Методическая разработка урока математики в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
методическая разработка по математике (3 класс)

Забурдаева Галина Владимировна

Урок решения частных задач на умножение и деление.

Урок разработан в сотрудничестве с методистами ЛОИРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок решения частных задач13.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе.

Урок решения частных задач.

Тема:  «Решение текстовых задач на нахождение различных компонентов отношения целого, состоящего из равных частей».

Цель урока: Дифференцировать способ решения простых задач на умножение и деление.

Задачи урока:

Предметные

Формировать умение решать задачи на нахождение различных компонентов отношения целого, состоящего из равных частей.

Метапредметные

  1. Формировать общий прием решения задач.
  2. Использовать знаково-символические средства, в том числе чертежи и схемы для решения задач на нахождение различных компонентов отношения целого, состоящего из равных частей.
  3. Развивать логическое мышление на примере дифференциации задач на деление и умножение.
  4. Совершенствовать действия учащихся по публичному представлению результатов своей работы.
  5. Продолжить работу над разными сторонами сотрудничества в ходе решения предметных задач.

Ход урока

  1. Мотивация обучающихся к учебной деятельности

Цель этапа: включить обучающихся в учебную деятельность.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ребята, сейчас у нас урок математики.

Посмотрите на доску и назовите, что вы видите.

Какое задание вы бы предложили своим друзьям выполнить по данным схемам?


Давайте прочитаем схемы.

1 слайд:          Е           ?             А


               

        а                 с


                                      В

А можно ли прочитать схему по-другому?

2 слайд:

                                 k

            ?


                                    m

Ребята, рассмотрите стрелочную схему. Что неизвестно – целое или часть? А как найти целое?

                        Е                    А

                              а        с

                                   В

А теперь рассмотрите схему в отрезках.

Что неизвестно?


                                   k

            ?


                                    m

Как найти часть, если известны целое и число равных частей?


А теперь посмотрите на схему №2 и скажите, где на данной схеме будет а, а где с?

Оцените работу группы на данном этапе урока.

Расскажите, какие трудности вы испытали при чтении схем и чертежа.


Это схемы.


1) Можно – прочитать схемы.

2) Можно – составить задачу, а затем решить.


1) Основная мерка Е умещается в промежуточной мерке В а раз, а промежуточная мерка В – в величину А – с раз. Значит, основная мерка Е умещается в величину А а умножить на с раз.



2) По а взяли с раз и получили целое.




(аналогичная работа проводится и со схемой в отрезках).


На стрелочной схеме неизвестно целое.

Чтобы найти целое, надо перемножить части.




На 2 схеме неизвестна часть, точнее количество равных частей.





Чтобы найти часть, надо целое разделить на число равных частей..

а – это целое и будет оно у сплошной дуги, а с – часть и разместится оно у пунктирной дуги.


Наша группа работала …………….. .

Трудности были в …………….. .

                 

  1. Решение задач. 

Цель: Дифференциация и решение простых задач на умножение и деление.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Как вы думаете, зачем нам схемы?


Вот и попробуйте решить задачу, которую я вам предложу.

Но я усложню вам задание. Вам не только нужно будет решить задачу, но и выбрать нужную схему из предыдущего задания. Кроме того, обоснуйте свой выбор.

1) В столовую привезли 3 корзины огурцов, по 2 кг в каждой. Сколько кг огурцов привезли в столовую?


2) А теперь измените условие задачи так, чтобы неизвестным теперь стала часть, а не целое.




Оцените работу группы на этом этапе урока.

С какими трудностями столкнулись при решении задач?

Они помогают нам решать задачи, сложные примеры и уравнения.






Мы думаем, что в задаче нужно найти целое, поэтому нужно перемножить части.

По 3 взять 2 раза получится 6 кг.


В столовую привезли 6 кг огурцов по 2 кг в каждой корзине. Сколько корзин привезли в столовую.

К нашей задаче подходит схема №1, потому что  именно в ней нужно найти целое.


Наша группа не смогла решить задачу, потому что ……………….. .

Трудно потому, что …………… .

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: дифференцировать задачи, решаемые умножением и делением.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Откройте учебник на с.272 и выполните задание №272:


Сделай чертёж к задаче и реши её.

Сколько нужно коробок, чтобы разместить 63 карандаша по 9 карандашей в каждой?


Почему при решении данной задачи вы делили?


А сколько понадобится карандашей, чтобы разложить их поровну в 3 коробки по 6 карандашей в каждую?


Странно, задача вроде бы про карандаши, а вы теперь умножаете. Почему?

Ребята, давайте вернёмся к нашим схемам.


Когда задачу будем решать действием умножения?


А когда действием деления?


Оцените свои знания при решении задач на умножение и деление.

Ученики в группах выполняют задание, а учитель наблюдает за работой.             ?

         9                                     9

                                                                                             

                           63

63 : 9 = 7 (к.)


Потому, что мы искали часть.


Карандашей нужно будет 18, потому что 6 умножить на 3 получится 18.




Мы ищем целое, поэтому и умножаем.




При нахождении целого – мы перемножаем части.

При нахождении части, мы делим целое на число равных частей.


Мы думаем, что можем/не можем решать задачи на ……., т.к. ……… .

  1. Итог урока.

Цель: подвести итог в умении решать простые задачи на умножение и деление.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Ребята, как вы думаете сможете ли вы теперь научить своих товарищей по двору решать простые задачи на умножение и деление.

Что же вам самим поможет это сделать?

Скорее всего да.



Схема или чертёж.

  1. Домашнее задание.

Цель: проверить уровень усвоения материала.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

С. 88 № 298

На «5» - нужно решить все задачи.

На «4» - можно решить 2 задачи.

На «3» - достаточно решить 1 задачу.

Спасибо, ребята, вам за сотрудничество при решении учебной задачи.





Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)

Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема:  «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)...

Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Виды углов: прямой, острый, тупой». (по системе Л .Занкова)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями     Целевое назначение урока: - создание условий для:-усвоения представл...

Методическая разработка урока математики для 1 класса по теме «Виды углов: прямой, острый, тупой». (по системе Л .Занкова)

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями     Целевое назначение урока: - создание условий для:-усвоения представл...

Методическая разработка урока математики по теме "Многоугольники". Система Занкова Л.В., 1 класс.

Данный урок построен на основе технологии проблемного обучения. Его стержнем является открытие новых  знаний вместе с детьми....

Урок математики 1 класс Программа Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Конспект урока математики. Система Д.Б.Давыдова-В.В.Эльконина. Урок постановки и решения учебной задачи...