ДОЛИ
статья по математике (2 класс) по теме

Крисанова Нина Петровна

Решение разноуровневых задач по теме "Доли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СРЕДСТВАМИ УМК Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

                                                                                           Крисанова Н.П.,

                                                                    МБОУ-СОШ №36  г.Белгород

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младших школьников. Формирование способности к интеллектуальной деятельности, развитие пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации – те цели в свете требований ФГОС, которые учитель обязан реализовывать на каждом уроке.

Тема урока: «Отработка навыков решения задач на нахождение нескольких долей числа»

Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУНов.

Использование технологий:

- личностно-ориентированная технология;

-здоровьесберегающие технологии.

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: текстовые источники информации: (карточки с задачами), модели, схемы  решения задач.

Цель: систематизировать, обобщить  и сравнить приёмы решения задач  (задачи на нахождение одной или  нескольких долей числа).

Задачи:

1.Личностная: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;

2. Регулятивная: обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель, планировать  свою деятельность по решению текстовой  задачи и оценивать свои действия;

3.Познавательная: создать содержательные и организационные условия  для  развития у учащихся  умения анализировать  текст задачи, сравнивать задачи разных  уровней сложности;

 4.Коммуникативная: воспитывать  у учащихся привычку делового сотрудничества и культуры общения.

Методы:

- наглядный;

-проблемно-поисковый;

-практический.

Ход урока

        

1.Организационный момент. Настрой на урок.

- Настроение хорошее? Заниматься готовы?

2. Актуализация знаний

-Задачи каких видов решали на предыдущих уроках? (Задачи на нахождение  одной или нескольких долей числа. Решали простые и составные задачи.)

- Как найти долю числа? Несколько долей?

 3.  Мотивация

 -Надо ли их уметь решать? (В жизни придётся находить   одну или несколько долей  числа: повару, инженеру, химику, бухгалтеру, шофёру и каждому человеку. Иногда это можно сделать практически, при помощи модели,  а во многих  случаях  только вычислением)

- Кто считает, что надо ещё потренироваться?

- Сформулируйте цель урока.

4. Устный счёт

-Сколько третьих долей в целом числе? А седьмых? Почему?

- Какая часть больше: седьмая или третья? Почему? (Правило: чем на большее число частей делим, тем меньше получаем.)

-Что больше: половина числа или три шестых? Почему?

-Половина или четыре шестых?

-Длина ленты 21см.  Надо отрезать  седьмую часть. Сколько это см? (Правило: чтобы найти долю  или часть числа надо разделить)

Надо отрезать пять седьмых. Сколько это см?(Решают вычислением, опираясь на схему-алгоритм)

5.Работа в группах.  Решение задач на карточках (3 задачи).

-Прочитайте, обсудите, сравните эти задачи. Сделайте модель к каждой задаче.  Решите по выбору. Если уверены, что решили верно, попробуйте решить ещё одну задачу. Хотя бы устно.

№1

В магазине было 28 холодильников.  Седьмую часть этих холодильников продали. Сколько холодильников продали?

         №2

В магазине было 28 холодильников. Три седьмых этих холодильников продали. Сколько холодильников продали?

  №3

В магазине было 28 холодильников. Три седьмых этих холодильников продали. Сколько холодильников осталось в магазине?

(Обсуждают, делают модель, решают по выбору)

6.Проверка решения.

-Кто решал задачу №1? Почему? (Простая, понял)

-Можем ли решить практически? (Заменим моделью)

а) модель (чертёж)

28

б) решение:

28:7=4    Соответствует ли решение план- схеме?

                           

                                           

        

в) –Докажи правильность решения. (Прикидка, обратная задача)

Ответ: 4

-У кого есть вопрос по решению этой задачи?

-Кто решал задачу №2? Почему выбрал её?

а) модель

- Соответствует план-схеме?

 ( Составная, состоит из двух простых)

28

б) решение:

 28:7=4

4х3=12

В) –Докажи правильность решения. (Прикидка: число в ответе меньше 28, меньше половины 28)

Ответ: 12

Выражение: (28:7)х3=12

-Кто решал задачу №3? Почему выбрал её?

а) модель

-Соответствует ли план-схеме?( Надо дополнить. Состоит из трёх простых)

28

б) решение

1 способ:                                                2 способ:

28:7=4                                               28:7=4

4х3=12                                              7-3=4

28-12=16                                        4х4=16

В) –Докажи правильность решения. (16 больше 12, 16 меньше 28)

Ответ: 16

Выражение: 28-(28:7х3)=16             (28:7)х(7-3)=16

-Чем похожи задачи?  (В магазине было 28 холодильников.)

-Чем отличаются? (№1-одна седьмая-? №2-три седьмых ? №3-осталось-?)

-Можно ли решить задачу №3, не решив №1 и №2? Почему? (№3 состоит из  трёх простых)

7.Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка.

8. Самостоятельная работа (по вариантам)

          1 вариант

Найди:

- половину  числа 18,  (9)

- три четвёртых числа 40,  (30)

- две пятых 1 дм( 4 см)

          2 вариант

Найди:

- шестую часть числа 42 , (7)

- четыре пятых числа 50,  (40)

- восемь десятых  1 м (80 см, 8 дм)

          Дополнительно:

-Чему равно шесть шестых числа 12? (12, т.к. шесть шестых это целое число, или  12:6х6=12

-Найди три десятых нуля (0, т.к. 0:10х3=0)

          Самопроверка

-Кто получил другой ответ?

          Самооценка.

– Кто считает, что сегодня увереннее решал задачу, благодаря совместной работе? Какой момент был трудным, где товарищи помогли?

9. Итог урока.

- Ставили цель, постарались, научились решать задачи.

10. Рефлексия.

-Продолжите мою мысль: «Я теперь умею…»

11. Задание на дом: стр.116 №37, 38 по выбору

На этом этапе формирую регулятивные и личностные УУД (психологический настрой на урок).

На этом этапе формирую предметные УУД (обобщение изученного материала по способам решения задач).

Формирую регулятивные УУД (осознание учащимися темы и задач урока). Формирую личностные УУД (осознание практической значимости изучаемого материала.

На этом этапе формирую познавательные УУД (сравнение, формулирование выводов);

предметные УУД (обсуждают алгоритм решения задач);

коммуникативные УУД

(осознают значимость работы в группах);

регулятивные УУД (выбирают задачу, формулируют свою цель, планируют свою деятельность, выполняют действие по плану, оценивают работу).

На этом этапе формирую регулятивные УУД (проверка разными способами решения задач, самооценка).

На этом этапе формирую регулятивные и личностные УУД (чередование труда и отдыха, забота о своем здоровье).

На этом этапе формирую

предметные УУД (закрепляет алгоритм решения задач);

регулятивные УУД (учащиеся оценивают свою работу, выясняют причину ошибки).

Формирую познавательные УУД      (сравнение, формулирование выводов);

предметные УУД (обсуждают уровень выполнения поставленных задач).

На этом этапе формирую личностные УУД (осознание своего познавательно роста по изучаемому материалу)

Литература:

1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика, ч.2  - Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2009.

2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам, ч.1 – Москва: Издательство «Просвещение», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"

данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...

Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.

Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу

Тренировочные задания по  теме  "Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу"...

Доли. Нахождение нескольких долей целого Конспект открытого учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Познакомить учащихся с понятиями: «доля»,   «часть от  целого»; «целое», сформулировать правило нахождения части от целого; познакомить с решением задач на нахождение       ...