Система формирования учебной деятельности младших школьников.
статья по теме

Статья о том, как происходит формирование учебной деятельности у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система формирования учебной деятельности

младших школьников. 

Введение

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития  ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.

Характеристика учебной деятельности

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения.

С момента поступления ребенка в школу учение становится для него ведущей деятельностью, во-первых, потому, что именно через учебную деятельность осуществляются основные отношения ребенка с обществом, и, во-вторых, именно в учебной деятельности осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Учебная деятельность целенаправленно и систематически регулируется и регламентируется требованиями извне, организуется учителем, который является руководителем этой деятельности.

Отличительные признаки УД

  • УД имеет своей целью такое преобразование опыта обучаемых, которое приводит к формированию их как субъектов данной деятельности
  • УД предполагает необходимость целенаправленной активной собственной деятельности обучающегося
  • УД может иметь место только при взаимодействии с педагогом

Согласно своей специфике учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и преобразующей функциями (развитие ребенка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями). Как один из видов деятельности, учение имеет единую для всех видов деятельности структуру. В ней могут быть выделены мотивационный, операционный и содержательный компоненты.

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения.

Учебное действие, как и другие действия, реализуется в процессе своего функционирования, что позволяет выделить три составные части учебного действия: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную.

Ориентировочная часть учебного действия — это анализ цели, объектов действия и выделение на этой основе условий его выполнения и операций, последовательное выполнение которых необходимо для получения правильного результата действия. Не менее важной является и исполнительная часть действия, предполагающая выполнение этих операций в конкретных условиях.

Контрольно-корректировочная часть действия обеспечивает проверку правильности его выполнения. В основе контроля за выполнением действия лежит сосредоточение внимания на выполнении этого действия, что позволяет судить о правильности выбора системы операций для выполнения данного конкретного действия.

Г. И. Вергелес выделяет следующие дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников:

— построение учебной деятельности на всех этапах обучения как модели трудовой;

— обеспечение единства содержательного, операционного и мотивационного компонентов в процессе формирования учебной деятельности;

— реализация внутрипредметных и межпредметных связей;

— развитие младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности как ее субъекта;

— реализация определенных дидактических условий, приемов в процессе формирования учебной деятельности.

Представляет интерес мысль автора о том, что учебная деятельность, для того чтобы осуществить свою основную функцию — готовить подрастающее поколение к труду, должна играть по отношению к труду взрослых моделирующую роль. В ней должны задаваться, моделироваться самые существенные, самые общие стороны трудовой деятельности, усваиваться моральные ценности и социальные нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности, формироваться качества личности, необходимые в условиях современного общества. Рассмотрение учебной деятельности в качестве трудовой обосновывается тем, что учебная деятельность, как и трудовая, является социально-нормативной. Кроме того, обе эти деятельности характеризуются общностью структуры, включающей такие этапы, как:

  • целеполагание,
  • изучение задачи,
  • планирование предстоящей деятельности и ее осуществление,
  • контроль и коррекция исполнительной части действия,
  • самооценка результата.

В учебной деятельности формируются также такие качества личности, которые необходимы в условиях современного производства: целенаправленность, организованность, ответственность, способность к самоконтролю и саморегуляции действий, самостоятельность, инициативность и т.д.

Г. И. Вергелес выделяет следующие дидактические условия, необходимые для формирования у школьников учебной деятельности:

— системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом;

— единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов;

— повышение степени самостоятельности младших школьников;

— единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности;

— целенаправленное изменение меры конкретного и общего в процессе овладения учащимися учебной деятельностью.

Этапы формирования УД:

1 этап

Задачи:

  • вызвать интерес к УД, желание овладеть УД
  • сформировать у учащихся представление об учебной задаче
  • показать значимость УД в жизни человека

2 этап

Задачи:

  • познакомить младших школьников со структурой УД
  • раскрыть значение каждого структурного компонента УД для её успешного осуществления

3, 4, 5 этапы

Задача: формирование каждого из структурных компонентов УД(анализ, принятие задачи, актуализация необходимых знаний, умений, способов деятельности и т.д.)

На 3 этапе – формирование должно осуществляться на конкретном содержании отдельных учебных предметов.

На 4 этапе – на основе установления внутрипредметных связей.

На 5 этапе – в процессе реализации межпредметных связей.

6, 7, 8 этапы

Задача: формирование УД во всей системе входящих в неё действий.

На 6 этапе – должно осуществляться формирование целостной структуры УД на конкретном содержании отдельных учебных предметов.

На 7 этапе – в процессе установления внутрипредметных связей.

На 8 этапе – на основе реализации межпредметных связей.

9 этап

Задача: функционирование целостной структуры УД в процессе её практического использования для решения как стандартных, так и нестандартных учебных задач разного предметного содержания.

Показатели сформированности УД:

  • целенаправленность
  • осознанность
  • обобщённость
  • плановость
  • устойчивость
  • степень самостоятельности
  • отношение к учебной деятельности

Заключение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, направленное, прежде всего, на формирование учебной деятельности, в том числе младших школьников.

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к улучшению результативности учебной деятельности.

Практика обучения детей предполагает одновременное формирование поведенческих, общих учебных действий и начальных логических операций, связанное с работой по решению образовательных задач обучения (усвоения программ учебных дисциплин).

В этой работе большое значение имеет особая организация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения, доброе и внимательное индивидуальное отношение к каждому ребенку со стороны учителя, установление контакта и взаимопонимания с семьей ребенка, формирование уважительных, дружеских отношений в коллективе одноклассников.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Вергелес  Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1989.
  3. Вергелес Г.И., Конева В.С., Семенова О.Н. Дидактика (опорные конспекты). Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования. – СПБ: ВВМ, 2010
  4. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. - М., 1982.
  5. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметность как новый вид учебной деятельности младшего школьника в рамках современной образовательной системы

Редко можно найти учителя, который не стремился бы “давать знания” детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят “брать” эти знания. Почему? Можно ли построить об...

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников

Система математических упражнений по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников...

Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы.

Формирование  учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы...

"Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью"

Статья: «Условия формирования учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью» К осуществлению деятельности умственно отсталых школьников побуждают мотивы, связанные ...

Формирование учебной деятельности младших школьников

Учебная деятельность всегда содержательна, поскольку она строится на основе необходимых для её осуществления знаний.При этом следует иметь ввиду, что содержательным компонентом учебной деятельности яв...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...