Главные вкладки

    Приемы рефлексии на уроках
    учебно-методический материал по математике по теме

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

         Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

         Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл refleksiya.rar2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    Музафарова К.М.

    «Приёмы рефлексии учащихся

             на уроках в начальной школе»        

    Слайд 1

    Я  выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (слайд 2).

         1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

            2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                                                            (из ФГОС)

    И по мнению педагогов (слайд 3).

    Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания,  рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

    слайд 4

    А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .  А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние (щелчок).

            

       Слайд 5           Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

                  А что же такое рефлексия?

     Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. щелчок

    Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. щелчок

    Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. щелчок

    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов  щелчок

                      Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    1. рефлексия настроения и эмоционального состояния      слайд 6

    (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта)

    Что можно применять?

    слайд 7

      Это: карточки с изображением лица – смайлики;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

    слайд 8     «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

                                           

    слайд 9    «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

     

       слайд 10   «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

    Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

    Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

    Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

    Представь что ты….

    Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

    Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

    Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

    Изобрази радость, горе, обиду .

    1. рефлексия деятельности      слайд 11

    Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:

                                слайд 12

     - Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

    - На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

    На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :

    слайд 13

    Теперь Лисёнок сам определил и обозначил на «волшебных линеечках» качество своей работы.

    - Согласны ли вы с тем, как оценил свою работу Лисёнок?»

    После анализа корректируем его оценку (красным цветом).

    Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

    Какие варианты?

    слайд 14: «лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

     средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

    верхняя ступенька  - мне всё удалось;

               

                           

     

    слайд 15

    «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

    слайд 16

    «сказочное дерево» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке:

    плод, цветок и листочек

    Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

    Цветочек – было трудно, но я понял

    На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

    Вариантов много

    «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

    «поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы

    Слайд 17

    В форме заочного, виртуального путешествия на уроках можно использовать  такой вид рефлексии:

    ракета, самолёт и машина. (3 щелчка)

            Картинки  в течении всего урока:  слайд 18

    начало урока (после АОЗ) – ракета – я уверен в себе и готов к путешествию

    самолёт – я хочу отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

    машина – мне тревожно, я не хочу

    щелчок     физкультминутка – пилоты самолёта (закрепляем направления)

    щелчок     в конце урока – возвращение из путешествия

         

      Слайд 19

       В письменных работах  можно использовать и такой вид рефлексии, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  или  щелчок  рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

       

          Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

        Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

    Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

    Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» Слайд 20  1 часть работы – буква, слоги – самоконтроль,  закрасил кружок выбранным цветом

    следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок

    следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия

    В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

    Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

    Слайд 21   Вот такие цветограммы  можно применять на уроках в 4 классе: дети получают рабочий лист: виды деятельности и фигура для раскрашивания. Шаг – рефлексия, следующий шаг – рефлексия. В конце – какой цвет преобладает, словесная оценка.

    •        рефлексия содержания учебного материала        слайд  22

         слайд 23      «цветочная  поляна» - цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.

    К концу урока появляется  цветочная поляна. Детям предлагается поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше  всего на уроке.

           Слайд  24            эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

         

       слайд  25        Закончи предложение (интервью)

    Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

    Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    слайд  26  Подведём итог: исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
    2. рефлексия деятельности
    3. рефлексия содержания учебного материала

    слайд 27  Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей.

    Спасибо всем за внимание.

    Литература:

    Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

    Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

    Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

    Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.

    А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

    Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

    Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

    Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

    Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

    Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

    Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

    Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

    Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке"

    Ввыступлении описаны основные приемы ивиды рефлексии....

    Приемы рефлексии на уроках музыки

    Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешн...

    приемы рефлексии на уроке

    Приемы рефлексии на уроке 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я...

    Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

    Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...