Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Гармония", ФГОС
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Рабочая программа по математике для 2 класса  составлена на основе Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Программа состоит из 8 разделов: титульный лист, пояснительная записка, общая характеристика учебного  курса, описание места учебного предмета, описание ценностных ориентиров (УУД), содержание учебного предмета, КТП ( 1 четверть), описание материально-технического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_2_klass.docx99.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«СОШ №4 г.Соль-Илецка»

Согласовано

заместитель директора по УВР 30.08.2012

______________ /И.С.Степаненко

Рассмотрено

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31.08.2012

«Утверждаю»

Приказ № _____ от 01.09.2012

Директор школы: _________ /Л.А.Полякова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(проект)

по математике для 2 класса, общеобразовательное обучение,

составлена на основе: Программы начального общего образования.

Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010г.,

учебника Математика. 2 кл.  /[Н.Б.Истомина,Е.С.Немкина. и др.] –  изд. Смоленск «Ассоциация ХХΙ век», 2011.

на 2012-2013 учебный год

Составил:

учитель начальных классов

Дуйсенгазина А.Ш.

2012г

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы Н.Б.Истоминой «Математика». В 2 ч. Ч 1. ( издательство«Ассоциация ХХΙ век», 2011 год.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Закон «Об образовании». Ст.55 п.4
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.
  3. Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №2357
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012 – 2013 учебный год.
  5. Образовательная программа образовательного учреждения МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка»
  6. Учебный план образовательного учреждения МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка» на 2012 – 2013 учебный год.
  7. Программы: изд. Смоленск «Ассоциация 21 век» - 2011 год. Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.Б.Истомина.
  8. Учебника: Математика. 2 кл. / [Н.Б.Истомина, Е.С.Немкина и др.]  В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
  9. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1, №2   2 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
  10. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. М., Линка-Пресс,  2011
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова.
  12. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:

  1. на формированиепознавательного интересак учебному предмету «Математика», учитывая  потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
  2. на развитие пространственного воображения,  потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
  3. на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

В основе  начального курса  математики, нашедшего отражение в учебниках  математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации  процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания,  которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.  Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания.  Первые представления  о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел,  а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?»  в их различных интерпретациях.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт  построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что  – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения

младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков.  Например,  проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой  один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что  знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор.   Это  является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления  и активизирует память учащихся

Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов  начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий,  способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.

Например, раздел «Геометрические фигуры» представлен в учебнике темами:

1 класс. Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Ломаная.

2 класс. Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Поверхности: плоские и кривые. Окружность. Круг. Шарю Сфера.

3 класс. Многогранники. Куб. Параллелепипед.

4 класс. Геометрические задания включены во все темы.

Раздел 8  завершает курс математики начальных классов. Содержание этого раздела не включается в другие разделы курса. На его изучение отводится 20 часов из предусмотренного резерва свободного учебного времени (40 ч на 4 года обучения). Включение данного раздела в предметное содержание  курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы учебной деятельности.

 Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»и пр.

Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление . как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что  оказывает положительное влияние на формирование УУД.  При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.

Овладение элементами компьютерной грамотности целесообразно начинать со второго класса, используя при этом компьютер как средство оптимизации процесса обучения математике Например,: для электронного тестирования, для работы с интерактивной доской, для получения информации ( под руководством учителя), для выполнения математических заданий, для формирования навыков работы с электронной почтой и др.

Углублённое изучение логической, алгоритмической линий и компьютерного моделирования целесообразно вынести на внеурочную деятельность. При этом необходимо учитывать оснащённость школы компьютерами, а также пожелания учеников и их родителей  

 На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия  для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать,  оценивать свои действия и  вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался  в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения).Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

        Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия ( в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой.и др.

В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2 -3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач (в том числе логических, комбинаторных, геометрических).

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

  1. Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
  2. Математическое знание – это особый способ коммуникации:
  1. наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
  2. участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;
  3. использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

  1. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
  2. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Результаты изучения учебного предмета

выпускниками начальной школы

В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения,  навыки и представления, предусмотренные  программой курса, а также  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни,  способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник начальной школы научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в   исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты выпускника начальной школы

Числа и величины

Выпускник начальной школы научится:

• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

• анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

• решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задач

• Решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать плоские и кривые поверхности

распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры

 распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

Геометрические величины

Выпускник научится:

• измерять длину отрезка;

• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

Выпускник научится:

• читать несложные готовые таблицы;

• заполнять несложные готовые таблицы;

• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

• читать несложные готовые круговые диаграммы;

• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме- (таблицы,  диаграммы, схемы);

 планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

 интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Уравнения. Буквенные выражения

Выпускник получит возможность научиться

• Решать простые и усложненные уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий

• Находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.

Содержание  программы

2 класс

Число и цифра. Состав чисел в пределах 20. Целое и части. Разрядный состав двузначного числа. Соотношение разрядных единиц в десятичной системе счисления. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Построение числового ряда по определённому правилу. Классификация чисел (однозначные, двузначные). Сравнение чисел (однозначные и двузначные). Неравенства.Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100( 1, 10; по частям без перехода в другой разряд). Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Построение суммы и разности отрезков. Вычислительные умения и навыки. Переместительное свойство сложения.

Величины. Взаимосвязь числа и величины. Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм). Измерение и построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Линейка. Циркуль. Единицы массы (килограмм).  Построение ряда величин по определённому правилу. Классификация величин. Сравнение величин.

Подготовка к решению задач. Предметный смысл действий сложения и вычитания. Отношения «увеличить на»,«уменьшить на», разностное сравнение. Моделирование.Учебные модели: предметные, вербальные (тексты), графические (числовой луч), схематические (отношение величин),знаково-символические (выражение, равенство, неравенство), простейшие таблицы. Взаимосвязь между ними. Переход от одной модели к другой.

Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Ломаная.

Новый материал во 2 классе и продуктивное повторениеранее усвоенных знаний умений и навыков первого классав контексте нового содержания.

Взаимосвязь компонентов и результата действий сложения и вычитания. Устные приёмы сложения и вычитанияв пределах 100:

а) дополнение двузначного числа до круглых десятков;вычитание из круглых десятков однозначных чисел;

б) сложение и вычитание однозначных чисел с переходомв другой разряд. Таблица сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд (состав чисел от 11 до 18) и соответствующие случаи вычитания. Формирование табличных навыков;

в) сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом в другой разряд;

г) сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд.

Сочетательное свойство сложения. Скобки. Порядок выполнения действий сложения и вычитания в выражениях.

Трёхзначные числа. Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. Разрядные слагаемые. Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Чтениеи запись трёхзначных чисел. Сравнение трёхзначных чисел.

Неравенства. Разбиение данных трёхзначных чисел на группы. Десятичный состав трёхзначных чисел. Устное сложениеи вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000. Прибавление (вычитание) к трёхзначному числу единиц, круглыхдесятков, сотен (без перехода в другой разряд).

Величины. Измерение, сравнение, сложение и вычитаниевеличин (длина и масса). Единица длины – метр. Рулетка –инструмент для измерения длины. Определение длины наглаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль. Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Единицы времени (час, минута, секунда).

Текстовые задачи, при решении которых используются:смысл действий сложения и вычитания; отношения: «увеличить на...», «уменьшить на...», разностное сравнение.

Структура задачи. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Запись её решения.Приёмы формирования умения решать задачи (анализ исравнение текстов задачи; дополнение условия задачи; постановка вопросов к условию; выбор схемы к данному условию; переформулировка вопроса задачи; анализ решениязадачи; построение схемы по данному условию задачи; объяснение выражений, записанных по условию задачи; решение задач разными способами и др.). Простейшие логическиеи комбинаторные задачи.

Умножение. Смысл действия умножения. Терминология.Названия компонентов и результата действия умножения.Сравнение суммы и произведения. Замена умножения сложением. Замена сложения умножением. Умножение на 0 ина 1. Переместительное свойство умножения. Понятие «увеличить в…». Графическая интерпретация понятия «увеличить в…». Таблица умножения (случаи с числами 9 и 8).Соответствие предметных, графических и символическихмоделей. Закономерность. Поиск закономерностей. Действие по правилу. Построение ряда чисел по правилу. Пландействий. Составление плана действий.Анализ схемы. Анализ рисунка. Моделирование. Самоконтроль. Числовой луч как средство самоконтроля.

Геометрические фигуры. Угол. Прямой угол. Практическая работа. Острые и тупые углы. Обозначения углов.Угольник – инструмент для построения и измерения прямых углов. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Периметр многоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге и с помощью циркуля и угольника. Периметр прямоугольника. Представления о плоских и объёмных геометрических фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр,конус, куб, параллелепипед. Окружающие предметы и геометрические тела. Наблюдение и анализ свойств окружающих предметов. Выделение «лишнего» предмета.Поверхности плоские и кривые.Окружность, круг, шар, сфера. Существенные признакиокружности. Различия и сходство круга и окружности. Построение окружности. Центр окружности. Представления округе, шаре и сфере. Круг – сечение шара. Сфера – поверхность шара.

 ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

(из расчёта 4 ч в неделю)

I четверть (36 ч)

Учебник «Математика», 2 класс, часть 1

№  урока

Название темы  

Номера заданий

Проверь себя!  1–69

Чему ты научился в первом классе? (12 ч)

1–69

1

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.

1-4

2

Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см). Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд.Подготовка к решению задач

5-11

3

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания

12–16

4

Моделирование. Логические рассуждения. Линейка. Циркуль. Вычислительные умения и навыки

17-23

5

Вычислительные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль

24-31

6

Контрольная работа № 1

7

Схема. Знаково-символическая модель  

32-37

8

Вычислительные навыки и умения. Числовой луч. Схема

38-46

9

Вычислительные навыки и умения. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков

47-55

10

 Сравнение длин отрезков. Схема. Вычислительные умения и навыки. Основаниедля классификации объектов

56-63

11

Контрольные работы № 2, 3 (объединить)

12

Вычислительные умения и навыки. Классификация. Сравнение величин

64-69

13

Двузначные числа. Сложение.  Вычитание (24 ч)

Дополнение двузначного числа до круглого. Классификация. Продуктивное повторение

70-228

70-79

14

Сложение и вычитание величин. Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. Продуктивное повторение

80-86

15

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков

87-93

16

Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение

94-100

17

Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков

101-108

18

Комбинаторные и логические задачи

109-111

19

Контрольная работа № 4

20

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение. Моделирование

112-120

21

Состав числа 11. Моделирование. Анализ и сравнение выражений. Числовой луч как средство самоконтроля

121-128

22

Состав числа 11 и соответствующие случаи  вычитания. Выбор данных. Схема

129-134

23

Взаимосвязь компонентов и результатасложения. Действие по правилу. Вычитание из двузначного числа однозначного

135-143

24

Состав числа 12 и соответствующие случаи  вычитания. Построение ряда чисел по правилу

144-149

25

Состав числа 12. План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка

150-156

26

Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания. Соответствие предметных, графических и символических моделей

157-164

27

Состав числа 13. Составление плана действий. Устные вычисления

165-170

28

Состав числа 14. Поиск закономерностей

171-177

29

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. Анализ текста. Построение схемы

178-184

30

Состав числа 14 и соответствующие случаи  вычитания

185-194

31

Состав числа 15 и соответствующие случаи  вычитания

195-201

32

 Контрольная работа № 5

33

 Анализ и сравнение выражений. Закономерность в записи ряда чисел. Сложение величин. Анализ данных

202-210

34,35

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие  случаи вычитания

211-221

36

 Резерв

II четверть (28 ч)

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения (2 ч)

222–228

1

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Подготовка к решению задач

222–225

2

Сочетательное свойство сложения. Скобки. Вычислительные умения и навыки

226-228

Задача (8 ч)

229-263

3

Структура задачи. Запись её решения.Взаимосвязь условия и вопроса задачи

229–230

4

Анализ и сравнение текстов задач

231-233

5

Анализ решения задачи. Дополнение условия задачи

234-239

6

Постановка вопросов к условию. Выбор схемы к данному условию задачи

240-244

7

Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулировка вопроса задачи

245-250

8

Построение схемы по данному условию задачи

251-257

9

Объяснение выражений, записанных поусловию задачи. Сравнение текстов задач. Выбор схемы

258-263

10

Контрольная работа № 6 (решение задач)

Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат (4 ч.)  

11,12

Прямой  угол  (практическая  работа).  Обозначение  угла.  Острые  и  тупые  углы. Угольник.

264-267

13

Многоугольник. Периметр многоугольника

268-272

14

Прямоугольник. Квадрат. Построение прямоугольника. Периметр прямоугольника

273-281

Двузначные числа. Сложение. Вычитание. (14 ч)

282-358

15

Группировка слагаемых. Сочетательное свойство сложения. Подготовка к знакомству с приемом  сложения  двузначных  и  однозначных  чисел  с  переходом  в  другой  разряд. Вычислительные навыки.

282-288

16

Сложение  двузначных  и  однозначных  чисел  с  переходом  в  другой  разряд.Вычислительные умения. Моделирование.

289-292

17

Совершенствование вычислительныхумений. Решение задач

293-300

18

Решение задач. Вычислительные умения. Моделирование.

301-309

19

Решение задач. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

310-316

20

Контрольная работа № 7 (вычислительные умения и навыки)

21

Вычитание суммы из числа

317-322

22

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд. Моделирование. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач

323-329

23

24

Сравнение текстов задач. Поиск закономерности в записи ряда чисел. Изменение текстов задач в соответствии с данным решением

Поиск закономерности в записи ряда чисел. Совершенствование вычислительныхумений. Постановка вопросов к данному условию

330-334

335-340

25

Контрольная работа № 8 (решение задач)

26

Решение задач

341-347

27

Решение задач разными способами

348-353

28

Вычислительные умения и навыки. Решение задач

354-358

III четверть (40 ч)  

  Учебник «Математика», часть 2

Двузначные числа. Сложение. Вычитание (продолжение) (14 ч)

1-81

1

Устные  вычисления.  Решение  задач  разными  способами.  Выбор  условия  к  данному   вопросу  

1-8

2

Объяснение выражений, записанных по условию задачи. Периметр прямоугольника

9-14

3

Решение задач разными способами. Выбор схемы

15-20

4

Построение схемы к задаче. Дополнениетекста задачи

21-28

5

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение

29-34

6

Сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд. Поиск закономерности в записи ряда чисел

35-38

7

Решение задач. Построение схемы. Разные арифметические способы решения задач. Дополнение текста задачи по данному решению

39-44

8

Решение задач разными арифметическими способами. Дополнение текста задачи по данной схеме

45-48

9

Устные вычисления. Решение задач. Сумма длин отрезков. Закономерность в записи ряда чисел

49-57

10

Вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд. Решение задач. Выбор схемы

58-65

11

Устные вычисления. Сравнение текстов  задач.

66-71

12

Устные вычисления. Решение задач

72-76

13

Поиск закономерности в записи ряда чисел. Решение задач

77-81

14

Контрольные работы № 9, 10 (объединить)

Трехзначные числа ( 10 ч)  

82-152

15

Сотня как счётная единица. Структура  трёхзначного числа

82-87

16

Анализ структуры трёхзначного числа.Понятия «цифра» и «число». Разрядные слагаемые

88-97

17

Чтение и запись трёхзначных чисел. Решение задач. Выбор вопросов к условию задачи. Выбор схемы

98-102

18

Сравнение трёхзначных чисел

103-109

19

Решение задач. Построение схемы. Числовая последовательность. Правило

110-114

20

Разбиение трёхзначных чисел на группы.Решение задач

115-122

21

Неравенства. Десятичный состав трёхзначных чисел. Решение задач

123-132

22

Решение задач. Чтение и запись трёхзначных чисел, их сравнение. Признаки разбиения трёхзначных чисел на две группы

133-139

23

Чтение и запись трёхзначных чисел

140-145

24

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000

146-152

25

Контрольные работы № 11, 12 (объединить)

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин ( 4 ч )

153-175

26

 Сравнение длин. Соотношение единицдлины (дециметр, сантиметр, миллиметр). Измерение длин отрезков

153-158

27

 Единица длины – метр. Рулетка – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль

159-166

28

Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр). Решение задач

167-170

29

Решение задач

171-175

Умножение. Переместительное свойство умножения  

Таблица умножения (с числом 9 ) (11 ч)

176-238

30

Определение умножения. Терминология.  Предметный смысл умножения

176-178

31

Сравнение произведений. Замена умножения сложением

179-184

32

Замена сложения умножением. Умножение на 1 и

на 0

185-188

33

 Запись суммы в виде произведения. Терминология. Смысл умножения. Решение задач

189-195

34

Решение задач. Подготовка к усвоению табличных случаев умножения с числом 9

196-201

35

Переместительное свойство умножения

202-204

36

Таблица умножения (случаи 9•5, 9•6,9•7). Продуктивное повторение

205-210

37

Решение задач. Сравнение выражений.  Продуктивное повторение

211-217

38

Периметр многоугольника. Решение задач. Таблица умножения (случаи 9•2, 9•3, 9•4). Продуктивное повторение

218-223

39

Таблица умножения (случаи 9•8, 9•9).  Вычислительные умения. Замена сложения умножением

224-230

40

Решение задач

1V четверть (28ч)

1

Решение задач. Устные вычисления.

231-238

Увеличить в несколько раз  

Таблица умноженияс числом 8                        (10 ч )

2

Понятие «увеличить в…» и его связь с определением умножения. Предметный смысл понятия «увеличить в несколько раз». Продуктивное повторение

239-243

3

 Таблица умножения (случаи 8•3, 8•5,  8•7). Решение задач

244-248

4

 Графическая интерпретация понятия

«увеличить в…». Устные вычисления.Продуктивное повторение. Решение задач. Схема

249-253

5

Решение задач (различные способы). Таблица умножения (случаи 8•2, 8•4, 8•6, 8•8)

254-258

6

 Сравнение выражений. Числовая последовательность. Правило. Решение задач. Выбор схемы. Устные вычисления. Таблица умножения

259-263

7

Решение задач. Устные вычисления

264-271

8

 Контрольные работы № 13, 14 (объединить)

9

 Сравнение длин отрезков (больше в…, меньше в…). Объяснение выражений, составленных по условию задачи

272-278

10

Устные вычисления. Решение задач

279-281

Величины. Единицы времени ( 2 ч)

282-292

11

Единицы времени (час, минута, секунда). Определение времени по часам. Продуктивное повторение (угол)

282-284

12

Единицы времени в задачах

285-292

Геометрические фигуры: плоские и объёмные

(2 ч)

293-300

13

Представление о плоских и объѐмных фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида,цилиндр, конус, куб, параллелепипед.

293-296

14

Окружающие предметы и геометрические тела. Выделение «лишнего» предмета

297-300

Поверхности: плоские и кривые (2ч)  

301-303

15,16

Представления о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов

301-303

Окружность. Круг. Шар. Сфера (2 ч)

304-311

17

 Существенные признаки окружности. Построение окружности. Центр окружности

304-306,308

18

 Представления о круге, шаре и сфере

307,309-311

19

 Контрольная работа № 15

Проверь себя, чему ты научился в первом и во втором классах? (9 ч)

312-383

20-28

Учитель самостоятельно распределяет задания этого раздела по урокам. Для самоконтроля и самооценки ученикам предлагаются контрольные работы второго и третьего уровней, тестовые задания в печатной и электронной формах. (См. сайт издательства «Ассоциация ХХI век»)

Материально-техническое  обеспечение

курса математики 2 класс

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.  Истомина Н. Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях. Учебник. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

2.  Истомина Н. Б., Редько З. Б. Тетради по математике № 1, № 2. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

    3. Истомина Н. Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. – М.: Линка-Пресс, 2011.

4. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. – М.: Линка-Пресс, 2011.

   5.  Истомина Н. Б., Воителева Г. В. Комплект наглядных пособий по математике. Признаки предметов. Состав числа. 1 класс.  – М.: Линка-Пресс, 2009.

6.  Истомина Н. Б., Горина О. П. Комплект наглядных пособий по математике. Убери лишнюю карточку. Двузначные числа. – М.: Линка-Пресс, 2009.

7. Истомина Н. Б., Горина О. П. Комплект наглядных пособий по математике. Увеличить (уменьшить на…) На сколько больше (меньше)? – М.: Линка-Пресс, 2009.

8.  Истомина Н. Б., Горина О. П. Комплект наглядных пособий по математике. Разгадай правило. Целое и части. –М.: Линка-Пресс, 2009.

9.  Истомина Н. Б., Тажева М. У. 110 задач с сюжетами из сказок. – М.: АСТ, 2002.

10. Истомина Н. Б. Готовимся к школе. Тетради по математике № 1, № 2. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

11. Истомина Н. Б., Виноградова Е. П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1–2 классы. Математика и информатика. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

12. Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 и позже.

13.  Истомина Н. Б., Горина О. П. Тестовые задания по математике. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

14.  Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool-Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век».

15. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1–2 классы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Истомина Н. Б., Редько З. Б., Тихонова Н. Б., Немкина Е. С. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 2 класс». В двух частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (Электронная версия на сайте издательства)

2.  Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

3.  Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее Пособие для студентов педагогических факультетов. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.

4.  Гаркавцева Г. Ю., Кожевникова Е. Н., Редько З. Б. Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 2 класс» / Под редакцией Н. Б. Истоминой. – М.: Линка-Пресс, 2008.

5. Попова С. В. Уроки математической гармонии (2 класс.Из опыта работы) / Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008.

6. Видеофильм «Учимся решать задачи. 2 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере. Авторы: Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. – М.: Линка-Пресс, 2009.

7. Электронная версия тестовых заданий по математике для 2–4 классов. Программа CoolTest. (На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»)

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Документ-камера
  4. МФУ

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  1. Наборы счетных палочек.
  2. Набор предметных картинок.
  3. Наборное полотно.
  4. Демонстрационная оцифрованная линейка.
  5. Демонстрационный чертежный треугольник.

Оборудование класса:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.

Календарно-тематическое планирование уроков математики

во 2 классе

2013 – 2014 уч. год

МАТЕМАТИКА, 2 класс, УМК «Гармония», ФГОС

Авторы учебника - Н.Б.Истомина, Е.С.Немкина (издательство Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 ).

Количество часов- 136

Количество часов в неделю - 4,

Количество контрольных работ - 12

п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Зада

ние

на дом

Дата

про

ведения

Личностные

Метапредметные

УУД

Предметные

1 четверть (36ч)

Проверь себя!  Чему ты научился в первом классе? (12 ч)

1

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- интереса к предмету;

-чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке

Обучающиеся научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Обучающиеся

научатся:

-узнавать числа, называть, читать, составлять, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100;

- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

Читать, записывать и сравнивать однозначные и двузначные числа.

Записывать двузначные числа, используя данные две (три, четыре) цифры.

Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; в порядке убывания и возрастания.

Складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд.

Находить закономерность (правило) в записи числовой последовательности и продолжать её по тому же правилу.

Обсуждать результаты самостоятельной работы, обосновывать, корректировать и оценивать их.

Оценивать правильность составления числовой последовательности по заданному правилу.

Выявлять правила, по которому составлены пары выражений.

Сравнивать, складывать вычитать величины (длина, масса), используя соотношения единиц величины и вычислительные умения и навыки.

Представлять текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической модели.

Соотносить знаково-символические модели с их изображениями на схеме и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Записывать неравенства с числами, которые соответствует данным точкам на числовом луче.

Выбирать схему, соответствующую тексту и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Использовать схему для выполнения или для проверки простейших логических рассуждений. Выполнять простейшие рассуждения, используя информацию, данную на рисунке.

Находить признак разбиения данных объектов на две группы.

Дополнять математическую запись пропущенными знаками «больше», «меньше», используя прикидку и вычисления.

№3

№4

2

Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см).Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Подготовка к решению задач

-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем ;

-учиться планировать учебную деятельность на уроке

Учить умению слушать и вступать в диалог

Повторят изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре; продолжать формировать умение учеников сравнивать именованные числа; развивать навыки счета.

№7, 11 (2); № 1, 2, 6 из ТПО № 1.

3

Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей.

Обучающиеся будут  учиться определять место числа в ряду чисел, читать, сравнивать и производить с ними арифметические действия

№15 (2–4), №16

4

Моделирование. Логические рассуждения. Линейка. Циркуль. Вычислительные умения и навыки

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке

Обучающийся научится:

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Обучающиеся будут

совершенствовать: вычислительные умения и навыки, умения пользоваться циркулем и линейкой для по-

строения суммы и разности отрезков, умения складывать

и вычитать величины (длину) и проверять полученный

результат (строить сумму и разность отрезков заданной

длины).

№17 (2, 4), №20 (2, 4) №23

5

Вычислительные умения и навыки. Действия с величинами. Поиск закономерностей. Самоконтроль

Обучающийся продолжает учиться:

 строить понятные для партнера высказывания.

Оцениватьрезультаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Обучающиеся будут совершенствовать навыки табличного сложения и соответствующих случаев вычитания; умения складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода

в другой разряд; повторять соотношения единиц длины.

№30, №31

6

Контрольная работа № 1

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Понимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану

Проверить усвоение: нумерации двузначных чисел,

состава чисел в пределах 10 (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания).

7

Схема. Знаково-символическая модель  

Обучающийся продолжает учиться:

 строить понятные для партнера высказывания.

Учить умению слушать и вступать в диалог

Обучающиеся будут совершенствовать вычислительные умения и навыки. Проверять умения соотносить схематическую и

знаково-символическую модели.

№33, №34, №35

8

Вычислительные навыки и умения. Числовой луч. Схема

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

Обучающиеся научатся пользоваться числовым лучом для

записи неравенств, выбирать схему, которая соответствует тексту.

№40, №41, №45

9

Вычислительные навыки и умения. Закономерность. Схема. Сравнение длин отрезков

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

умения соотносить вербальную модель и схему, преобразовывать вербальную модель в предметную, находить закономерность (правило), по которой составлен ряд чисел, и продолжать ряд по этому правилу; соотносить

знаково-символическую модель со схемой.

№50, №54, №55

10

Сравнение длин отрезков. Схема. Вычислительные умения и навыки. Основание для классификации объектов

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Обучающиеся закрепятумение измерять длину отрезков, чертить схемы, классифицировать объекты, совершенствовать вычислительные умения и навыки.

умение сравнивать длины отрезков, находить основания для классификации объектов.

№59

№61

11

Контрольные работы № 2, 3 (объединить)

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Понимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану

Проверят: сформированность умений складывать

и вычитать числа без перехода в другой разряд, складывать и вычитать отрезки; усвоение единиц длины и соотношений между ними; усвоение математической терминологии.

12

Вычислительные умения и навыки. Классификация. Сравнение величин

Волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

умения: находить признак для классификации объектов, действовать по правилу, сравнивать величины.

№68, №69

Двузначные числа. Сложение.  Вычитание (24 ч)

13

Дополнение двузначного числа до круглого. Классификация. Продуктивное повторение

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

Познакомить  с приёмом дополнения двузначного числа до круглого, используя знания:

разрядного состава двузначного числа, состава однозначных чисел и состава числа 10.

Анализировать изменения цифр в записи двузначных чисел при их увеличении и уменьшении на несколько единиц или десятков.

Проверять ответы с помощью моделей десятков и единиц.

Выявлять признак разбиения двузначных чисел на группы и объяснять свои действия.

Сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия.

Обосновывать данные равенства, пользуясь рисунками.

Моделировать способ действия.

Составлять план выполнения действий.

Использовать числовой луч для самоконтроля результата вычислений.

Выбирать равенства, соответствующие данному рисунку, и находить их значения.

Строить отрезки заданной длины, увеличить и уменьшить их длину в соответствии с заданием.

Находить сумму и разность длин отрезков.

Проверять истинность утверждений о равенстве значений выражений и обосновывать свой ответ на предметных моделях.

Объяснять по данному тексту, что обозначает каждый отрезок на схеме.

Выбирать схему, которая соответствует тексту.

Объяснять в соответствии с текстом, что обозначает на схеме каждый отрезок.

Выделять неизвестный компонент арифметического действия, находить его значение и записывать верные равенства.

Составлять верные равенства, используя заданные числа, рисунки или данные правила.

Выявлять правила записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу.

Записывать равенства, пользуясь таблицей.

Сравнивать выражения без вычисления их значений.

Осуществлять самоконтроль с помощью вычислений.

Интерпретировать информацию в виде рисунка, схемы, заполнения готовой несложной таблицы.

Проверять правильность вычислений с помощью обратного действия.

Фиксировать порядок действий с помощью скобок.

Изменять порядок действий, используя скобки.

Использовать сочетательное свойство сложения для удобства вычислений.

№73, №75 №77 (записать равенства для лю-

бых двух пунктов)

14

Сложение и вычитание величин. Вычитание однозначных чисел из круглых десятков. Продуктивное повторение

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес,

готовность преодолевать школьные затруднения

Учить умению слушать и вступать в диалог;

осознавать познавательную задачу

Обучающиеся научатся складывать и вычитать

величины, используя знания о соотношении единиц длины; рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из двузначных, содержащих в разряде единиц цифру 0

№80 (2, 3), №82, №86 (4–6).

15

Вычитание однозначных чисел из круглых десятков

Интерес к урокам математики;

положительное отношение к учению

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

Будут совершенствовать умения (вычитание однозначного числа из круглого), табличные навыки сложения и соответствующие случаи вычитания и умения находить сумму разность величин

№88, №91 (5–8), №92 (3, 4)

16

Подготовка к решению задач. Выбор схемы. Продуктивное повторение

Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Обучающиеся научатся:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Умение складывать, вычитать и

сравнивать величины (длина). Формировать умения: читать схему, выбирать схему, соответствующую данному тексту.

№94, №97 (2),

№ 98 (2)

17

Схема. Сравнение величин. Совершенствование вычислительных навыков

Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

умения: складывать, вычи-

тать и сравнивать величины (длина), использовать схему для построения логических рассуждений; выявлять

закономерность (правило) в записи, заполнять простейшие таблицы

№101 (2), №104 (2), №108

18

Комбинаторные и логические задачи

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Понимать информацию, представленную в разных формах схематической, модельной; действовать по плану и планировать свои действия

умения: вычислительные, комбинаторные, строитьлогические рассуждения с помощью таблицы, преобразовывать графическую модель

в символическую

№110

19

Контрольная работа № 4

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Проверить:

1) усвоение вычислительных приёмов: дополнение двузначного числа до круглого, вычитание однозначного

числа из круглого двузначного;

2) умение складывать и вычитать величины.

20

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд. Продуктивное повторение. Моделирование

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как онопригодится в жизни

приём сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд, учить использовать различные модели для обоснования истинности суждений

№ 56 (2), 57 из ТПО № 1.

21

Состав числа 11. Моделирование. Анализ  и сравнение выражений. Числовой луч

как средство самоконтроля

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

Обучающиеся научатся непроизвольно запоминать состав числа 11;умения соотносить вербальную и схематическую модели, анализировать и сравнивать выражения, пользоваться числовым лучом для самоконтроля.

№124; № 59, 60 из ТПО № 1.

22

Состав числа 11 и соответствующие случаи  вычитания. Выбор данных. Схема

Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

научатся запоминать состав числа 11;  умения соотносить графическую и символическую модели, складывать и измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины, выполнять выбор данных в соответствии с требованиями.

№131 (2, 3); № 61, 62 из ТПО № 1.

23

Взаимосвязь компонентов и результата сложения. Действие по правилу. Вычитание из двузначного числа однозначного

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Понимать информацию, представленную в разных формах схематической, модельной; действовать по плану и планировать свои действия

Продолжить работу по усвоению состава числа 11 и рассмотреть соответствующие случаи вычитания,используя предметные, графические и символические

модели. Учиться действовать по данному правилу.

№142, №143

24

Состав числа 12 и соответствующие случаи  вычитания. Построение ряда чисел по правилу

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как онопригодится в жизни

Рассмотреть состав числа 12 и соответствующие

случаи вычитания. Использовать знания состава чисел для установления закономерности (правила) построения ряда чисел.

№144 (2), №149; № 65, 66 из ТПО № 1.

25

Состав числа 12. План действий. Анализ схемы. Анализ рисунка

Интерес к урокам математики;

положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Обучающиеся  запомнят состав числа 12.

Рассмотрят взаимосвязь компонентов и результата действий сложения и вычитания. Научатся составлять план

действий и выделять информацию, данную в схеме и на рисунке.

№153; № 68, 65 из ТПО № 1.

26

Формирование табличных навыков. Состав числа 13 и соответствующие случаи

вычитания. Соответствие предметных,

графических и символических моделей

Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Понимать информацию, представленную в разных формах схематической, модельной; действовать по плану и планировать свои действия

Научатся запоминать состав числа 13 и соответствующие

случаи вычитания;

устанавливать соответствие между предметными, графическими и символическими моделями.

№158 (2), №163 (2), №164 (3, 4).

27

Состав числа 13. Составление плана действий. Устные вычисления

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

структурировать информацию

Продолжат работу по усвоению состава чисел 11,

12, 13; запомнят состав числа 13;

научатся составлять план действий и выпол-

нять эти действия в соответствии с планом.

№166 (2), 169;

 № 76 из ТПО № 1.

28

Состав числа 14. Поиск закономерностей

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

Познакомятся с составом числа 14; разовьют умения распознавать

закономерности, измерять и складывать отрезки.

№171 (3, 4), 172;

№ 77 (2), 78 (2) из ТПО

№ 1.

29

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания. Анализ текста. Построение схемы

Интерес к урокам математики;

положительное отношение к учению

Понимать информацию, представленную в разных формах схематической, модельной; действовать по плану и планировать свои действия

Научатся непроизвольному усвоению состава числа 14 и соответствующих случаев вычитания; будут готовится к решению задач.

№182 (3, 4), №183.

30

Состав числа 14 и соответствующие случаи  

Вычитания

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как онопригодится в жизни

Запомнят состав числа 14 и соответствующих случаев вычитания; будут готовится к решению задач.

№187 (5–10), №189, №194 (3, 4).

31

Состав числа 15 и соответствующие случаи

Вычитания

Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно  делатьвыбор, какой поступок совершить.

Познакомятся с составом числа 15 и

соответствующих случаев вычитания. Готовятся  к решению задач.

№195 (3, 4), 198, 201; № 97 из ТПО № 1.

32

Контрольная работа № 5

Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Проверят усвоение: а) состава чисел второго десятка (таблица сложения в пределах 20 и соответствующие

случаи вычитания); б) математической терминологии.

33

Анализ и сравнение выражений. Закономерность в записи ряда чисел. Сложение величин. Анализ данных

Стремление к соблюдению морально-эстетических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним

Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение,

Адекватно оценивать свои достижения

Научатся находить закономерность в записи ряда чисел и действовать в соответствии с ней, анализировать и

сравнивать выражения.

№203, №206

(3, 4), №210

34,35

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие

случаи вычитания

Обучающийся продолжает учиться:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению, устанавливать причинно-следственные связи; участвовать в диалоге, в общей беседе

Запомнят состав числа 15; будут

совершенствовать вычислительные умения и навыки,

умения соотносить предметные и символические, вербальные и схематические модели. Рассмотрят состав

чисел 16, 17, 18 (запись в виде суммы двух однозначных

чисел.

№212, №217, №218, №220, №221; № 83 из ТПО

№ 1.

36

Резерв

Интерес к урокам математики;

положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения

Адекватно оценивать свои достижения

Учащиеся будут

совершенствовать вычислительные умения и навыки,

умения соотносить предметные и символические, вербальные и схематические модели.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по математике 1-4, ФГОС, "Школа 2100"

При составлении программы соблюдала структуру, методические требования, рекомендации....

Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС

Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС...

Рабочая программа по математике 1 - 4 ФГОС НОО Школа России

Рабочая программа по математике  1 - 4  ФГОС НОО  Школа России...

1 класс Рабочая программа по математике. "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку учебно- тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовленности обучающихся, планируемые результаты освоения...

2класс Рабочая программа по математике "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку, учебно -тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения прог...

Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС

Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС, созданная в Конструкторе рабочих программ...