Формирование учебной деятельности
проект по математике по теме

Букина Надежда Николаевна

Учебная деятельность: содержание, структура, развитие.

Формирование учебной деятельности в процессе апробации УМК

«Классическая начальная школа» по математике (автор Э.И. Александрова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

           Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества- экономической, социальной, политической, культурной, переход от одного общества- индустриального к другому- постиндустриальному, не могли не затронуть систему образования, определяющую интеллектуальный потенци-ал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Общество, в котором образованность становится подлинным капита-     лом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к  школам в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Способы усвоения учебного материала и подачи его педагогами тоже    быстро претерпевают значительные изменения.

Обучение в виде сообщения готовых знаний («Знаниевая парадигма»)   перестало удовлетворять общество, возникла проблема развивающего обу-  чения. Таким образом, выросла триада: «обучение, воспитание, развитие».   Сегодня эти процессы идут как бы параллельно, но в перспективе они, наверное, существенно сблизятся на основе обучения, которое, соответственно, должно стать принципиально иным. Ведь в конце концов и в обучении, и в воспитании и для обучающего, и для воспитуемого- это все равно учебная деятельность. Развитие личности также происходит в процес- се учебной деятельности. Это сближение обучения, воспитания, развития и   станет, очевидно, одним из отличительных признаков нового, инновацион-  ного образования, соответствующего постиндустриальному обществу.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Но, как показывает личная педагогическая практика, полноценной учебной деятельностью в школе обладает сравнительно небольшое количество детей. А не секрет, что человек много знающий, человек культурный, но ничего не умеющий делать, не может ничего дать ни обществу, ни самому себе. Только человек деятельностный является в полном смысле человеком.

Поэтому учитель уже в начальных классах должен сформировать у  младших школьников потребность в учебной деятельности, развить способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Целью  данного Проекта является раскрытие значимости и актуальности новых подходов к организации  учебной деятельности: знания нельзя давать в готовом виде, можно лишь создавать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

Для реализации данной цели, учитывая требования новых Стандартов образования, учителю необходимо прежде всего научиться ориентироваться в широком спектре современных программ, идей и направлений, опирающихся на деятельностный подход в обучении.

Работа над  данным Проектом предполагает решить ряд задач:

  1. рассмотреть научные теории, разрабатывающие проблемы связи обу- чения и развития детей, в основе которых лежат понятия учебной дея-  тельности и ее субъекта;
  2. раскрыть содержание, структуру и развитие учебной деятельности;
  3. показать на примере работы по УМК «Классическая начальная школа» по математике (автор Э.И.Александрова) актуальность и эффективность использования  деятельностного подхода в образовательном процессе в рамках ФГОС второго поколения.

Ход  реализации Проекта осуществлялся на базе апробации УМК «Классическая начальная школа» в МБОУ СОШ №24 Ногинского района М.О. мною -  учителем начальных классов Букиной Н.Н., что позволило найти еще одно экспериментальное решение проблем в развивающейся теории учебной деятельности и показать, что данное преподавание удовлетворяет основным требованиям новых стандартов образования.

2. Основная часть.

2. 1. Теоретическое обоснование.

           В настоящее время на волне инновационного движения Российское начальное образование постепенно приобретает развивающий характер. Это радующее начало его гуманизации, но путь до ее настоящей реализации долгий. Чтобы облегчить прохождение этого пути, следует создавать ему научное обеспечение. Это означает использование развернутых теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей, в основе которых лежат понятия учебной деятельности и ее субъекта.

Именно такие теории длительное время разрабатывает научно-практический коллектив, созданный в конце 50-х годов проф. Д.Б.Элькониным. Это теория периодизации психического развития в детском возрасте, теория двух типов обобщения и мышления, теория развивающего обучения, теория построения соответствующих учебников и методических пособий, теория учебной деятельности и ее субъекта, на которой остановимся подробнее.

Содержание учебной деятельности. Термин «учебная деятельность» относительно не нов в психологии и педагогике. В 20-30-х гг. ХХ века к идее деятельности вплотную подошел крупнейший психолог  Л.  Выготский; в начале 30-х и в 40-50-ые гг. деятельностный подход  развивал А. Леонтьев со своей группой, в которую входили Д. Эльконин, позже- В. Давыдов, П. Гальперин, А. Запорожец. С другой стороны, независимо от линии Выготского - Леонтьева, идею деятельности развивал С.Рубинштейн.

 Существует несколько трактовок этого понятия. Д.Б.Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте». Мотивом учебной деятельности в смысле Д.Б.Эльконина может быть только учебно – познавательный мотив, направленный на «овладение обращенными способами действий в сфере научных понятий». В этом принципиальное отличие учебной деятельности от любой другой.

Высказанную Д.Б.Элькониным гипотезу необходимо было доказать. И вот в конце 50-х гг. началось длительное, сложное, экспериментальное исследование по формированию у учащихся учебной деятельности под руководством  Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.  

В результате разработанной теории было доказано, что организация обучения, построенного по теоретическому типу, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение является развивающим. А развивающее обучение есть развитие субъекта. По единственному критерию – является ли ребенок в процессе обучения субъектом, можно судить о виде обучения. Если да – это развивающее обучение, если он является обучаемым объектом – это не развивающее обучение. Развивающее обучение имеет место, когда партнером учителя является не ученик, а учащийся. Это «ся» в своей первозданной функции – учащий себя. Не учитель учит ученика, а ученик – сам себя. А миссия учителя заключается только в одном – помочь ему учить себя.  

Исследования, проведенные Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, показали, что возможности младших школьников в усвоении научно-теоретических знаний недооценивались, что такие знания им вполне доступны. Поэтому основным содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления. Систематическое осуществление учебной деятельности (УД) способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.        

Структура учебной деятельности. По мнению Д.Б.Эльконина в структуру УД входят: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения.

В.В.Давыдов считал, что в структуру УД входят: учебные ситуации (задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.

Принятие школьниками учебных задач «для себя» и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения и превращением ребенка в субъекта деятельности. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. Не менее важное значение имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки: контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Возрастные особенности формирования УД. В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Чтобы у младших школьников сформировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи. Постоянное осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Уже в 1 классе в содержание УД  необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя.

На протяжении всего начального образования в условиях полноценной   и развернутой УД  она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщенные учебно-познавательные мотивы, что свидетельствует о формировании самой потребности в УД. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

На современном этапе перехода от парадигмы знаний, умений, навыков к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования данная теория чрезвычайно актуальна и является одной из методологических основ разработки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. В соответствии со Стандартом «осуществляется формирование основ умения учиться и способ-   ности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». (п.1. 8).

2.2. Описание практической части.

Именно такие задачи призвана решать новая программа по математике в комплекте «Классическая начальная школа», обладающая достоинствами системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, опирающаяся на деятельностный подход в обучении, разработанная Эльвирой Ивановной Александровой, и по которой я экспериментально работаю третий год в школе. (Приложение 1).

Классической программа является в том смысле, что, во-первых, непреходящей ценностью в ней является ребенок, во-вторых, программа опирается на труды классиков – психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.,  а в-третьих, она ориентируется на исторический подход при изучении основного математического понятия – понятия числа.

Личный опыт показал, что факторами, определяющими эффективность работы по данной программе, являются:

  1. особенности математического содержания и логика построения курса, позволяющие формировать учебную деятельность;
  2. использование квазиисследовательского метода в обучении;
  3. организация коллективно-распределенных форм деятельности;
  4. система отношений детей между собой и со взрослыми –учителями и родителями.  

 Теоретические знания – понятия величины и числа на уроках с 1 класса  мною вводились через конкретно-практические задачи, решение которых требовало подбора предметов, обладающих изучаемым свойством, а затем,

если речь шла о величине, измерения ее соответствующей меркой. Результатом измерения всякий раз являлось число. Процесс измерения и его результат мы с ребятами описывали с помощью графических моделей (схем), в частности числового луча и числовой прямой. (Приложения 2,3).

Результатом успеха в усвоении изучаемых понятий стали практические действия детей, развившие моторику и позволившие ребенку ощупать тот или иной предмет, изготовить его совместно с другими детьми или со взрослыми.

Сравнение, сложение и вычитание величин и чисел, которые их характеризуют, с опорой на числовую прямую служат общим основанием к конструированию арифметических действий с любыми числами. (Приложение 4).

Характер заданий, их построение и подбор основаны в данном курсе на принципе составления обратной задачи по отношению к данной. Использование таких заданий позволили не только учить детей думать, развивать интуицию, воображение, но и включить эмоции, ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотворчества и соразмышления. (Приложение 5).

Предлагаемое математическое содержание позволяет учителю организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, которая по своей сути является коллективно-распределенной. На уроках я часто использую учебный диалог, который  развивает речь детей; одну и ту же задачу  предлагаю решить разным группам учащихся,  что позволяет сопос- тавлять и критически оценивать свою работу, рождает у детей взаимный  

 интерес к работе друг друга. С первых дней изучения математики ребята в

 моем классе выполняют практические задания, работают руками, овладевают способами сравнения окружающих их предметов: прикладывают один предмет к другому, перекраивают фигуры, переливают, пересыпают, ощупывают, т.е. опираются на все органы чувств.

Особый интерес у детей вызывают задания на «зашифрованное» графическое изображение и описание формулой отношений между величинами. «Расшифровать» установленное отношение – это значит восстановить его в предметном действии, сопровождая словесным описанием. (Приложение 6).

Значительно упростили способ обучения решению задач и уравнений практические действия по нахождению  соотношений между «частями и целым», где сложение рассматривается как действие по нахождению целого по его частям, а вычитание - как обратное действие по нахождению части. (Приложение 7).

Подход к решению текстовых задач в данном курсе состоит в том, что: 1) текстовая задача есть словесное описание величин и отношений между ними, характеризующее некую ситуацию; 2) решить задачу – это значит установить способ нахождения результата, затем подумать над тем, как его вычислить; 3) необходимо научить детей представлять наглядно все связи и  отношения между величинами, о которых идет речь в задаче, в виде графической схемы (модели); 4) по схеме ученик может воспроизвести не только условие данной задачи, но и составить уравнение или выражение для решения всего множества аналогичных задач. В этом случае текстовая задача становится мощным средством формирования умения описывать реальные ситуации, явления и процессы в форме математической модели и важнейшим средством развития учебной деятельности. (Приложение 8).

Методика обучения действиям с многозначными числами также опи-

рается на использование моделей для обнаружения основного принципа выполнения любого арифметического действия – принципа поразрядности. Это значительно облегчает формирование прочных вычислительных навыков, так как не требует от ребенка постоянной перестройки и запоминания способов, отличающих одни вычисления от других. (Приложение 9).

Смысл умножения  раскрывается через практические действия детей. (Приложение 10). Учебный курс математики содержит много интересных заданий с «ловушками», которые заставляют детей задуматься, искать, повышают познавательный интерес, развивают учащихся. (Приложение 11).

В отличие от других учебников по математике, это «живой» учебник. Ребенок, обучающийся по нему, становится маленьким ученым, делающим математические «открытия». Теоретические понятия в нем раскрываются через практические действия детей.

Хочется отметить, что в классе, в котором я работаю, математика – любимый урок. Детям очень нравится находиться все время в поиске решений тех или иных задач, поставленных перед ними. А это, на мой взгляд, является самым главным показателем практического эффекта, достигнутого в результате апробации учебного комплекта, ориентированного на формирование учебной деятельности младших школьников. (Приложение 12).

Поэтому не побоюсь порекомендовать учителям реализовать эту программу в своей практике и при этом ориентироваться на три основных принципа, учитывающих психологические особенности и закономерности развития ребенка младшего школьного возраста:

  1. сначала нужно дать возможность детям самим (в паре, в группе или фронтально) выполнить предлагаемое задание, а затем обсудить способ его

выполнения с помощью методического приема, при котором учитель играет роль ученика, не умеющего выполнять такое задание;

  1.  для  индивидуального выполнения задания необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые дети выполняли в совместной работе. Этот методический прием называется «проверь себя»;
  2. после групповой, фронтальной и индивидуальной работы важно предложить детям придумать свое такое же задание, не разъясняя при этом, что значит «такое же», поскольку по тому, что ученики придумают, учитель поймет, выделили дети существенную сторону задания, т.е. его смысл, или нет. Затем можно предложить детям научить учителя выполнять такие же задания. Это самый высокий уровень рефлексии, который на первых порах доступен далеко не каждому ребенку, но если в классе есть дети с уже относительно развитым мышлением, то это будет способствовать еще более интенсивному развитию.

3.  Заключение.

Выводы по теоретической части: необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности -  возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

 Здесь хочется процитировать слова Л.Н.Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует актив-

ной поисковой деятельности.

 В учебной деятельности человек впервые открывается в себе как субъект, и впервые перед ним возникает задача изменения себя как субъекта. Учебная деятельность в этом смысле – очень существенный момент становления человека и как личности. Комплексная система работы всех участников образовательного процесса по формированию учебной деятельности может служить хорошим залогом для преодоления преград при усвоении новых знаний.

Современное общество хочет видеть в выпускниках школы человека, способного к самосовершенствованию, самообучению, поэтому задачей современной школы становится формирование образованной, совершенст- вующейся, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, творческой личности.

Выводы по практической части: УМК по математике Э.И.Александровой, сочетающий в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционной школы, помогает решать проблемы такого характера. Поэтому нет сомнений в актуальности использования его в образовательном процессе в рамках ФГОС второго поколения (данные учебники вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых  Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013  уч.  год).

В заключение хочу пожелать учителям успешного освоения нового учебно-методического комплекта и интересного, приятного общения с детьми в процессе совместной работы по формированию у них учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной деятельности учащихся на основе ИКТ

Использование ИКТ существенно влияет на формирование учебной деятельности учащихся, поэтому педагогу очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это и ес...

МОДЕЛИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста.  К ним относится неумение обобщать информацию, содержащу...

Программа "Текстовая задача как средство формирования учебной деятельности" (выдержки из методической работы) (

Представлена Программа обучения решению текстовых задач, ориентированная на формирование учебной деятельности, где выделены цели педагогической деятельности, этапы формирования общих умений решать зад...

Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"

Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...

Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.

По программе русского языка "Школа-2100"  автор учебника Бунеев Р.Н....

Система формирования учебной деятельности младших школьников.

Статья о том, как происходит формирование учебной деятельности у младших школьников....

Статья _Деятельность учителя по формированию учебной деятельности при внедрении ФГОС НОО

В данной статье рассмотрен вопрос формирования УУД у учащихся на примере урока постановки учебных задач по математике в 1 классе по теме "Объем. Измерение объемов" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыд...