Урок математики 3 класс.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Медведева Светлана Вячеславовна

Конспект урока математики  по теме "Дроби" ( с презентацией).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_drobnye_chisla_28.02.13_g.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дробные числа. Числитель и знаменатель дроби.

Цели и задачи:

  1. Создавать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия «числитель» и «знаменатель дроби», формирования навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности;
  2. Развитие памяти, внимания;
  3. Развитие умения думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;
  4. Развитие логики, мышления, творческого воображения; усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах;
  5. Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях.

Оборудование: учебник «Математика» 3класс (1-4), автор И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, презентация, проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент.

«Весёлая зарядка».

 Психологический настрой детей на урок. 

-Сегодня чудесный день. Я  желаю  вам и   себе больше энергии, силы, творчества и радости. Улыбнитесь. Начинаем.

Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

 (Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны МАТЕМАТИКИ -  науки, такой сложной, но  интересной)

-Ну, что ж, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

1. Введение в тему.

-Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие  новых знаний.

 Начнём урок с логической разминки.

-Посмотрите на слайд  Слайд 1.

Я предлагаю вам решить логические задачи  разного уровня трудности, их 4. Выберите задачу по силе, т.е. по принципу: ХОЧУ И МОГУ!  и решите её самостоятельно. У каждого из вас на парте  есть они. Кто желает решить задачу №1 у доски - выходите, №2…,  №3№3№3…

№3 …, №4…  

Сверяемся.

№1.На  складе  было 392 банки вишнёвого,  малинового и клубничного варенья. Банок с вишнёвым вареньем в 3 раза больше, чем малинового, а клубничного было 80 банок. Сколько банок вишнёвого и сколько банок малинового  варенья  было на складе?

№2.По тропинке вдоль кустов шло 11 голов. Насчитать я также смог, что шагало 30 ног. Это вместе шли куда-то индюки и жеребята. А теперь вопрос таков: сколько было индюков? Спросим также у ребят: сколько было жеребят?

№3.У Алёнки и Светы 11 конфет, у Алёнки и Веры -12 конфет, у Светы и Веры -13 конфет. Сколько конфет у каждой девочки?

№4. На  одну  чашу  весов положили головку сыра, а  на другую – ¾ такой головки сыра и ещё  гирю массой 1 кг. Весы оказались в равновесии. Какова масса  головки  сыра?

№5. Коля, Владик, Рома и Слава  играли с мячами синим, зелёным, жёлтым и красным.. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Коли не синий, у Владика  не синий и не красный, а у Ромы желтый мяч?

- Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились!

Почему не выбрали задачу №4? Эту задачу мы попытаемся решить в конце урока, но для этого необходимы  новые знания.

 минута отдыха  

2. Постановка проблемы.

Какое непонятное число встретилось в задаче №4?

Его название  напрямую связано с действием деления. Поэтому выражения на деление помогут  его выяснить. Найдите  значения данных выражений, запишите  эти результаты в порядке увеличения, соотнесите с буквами и прочитайте полученное слово.

 (3/4) слайд 2

Может, кто слышал название таких чисел?

3.Постановка темы урока.

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? Слайд 3

У вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)

- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. Проверьте. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)

- Сколько долей у каждого из вас? (по одной).

- Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ -

слайд 4.

-  Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? (1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей, т.е. это одна из двух частей).

- А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)

- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) слайд5

- Прочитайте запись (одна четвертая доля)

- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼?  Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).

- Запись доли называется дробь. Слайд 6 Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)

- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли)

-Как записать дробное  число? (дробь записывается двумя натуральными числами, разделенными  чертой). Запишите  эти числа в тетрадь.          Слайд 7

4.Этап первичного закрепления знаний.

А сейчас разделимся на группы и поучимся делиться с друзьями. Мальчиков будет угощать Катя К.   У неё 1 апельсин. Катя, собери свою группу за столом у двери.  Девочек  1 и 2 экипажа угощает Влада, у  неё – вкусное яблоко,   девочек  3 и 4 экипажа  – Катя П., у неё вкусная груша, а 5 экипажа – Ульяна, она поделится  печеньем. 

На сколько частей разделили угощение? Как можно назвать каждую его часть ?

Я урок начала словами: «Не для школы, а для жизни учимся». И вы, наверное, поняли,  что в жизни придётся считать не только натуральные числа, но и дробные.

Примите угощение, поблагодарите девочек и отложите его на время.      

- Давайте отдохнем, прежде чем идти дальше.

 «Релаксирующая  физминутка».

Историческая справка.

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.

В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.

Интересное и меткое “арифметическое” сравнение делал Л.Н. Толстой. Он говорил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель-то, что он думает о себе. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь В первых учебниках дроби так и назывались “ломаные числа”. В русском языке это слово появилось в XVIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.

А теперь вернемся к современной форме записи дробей и еще раз повторим, как правильно читаются дроби.

Стр.70 запись красным шрифтом.

Работа с учебником - №399(5)

- Я думаю, что последний квадрат поможет решить задачу, которую не захотели решить в начале урока.

Доп. Материал.

-Давайте вспомним героиню басни Крылова Стрекозу.

-Вспомнили? Какая она была?

- Я предлагаю вам задачу.

Слайд Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме? Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило). 

Игра «Верю – не верю»                  

- Верите ли вы, что лето в России теплее зимы?

- Верите ли вы, что улитка быстрее зайца?

- Верите ли вы, что 56:8=7?

- Верите ли вы, что если 8увеличить в 8 раз  получится 42?

- Верите ли вы, что квадрат  – это прямоугольник?

- Верите ли вы, что величина прямого угла 90 градусов?

- Верите ли вы, что задача: у Веры 36 ромашек, а васильков на 6 больше, чем гвоздик. Сколько цветов у Веры? – это задача с недостающими данными?

-Верите ли вы , что в дроби 3/7- семь это числитель?

- Верите ли вы, что наш урок подходит к концу?

-Поздравляю. Вы успешно подошли к финишу

-Сегодня мы поднялись на верхние ступени арифметики.

 Итог урока - Какое открытие мы сегодня сделали? Зачем оно нам?

 -Я думаю, вы не дадите дробям поставить себя в затруднительное положение!

Домашнее задание  слайд Задача на карточке.

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

(Решение: делим 3 пряника на 2 части – 6 частей раздаем гостям, и 2 пряника на 3 части – и раздаем 6 долей гостям)

Слайд

- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью солнечного   настроения. Если вы все поняли, выберите улыбающееся  солнышко  слайд  , если не совсем разобрались –  солнышко без улыбки. Завтра мы еще поработаем с темой «Дроби», чтобы лучше все усвоить. Будем учиться решать задачи с дробями и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.

Пусть солнечное тепло  согревает вас. С наступающей весной! - Спасибо за работу!                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...