«Измерение площади фигур с помощью палетки»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Татьяна Владимировна Кудрявцева

 

Урок математики  в 4 классе с применением ЦОР.

Цель:

  • познакомить со способом измерения площади фигуры с помощью палетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse.docx59.69 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кудрявцева Татьяна Владимировна

Место работы: МОУ Коткишевская ООШ муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

УМК/система: «Школа России».

Урок математики  в 4 классе

с применением ЦОР

Тема: «Измерение площади фигур с помощью палетки»

Цель:

  1. познакомить со способом измерения площади фигуры с помощью палетки.

Задачи урока:

образовательные:

  1. познакомить со способом измерения площадей криволинейных фигур; с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.

развивающие:

  1. развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес к предмету;
  2. побуждать инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.   

- Что самое ценное на Земле?

 Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

- У нас урок математики – урок открытия нового знания.

2. Актуализация знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии.

- На парте у каждого карточки с наименованными числами, которые надо расположить в порядке возрастания (единицы площади).

Самопроверка:

 - Если вы правильно выполнили работу, то, перевернув карточки, у вас получится предложение:  Есть желание, путь найдется! 

Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

- Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади).

- О чем пойдет разговор на уроке? (о площади фигур)

- Какими знаниями вы  уже владеете   в рамках этой темы?

(На доске появляется кластер.)

Работа с таблицей  «Знаю, хочу узнать, узнал».

- Вспомним всё, что мы знаем о понятии площадь. Напишите это в первой графе таблицы  “Знаю”        .  

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Обсудите всё, что вы написали в парах, … в группах.

(Заслушиваются ответы нескольких учеников. В кластер заносятся записи)

- Расскажите о площади, используя кластер.

- Что бы вы ещё хотели узнать о площади? Запишите графе таблицы  «Хочу узнать» (Выслушиваются предложения нескольких учеников, которые записываются в краткой форме на доске в графе “Хочу узнать”).

- Найдите площадь фигур (работа в парах)

                                                                 

Проверка выполненных заданий.

- Какова площадь первой фигуры? (18 см2).

- Кто вычислил площадь второй фигуры?

- Почему не смогли?

3. Выявление причины затруднения.

- Какая проблема?  (не знаем, как найди площадь фигуры неопределённой формы)

- Определим тему урока  (Нахождение площади  криволинейных фигур). 

- Какова цель нашего урока? (Узнать,  как находить площадь криволинейных фигур).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как же мы будем решать эту задачу? Как вы находили площадь прямоугольника, когда ещё не знали формулу его площади? (Мы измеряли площадь прямоугольника с помощью мерки)

- А для криволинейной фигуры такой способ можно попробовать? ( Да.)

- Как можно узнать площадь криволинейной фигуры с помощью мерки в одну клетку? (Разбить на мерки, продолжив линии клеток-мерок)

- Что будете делать, когда разобьёте фигуру на мерки, чтобы узнать площадь фигуры? (Посчитаем количество мерок в фигуре)

Работа в группах.

Представители от групп записывают свои ответы на доске. Ответы оказываются разными.

- Почему ответы оказались разными? (Группа, у которой количество мерок меньше, объясняет:  «Мы не считали нецелые мерки»)

- Правильно будет вообще не считать неполные мерки? ( Нет.)

- А считать половинку как полную мерку-квадрат можно? (Нет.)

- Что же делать с неполными мерками, ребята? Как их считать? ( Складывать по две мерки.)

- Да, в математике договорились считать всё количество неполных мерок и делить на 2.

-  Посчитайте ещё раз количество полных мерок. Неполных мерок.

Ученики работают в группах.

-Скольким квадратным меркам равна площадь фигуры?  (Представители от групп называют ответы. Все сверяют со своими ответами.)

- Подумайте, удобно ли каждый раз размечать фигуру на мерки? (Нет)

- Как вы думаете, какой выход из данной проблемы нашли математики? (Есть специальная заготовка, разбитая на квадраты)                                                       - Да, чтобы ускорить работу, люди придумали приспособление для определения площади фигур. (Учитель раздает детям прозрачные пленки, расчерченные на квадратные сантиметры, и карточки с фигурами.)

- Перед вами такое приспособление.

- Откройте учебники на стр.45 и прочитайте, как оно называется.

Палетка - прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры.

Заполнение кластера.

5. Выведение алгоритма измерение площади фигур с помощью палетки.

Применение ЦОР

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/5a/b0/a2/d0/76/dd/72/2a/43/66/dc/0c/23/4c/f6/be/html/content/index.html (Как приложить палетку?)

Алгоритм измерения площади фигуры с помощью палетки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4996b6da-9e71-11dc-8315-0800200c9a66/iz2.swf

Коллективное составление кластера

«Алгоритм измерение площади фигур с помощью палетки».

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (с комментированием)

Стр.45 № 208 (зелёная фигура)

7. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная практическая работа в парах.

Работа в парах на ноутбуках.

Применение ЦОР

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/5a/b0/a2/d0/76/dd/72/2a/43/66/dc/0c/23/4c/f6/be/html/content/index.html

Лаборатория «Палетка» Уровень 1

Лаборатория «Палетка» Уровень 2

Самопроверка по «Решение»

8. Рефлексия работы на уроке

Подведение итога, самооценка.

- Запишите в третьей графе таблицы “Знаю, хочу узнать, узнал” всё то новое, что вы узнали сегодня на уроке в соответствии с темой.

- Оцените свою работу на уроке.

«Доска благодарностей»

За что я хочу похвалить себя

Кому из класса и за что

я хочу сказать «спасибо»

 9. Итог урока.

- В школе изучаете тему площадь. Как вы думаете, а в жизни эти знания нужны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе. Тема: "Измерение площади фигур с помощью палетки"

Преподаватель: Щербаль Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа Крутихинского района, Алтайского края Тема – Измерение площади фигур с пом...

"Измерение площади фигуры с помощью палетки", технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения     Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов уч...

Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"

Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...

Открытый урок по математике по теме:" Измерение площади фигур при помощи палетки"

Технологическая карта открытого урокаТема:"Измерение площади фигуры. Палетка". Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки,  реша...

Презентация + конспект урока математики "Измерение площади фигуры с помощью палетки" (4 кл. УМК "Школа России")

Цель:Познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формыс помощью палетки, закрепить знание единиц площади и единиц длины.Планируемые образовательные  результатыПредметные:...

Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Математика. 4 класс.

Математика. 4 класс. УМК "Школа России". Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Цель:Ознакомиться с палеткой и научиться измерять фигуры с помощью палетки....