Урок математики 1 класс Программа Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Конспект урока математики. Система Д.Б.Давыдова-В.В.Эльконина. Урок постановки и решения учебной задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Урок математики в 1 классе.  

             (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) 

                                             Учитель   Мусатова Н.К.

                          

Тема:  «Введение числовой прямой».       

Цели:  - организовать учебную деятельность уч-ся по введению

                   понятия «числовая прямая», сконструировать модель

                   числовой прямой;

                 - выявить условия, необходимые для построения число-

                   вой прямой;

                 - развитие логического мышления, речи учащихся,  уме-

                   ния работать сообща;

                 - воспитывать интерес к предмету, чувство коллективиз-

                   ма, культуру общения.

ОБОРУДОВАНИЕ:сосуды с водой у уч-ся и учителя для измере-

                                     ния объёма, стаканчик-мерка, листы бумаги,    

                                     фломастеры, мерная посуда.                    

                                                                                             

                                Ход урока.

1.   Орг. момент.

2.   Повторение изученного материала.

       - Что изучаем на уроках математики?  (величины)

       - С какими величинами работаем?  (объём, масса и т.д.)

       - Что умеем делать с величинами? (сравнивать, уравнивать, т.д)

       -С какой величиной будем сегодня работать? (с объёмом)

       - А помогут нам в этом герои  К.И.Чуковского.

3.   Создание учебно-практической ситуации.

     Инсценирование учащимися сказочного сюжета.

       - Доктор Айболит поручил своей верной помощнице, собаке

         Авве, раздавать микстуру. Каждому посетителю лесной поли-

         клиники Авва наливала маленький стаканчик микстуры из

         большой банки, которую доктор каждый день наливал довер-

         ху. Авва очень старалась, но всё время происходили какие-то

         неприятности: то стаканчик разобьётся, то прольётся микстура

         из банки. А ещё из стаканчика-мерки нужно было перелить

в чашку или кружку каждому больному. Авва совсем измучилась.           Давайте придумаем как ей помочь. С чего начнём? ( с измерения

 объёма).

 

    4.  Групповая работа.

- Договоритесь и распределите работу в группе. (Дети с помощью мерки измеряют объём, ставят метки на сосуде, записывают результат формулой)

    5.  Проверка групповой работы.

- Расскажите и покажите, как вы измеряли в группе объём? (рассказ групп, выявление правильного измерения с постановкой меток прямо на банке).

 -Правильно, ребята, метки можно ставить прямо на банке и отли-

 вать микстуру на одно деление прямо из банки. Кто из вас видел    такую посуду, на которой были нанесены мерки?

 Её так и называют- мерная посуда. (показ мерной посуды)  

-  Для чего она нужна?  (рассказы детей)

- Какую схему изобразили? (проверка составленных схем в  груп-   пах, выбор правильной, обсуждение ошибок).

       _|____|____|____|____|_____|_________________      

   «Ловушка»

-  В другом классе  дети составили такую схему _|__|____|___|_____

  - Оцените их работу.  (ошибка- мерки должны  одинаковые)

4.  -Как записали результат измерения? (формулой     Т=5Е)

   (выявление правильной записи в группах).

     - Расшифруйте формулу. (рассказ уч-ся)

4.   Физминутка.

5.   Конструирование модели числовой прямой.

       - Придумайте в группе значок, которым на схеме будем обозна-

         чать начало отсчёта мерок, т.е. от какой точки откладываем                    

         мерки.

        (Дети предлагают разные значки. Договариваемся обозначать

         начало флажком).

       -Нарисуйте флажок на схеме. (Дети рисуют флажок в самом

         начале прямой).

                                        __|____|____|____|____|____|______________

     -Начало есть. Сколько мерок получилось? (5)

     - А если бы их было больше, тогда как? (продлили бы линию)

     - А сколько можно нарисовать таких мерок? (много).      

     - Почему? (прямая бесконечна)

- В какую сторону вы откладывали мерки?( в правую сторону )      Придумайте в группе такой знак, который будет указывать, в     какую сторону откладывали мерки, т.е. направление.

   (Каждая группа предлагает свои значки. Выбираем стрелочку).  

  - Нарисуйте стрелочку на прямой.

    ___|____|____|____|____|____|_______________________________

 - Как записать наши мерки-шаги? Есть ли такие значки? (да, числа)

  -Где мы их запишем на схеме?   (предложения детей).                                

  -Да, числа записывают под метками.    

___|____|____|____|____|____|____|____|________________________

               1       2      3       4       5       6       7

 -Только ли в правую сторону можно откладывать мерки? (ответы

   детей).

-Нарисуйте, какой будет схема, если мерки откладывали влево?

           _______________________|____|____|____|____|____|____|___

                                                         6       5       4      3       2       1

-А вниз можно откладывать мерки? (ответы детей)  А вверх?

-Нарисуйте такие схемы. (дети выполняют работу в тетради и на доске).

ИТАК: - Что за фигура у нас получилась? (прямая линия)

              - Кто на ней живёт?  (числа)

              - Что отмечено числами?   (мерки-шаги)

              - Давайте придумаем имя прямой, на которой числами

                отмечены мерки-шаги.  (числовая прямая).

-Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

                        (числовая прямая)

- Что же мы будем называть числовой прямой?  

6.  Работа по учебнику (с.51)

     -Прочитайте в учебнике на с.51 вывод. Сравните его с нашим.

      -Какое новое понятие мы открыли на уроке? (понятие «числовая

        прямая»).

7.  Условия, необходимые для построения числовой прямой.

Итак, что же должно быть на числовой прямой?

             1 условие –должно быть начало  

               2 условие  – все мерки должны быть одинаковыми

               3 условие -  стрелочка - направление

- Если нет начала (стрелочки) – это числовая прямая? (нет)

- Если разные мерки – это числовая прямая? (нет)

7.  Подведение итогов работы.

      - Что нового узнали на уроке?

      -Что такое числовая прямая?

      -Что должно быть на числовой прямой?

      -Оцените свою работу в группе.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Мультимедийная разработка урока математики по системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Тема: решение задач с помощью схем.

Цель: освоение обучающимися способа моделирования отношений (схема), представленных в условии задачи. Урок №1.Задача учителя: создать ситуацию необходимости введения новой модели – схемы, как одн...

Рабочая программа по математике во 2 классе программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова) по математике 2 класс: пояснительная записка, УУД, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение....

урок русского языка 3 класс Программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Урок русского языка в 3 классе Программа Эльконина-Давыдова...

Конспект урока по русскому языку, 1 класс, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Разработка урока по русскому языку, 1 класс, по теме "Работа согласных и гласных букв. Обобщение." учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой...

Конспект урока по математики, 4 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Конспект урока по математики "Решение текстовых задач" 4 класс...