урок русского языка 3 класс Программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Урок русского языка в 3 классе Программа Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesootvetstvie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

  Раздел   «Нефонемные написания в падежных окончаниях»

               Урок русского языка в 3 классе

                ( Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

                                                     Мусатова Наталья Константиновна

                                                                        учитель начальных классов

Тема урока   Несоответствие закону письма буквы  и в падежных

                        окончаниях слов типа армия, здание, гербарий

Цели урока:

образовательные:  

-  систематизировать знания учащихся о способе проверки орфограмм

   слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы и признаки;

-  обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных оконча-

   ниях слов типа армия, здание, гербарий;

-  выявить особенность основы этих слов и то, как пишутся эти слова

   в И.п. ед. ч.

развивающие:

-  развивать речь, мышление, коммуникативные умения;

воспитывающие:

-  воспитывать любовь к родному языку

Тип урока:  Урок постановки и решения учебной задачи

                                   Ход урока

1   Организационный момент.

2   Создание ситуации успеха в овладении способом проверки орфограмм

     слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы и  

     признаки

     -  Ребята, чем мы занимаемся на уроках русского языка?

              ( Мы открываем секреты русского письма.)  

     -  Какой очень важный секрет мы уже открыли?

          (Мы узнали , как надо проверять орфограммы слабых позиций в окон-

          чаниях слов, называющих предметы и признаки.)

     -  Давайте озвучим алгоритм проверки орфограмм в окончаниях слов

 Д:  1   Определяем, что называет слово:     предмет               признак

       2   Выбираем проверочное слово  

               с тем же набором падежных             стена

                                           окончаний.              слон                    пустой

                                                                            окно

                                                                            рожь  

       3  Подставляем проверочное слово в высказывание.

       4  Определяем фонему в проверяемом окончании.

       5  Выбираем букву для обозначения фонемы.

          Групповая работа

       -  Сейчас каждая группа получит листок с заданием и, пользуясь этим         алгоритмом, проверьте орфограммы в падежных окончаниях

 (После завершения работы, каждая группа вывешивает свою работу

  на доску.)  

играть на лужайк…, шёл к пристан…, густым туман…., на чист…

тарелк…,  до поздн… осен…,  в наш….  Росси…

            Запись у детей имеет такой вид:

       /                    /          /                               /      /                      /              /

играть на (стене)  лужайке,  щёл к  (степи) пристани,  густым (столом)

            /                        /                  /               /            /                    /

туманом, на (злой) чистой (стене) тарелке,   до поздней (пустой)  (ржи)

 /                          /       /                      /             и

осени,  в  (пустой)  нашей   ( земле) Росси е  ?

3  Проверка работы и обнаружение факта нарушения закона письма

    -  Объясните написание орфограмм падежных окончаний.

    -  Почему все группы выполнили работу одинаково, а слово в России     

       вы написали по-разному?

     ( по закону фонему < э >надо обозначить буквой –е . Я видел –и в книге.)

    -  К какому выводу приходим? (все орфограммы падежных окончаний

       пишутся по закону письма, а слово Россия –нет)

    -  Давайте найдём в учебнике с.3 и прочитаем, как там написано это слово.

        ( в России- с буквой  и )

    -  Как нам этот вывод зафиксировать? Ваши предложения.

        в Росси и              ЗП

                     <э >

         ( в стен е )

     -  Раз буква И не подчинилась закону письма, нарушила его, давайте ей

        дадим имя. Как мы её будем называть?  (нарушителем)

4  Анализ других падежных окончаний слова с окончанием- нарущите-

    лем.

    -  Ребята, а может эта буква нарушила закон письма только в этом падеже,

       а во всех остальных всё по закону? Как вы думаете?

                                 ( Надо проверить.)

      Групповая работа

      Тогда в группе проверьте это, изменив по падежам словосочетание

       наша Россия, используя предлоги)

       Запись должна иметь такой вид:

       наша  Россия             ЗП    

      ( наша  земля)

 

   из нашей  России           ЗП

   ( из нашей земли)  

    к нашей России            ЗП

    ( к нашей земле)

        нашу Россию             ЗП

       ( нашу землю)

     нашей Россией           ЗП

    ( нашей землёй)

    о нашей России            ЗП

    ( о нашей земле)

         

- В каких окончаниях слова Россия вы обнаружили нарушение закона

  письма?                 (  к нашей России  и о нашей России

                                    к нашей земле        о нашей земле )

- Какой буквой  по закону письма обозначается фонема <э >?      (буквой е)

- А какую букву написали?         ( букву  и )

5   Поиск других слов, называющих предметы, с окончаниями-

      нарушителями.      

     Групповая работа.

  -  Ребята, может быть, слово Россия единственный нарушитель закона

     письма, как вы считаете?  ( нужно поработать с другими словами)

  - Тогда поработайте в группе со словосочетаниями:

                          служить в армии, учиться в гимназии,    

     и проверьте, нарушают ли они закон письма?

       Запись имеет такой вид: служить в арми и         ЗП

                                                  служить в земл е)

                                             учиться в гимнази и         ЗП

                                                  (учиться в земл е )

  - К какому выводу вы пришли?   ( слово Россия не единственный наруши-

    тель, данные слова тоже нарушили закон письма )

6   Поиск особенностей слов, окончания которых нарушают закон

     письма:

     а)  анализ звукового состава основ;

     - Мы обнаружили с вами несколько слов-нарушителей закона письма.

        И наша задача сейчас - выяснить тайну этих слов, узнать, почему они

        нарушают закон письма, в чём причина. Ведь нарушителей надо знать

        в лицо, чтобы грамотно писать такие слова.

    -  Где же кроется тайна слов, где её искать?  ( в звуковом составе)

       Групповая работа

    -  В группе запишите слова Россия, армия, гимназия звуками и вниматель-

       но проанализируйте звуковой состав, найдите эту тайну слов

         Запись имеет такой вид:  

                                    /

                      [ рас’ ий’ а ]

                         /

                      [ арм’ ий’ а ]

                               /

               [ г’имназ’ ий’ а ]

      Общеклассное обсуждение и вывод: у слов-нарушителей основа окан-

      чивается на звукосочетание   [ ий’]

        б) анализ слов разного рода;

            - Ребята, а что объединяет слова Россия, армия, гимназия?  (ж.р.)

 

-  Так может нарушители закона письма-это только слова ж.р. , а в м.р. и ср.р.

    их нет? (давайте проверим м.р. и ср.р.)

-  Проверьте словосочетания: отдых в санатории, ремонт в здании

     Запись выглядит так:  отдых в санатори и              ЗП      м.р.

                                                  (отдых в стол е)

                                                ремонт в здани и              ЗП      ср.р

                                                 ( ремонт в окн е )  

    - Какой делаем вывод?  (по закону <э > надо обозначить буквой е, а пишем

       букву и. Нарушители  есть в каждом роде)

             в) особенности правописания слов

   -  К каких же словах , называющих предметы , происходит нарушение

      закона письма в окончании: вместо Е пишется И?

        ( нарушение происходит в словах, основа которых оканчивается

          сочетанием звуков  [ИЙ'] )

7   Формулирование специального правила. Общеклассное обсуждение.

     - Запишите слова – нарушители в И.п. ед.ч.

               И.п.  Россия

                          армия

                     гимназия

                   санаторий

                         здание

     -  А нельзя ли узнать слова-нарушители не по звукосочетанию  [ИЙ’], а

        по тому, как они пишутся в И.п. ед.ч.? На что оканчиваются эти слова?

        ( они оканчиваются на  -ия,  -ий,  -ие )

     - Зафиксируем  этот  вывод  в модели  

                                                   

                                  [ ИЙ’]   < Э >             И  

                  |_____________|   |_____                

                                   

                                     ИЙ

                         И.п.     ИЯ

                                     ИЕ

8. Закрепление изученного. Работа по учебнику (с.6,7 чтение выводов

    о словах нарушителях)

9. Экспресс-диагностика.

    - Запишите под диктовку несколько словосочетаний с орфограммами

      падежных окончаний, но будьте внимательны, т.к. могут встретиться

      нарушители закона письма

    идти по аллее, отдыхать в Индии, стоять в карауле, лекция в планетарии,

    скакать на лошади, в красивом гербарии, не чувствовать боли, быть на

    собрании.

10  Подведение итогов урока.

      -  Что было главным на уроке?

      -  Что узнали? Чему научились?

      -  Оцените свою работу на уроке.

   

                 

  \

         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Рабочая программа по математике во 2 классе программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа (система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова) по математике 2 класс: пояснительная записка, УУД, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение....

Урок математики 1 класс Программа Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Конспект урока математики. Система Д.Б.Давыдова-В.В.Эльконина. Урок постановки и решения учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку, 1 класс, программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Разработка урока по русскому языку, 1 класс, по теме "Работа согласных и гласных букв. Обобщение." учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой...

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.

Конспект урока математики 4 класс (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)Тема. Анализ средств для самоконтроля при составлении краткой записи и решении задач.Тип урока. Урок рефлексии.Цель. Форми...