Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.
статья по теме

Вертьянова Светлана Витальевна

По программе русского языка "Школа-2100"  автор учебника Бунеев Р.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gorodskom_seminare.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.

Цель уроков русского языка в начальной школе:

  • Заложить основу грамотной личности;
  • Обеспечить языковые и речевое развитие;
  • Помочь детям осознать себя носителями родного русского языка.

 В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с умением читать, говорить и слушать.

        Для реализации этих задач по программе «Школа – 2100» созданы учебники, дидактический материал для учащихся, тетради для учащихся (рабочие и по чистописанию, тетради для проверочных работ и словарики)

        В курсе русского языка «Школа – 2100» заложено воспитание навыкрв самостоятельной работы и самоконтроля.

        Например, каждый раздел учебника заканчивается серией заданий и упражнений под заголовком «Это ты знаешь и умеешь»

Учащиеся могут самостоятельно повторять изученный материал и подготовиться к текущему контролю. Так же отдельные задания могут  использоваться учителем на уроке в качестве самостоятельной работы для проверки знаний.

        Проверочные работы по русскому языку проводятся в тетрадях на печатной основе, где обязательно присутствуют задания на проверку исключительно теоретических знаний учащихся (правил). На  рабочих уроках мы используем такую же систему проверки изученных правил. На карточках дети вписывают в предложения только основные термины, пропущенные понятия

Это позволяет проверить знания учащихся быстро и сразу у всего класс, а не у нескольких отдельных учеников. Даёт возможность выявить тех, кто не выполнил устную часть домашнего задания или не усвоил материал. Индивидуальная работа с этими детьми позволяет им избежать плохих результатов во время итоговой работы.

Для удобства в заучивании и понимании правил мы используем:

  • «опорные конспекты» (правило записывают пользуясь схемами, условными значками или даже рисунками)
  • при введении нового правила работа над ним идёт как над текстом (делим правило на смысловые части,  к каждой части задаём вопрос, получая таким образом план по вопросам)

Ребята имеют возможность выбирать тот способ запоминания правила, который им ближе.

С первого класс ученик и заводят блокнот, в который заносят  правила, различные алгоритмы, схемы, таблицы.

        На уроках русского языка проводится работа по формированию самооценки

Создаются «маршрутные листы» урока., где дети оценивают свою работу на каждом отдельном этапе урока и в конце подводят общий итог своей работы.

«Маршрутный лист» создаётся конкретно к уроку , соответствует  его структуре, теме. При этом они содержат постоянные «станции», например, «станция чистописания» или «станция словарная».

Такие «маршрутные листы» дети сохраняют и с их помощью могут увидеть динамику своей работы на некоторых этапах урока.

        Так же эффективно проводить  контроль и проверять умение учащихся воспроизводить нужную информацию позволяют тесты.

Тестовая  работа помогает проверить знания учащихся на отдельных этапах урока, как при закреплении пройденного материала, так и на уроках знакомства с новым материалом.

Тест даёт возможность поставить проблемный вопрос или объявить тему урока, если это тест+ шифровка: (каждый  правильный ответ соответствует букве, из которых потом складывается слово)

Этот вид работы повышает интерес учащихся, активизирует умственную активность, создаёт радостное рабочее настроение.

        Учебники  и дидактический материал по русскому языку программы «Школа-2100»содержат сложные задания с объёмными заданиями.

Для успешного их выполнения мы применяем приём «пошаговой» работы над заданием.

При этом реализуется дифференцированный подход. Более сильные ученики выполняют полный объём задания, менее сильные ученики выполняют задания выборочно.

Выполнение каждого «шага» обязательно фиксируется, например, зачёркиванием или отмечается галочкой. Это позволяет вырабатывать привычку внимательно читать задание.

        Конечно, нельзя забывать о развитии творческого потенциала учащихся.

При изучении нового словарного слова, детям предлагается «спрятать» слово в рисунке

Автобус

При изучении алфавита можно зашифровать слова:

  11 буква

 15 буква

17 буква

15 буква

3 буква

1 буква

        Одно из направлений работы на всех уроках русского языка – развитие речи.

В ходе лексической работы и анализа состава слова , работы с текстом обогащается словарный запас учащихся.

Развитие устной речи идёт в хорде работы с языковым материалом, чтением текстов.

Развитие связной письменной речи – написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений. На уроках развития речи можно использовать работу в группах. Например, при изучении темы: «Типы текстов»  каждая группа получает задание продолжить текст , используя конкретный тип  текста: т екст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование. Начало текста каждая группа получает одинаковое

        Для работы над красивым почерком мы используем трафарет. Разлинованный лист дети подкладывают под лист тетради. Это помогает детям следить за наклоном, шириной букв.

Положительными  результатами работы можно считать:

  • Обогащение словарного запаса детей;
  • Высокие результаты письменных работ. Устных ответов;
  • Овладение грамотной речью,
  • Умение применять теорию на практике.

Вертьянова Светлана Витальевна. Гимназия №205


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения

Организация учебной деятельности на уроках русского языка в условиях разновозрастного обучения...

Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...