игра  для обучающихся 2-4 классов....

Математическая игра "Вверх по лесенке" (презентация)

Игра может быть использована в 3 классе как конкурсно-игровая программа КВН, во время проведения недели математики.Содержит разнообразные задания: задачи-шутки, игры со словами и числами. Способствует...

Занимательные игры-шутки с элементами математического счёта Математические игры в 1-2-х классах

"Логические концовки"Вооружись логическим мышлением и закончи фразы1. Если стол выше стула. то стул .... (ниже стола).2. Если 2 больше одного, то один ....(меньше двух).3. Если сестра старше брата, то...

Статья на тему «Математические игры как средство пропедевтики математических понятий»

Статья посвящена математическим играм – одной из разновидностей дидактических игр. Описана методика работы с математическими играми....

Интеллектуальная игра «Малые Олимпийские математические игры» 2 класс

Интеллектуальная игра активизирует познавательную деятельность обучающихся  по математике.  Способствует формированию интереса к урокам математики.Закрепляет знания математич...

математическая игра "Играй, смекай, отгадывай"

Цель: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.Задачи: • уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.• разви...