Лего-поддержка на уроках в начальной школе
статья по математике на тему

Статья о использовании конструкторов ЛЕГО на уроках и во внеурочой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego-podderzhka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО –ПОДДЕРЖКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Новикова Марина Георгиевна,

учитель ГБОУ СОШ № 1035 г. Москвы

Введение государственных стандартов общего образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Стандарты нового поколения ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, при этом достижение результатов должно осуществляться путём системно-деятельностного подхода. Формирование базовых знаний, умений и навыков должно сочетаться с деятельностью творческой, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.

Учитель в своей  педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал,  когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Успех обучения зависит от желания ребёнка учиться, познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.

Одним из таких способов является использование на урока  конструктора ЛЕГО.  Повышению качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей во время учебного процесса, вовлечению их в системно-деятельностный подход, повышению успеваемости на уроках способствует применение во время учебного процесса конструктора ЛЕГО. ЛЕГО – поддержку процесса обучения я использую с 2004 года, что позволяет мне сделать вывод, что действительно конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала учащимися начальной школы. Применение ЛЕГО-кирпичиков даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогают овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности.

Чаще конструктор ЛЕГО я использую на уроках математики, но помогает он мне и при работе на других предметах.

Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволяет учителю:

- показать как образуются числа, сравнивать их;

- знакомить учащихся с арифметическими действиями и способствует формированию вычислительных навыков;

- познакомить с составом числа и закреплять его;

- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;

-  показать как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете;

- знакомить с геометрическим материалом ( фигуры, периметр, площадь);

- изучение долей и дробных чисел и  многие другие темы;

- развивать логику и мышление;

- развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;

- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве  и на плоскости;

- воспитывать аккуратность и четкость в работе, коллективизм, взаимопомощь (учащиеся учатся работать в коллективе и совместно находить решение задач)

- развивать творческие способности учащихся.

Для организации работы мы с нашими учителями сформировали комплекты ЛЕГО-кирпичиков для работы на уроках . Каждый комплект включает в себя 2 платы и 3 столбика ЛЕГО –кирпичиков по 10 штук в каждом  (2 столбика одноцветных и в 1 столбик мы собрали по 2 кирпичика остальных цветов для проведения устного счёта).такой комплект получают дети один на парту. К сожалению, в нашей школе недостаточное количество кирпичиков, но мы все же постарались найти выход. У учителя – большие платы и большие ЛЕГО- кирпичики. Большие платы используются и для проверки при индивидуальной работе.

Приведу некоторые примеры использования ЛЕГО-поддержки на уроках .

Для развития пространственного ориентирования, памяти, внимания можно использовать такое задание: - Ребята,  слушаем внимательно мои команды и четко их выполняем. Положите перед собой плату вертикально. Слушаем команды.

-Из верхнего правого угла по горизонтали влево положите 2 кирпичика.

- От последнего кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.

- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего.

- 2 кирпичика вниз по вертикали.

- Положите 1 кирпичик влево по горизонтали.

- Какую фигуру вы получили? (цифр 5)

При проведении устного счёта удобно использовать цветовую гамму ЛЕГО-кирпичиков.. На доске записан  ряд чисел, которые являются ответами математических выражений. Над каждым из чисел прикреплена  карточка с определённым цветом. Учащиеся выполняют устные вычисления и выкладывают на плате ответ кирпичиками ЛЕГО заданного цвета.

4               5              6              7              8              9              10

красн.    син.        зел.       коричн.       жёлт.       бел.          чёрн.

Выражения  для ребят можно предложить в 2 вариантах, причем подобрать выражения так, чтобы цвета выстраивались в обратном порядке. Это удобно при проверке.

1 вариант                             2 вариант

3  + 2                                   7 – 2

6 + 1                                    3 + 3

7 + 2                                    6 – 2

5 – 1                                    5 + 4

2 + 4                                    8 – 1

7 – 2                                    1 + 4

На разных уроках можно использовать игру «Верю – не верю», «Да - нет».

- 3 +5 = 8 ?       7 – 2 = 6?       9 – 4 = 5 ?    3 + 6 = 10 ?

Если ребята  считают высказывание истинным, то на плате в ряд выкладывают кирпичик. А если высказывание они считают ложным, то в ряду появляется «дырка» или «окошко».

Много вариантов работы можно использовать при изучении состава числа до 10.

- Проиллюстрируйте, как мы можем получить число 5?

Ребята на плате выкладывают 2 столбика кирпичиков, а потом мы разбираем каждый вариант.

- Я задумала числа, если их сложить, то получится число 8. Проиллюстрируйте эти 2 слагаемых.

Кирпичики ЛЕГО помогают на уроках при изучении взаимосвязи между компонентами действий.

Удобно использовать конструктор при изучении таблиц арифметических действий.

При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, т.е. они заменяют краткую запись в тетради, выбрать правильно арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.

Например, дети читают задачу « На первой полке стояло  6 книг, а на второй полке на 3 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?»  После разбора задачи учитель просит проиллюстрировать условие, или позже ребята сами уже во время разбора выкладывают кирпичики соответственно условию. На плате появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 3 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи, соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.

Мне понравилось использовать конструктор при знакомстве детей с числами второго десятка. Счетные палочки не дают такой наглядной картины образования, чтения двузначного числа как  ЛЕГО-кирпичики.  Детям легко иллюстрировать двузначное число – 1 десяток – это столбик из 10 кирпичиков и рядом столбик из нескольких кирпичиков. показывающих количество единиц.  Большую помощь оказывают ЛЕГО – кирпичики при сравнении двузначных чисел, при изучении различных вычислительных приёмов сложения и вычитания. Например, дети знакомятся с приёмом сложения вида 36 + 4. Здесь перед ребятами встала проблема- не хватает кирпичиков для иллюстрации слагаемых, ведь в наборе только 30 кирпичиков. Но они сами быстро нашли выход – объединили свои силы с учениками за соседней партой – и нашли алгоритм данного приёма сложения. «Единички мы складываем с единичками, получился десяток. А десяток может  «дружить» только с десятками, значит, прибавляем 1 десяток к десяткам»

При дифференцированной работе со слабоуспевающими учащимися также помогает конструктор ЛЕГО. Ребята используют его при вычислениях.

Помогает конструктор и при изучении элементов геометрии в начальной школе (периметр, площадь, свойство противоположных сторон прямоугольника).

ЛЕГО – поддержку можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» можно схему предложения выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГО. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов. В 4 классе при изучении  склонения имен существительных и прилагательных, падежных окончаний ЛЕГО – кирпичики выступают в роли цветового сигнала как при устном счете.

В конце урока у нас  проводится минутка творчества, часто ребята сами задают тему своим работам, оценивают свою работу и работы товарищей, могут работать группами, а  затем «работает современный бесшумный пылесос», который в считанные минуты приводит рабочее место в порядок.

Использование ЛЕГО  на уроках в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом  у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...