«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»
статья по русскому языку по теме

Галина Анатольевна Бенько

Бубликация по теме  "Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами ИКТ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование учебной мотивации на уроках русского языка средствами информационно-коммуникационных технологий»

     Общей методологической базой проекта явились основные положения, раскрывающие сущность, содержание, структуру основных аспектов по проблеме теории мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская); психологичес кой теории деятельности (А.Н.Леонтьев); психологической теории учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных

методиках; научные работы по информационно–коммуникационным

технологиям: С.А.Зайцева, А.И.Гусева, А.Г.Ковалёва, А.А.Андреева.

     Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для

появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл формирования учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному. Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения учиться.

     К мотивам учения младших школьников относятся:

непосредственно – побуждающие (яркость, новизна, занимательность,

желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием); учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность); перспективно – побуждающиеся (ответственность, стремление хорошо окончить школу, хорошо работать).

     В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Исследуя отношения школьников к учению, А.К. Маркова[1] установила, что «мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребность и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы.)». При этом под мотивами учения отечественные психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться.

      Как считает И.П. Подласый, классифицировать мотивы, можно по

различным критериям.

По видам выделяют социальные и познавательные мотивы.

По уровням подразделяют: широкие социальные мотивы (долг,

ответственность, понимание социальной значимости учения); узкие социальные (получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд); мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли с позиции в классе); широкие познавательные мотивы проявляются как ориентация от самого процесса учения и его результатов; познавательная деятельность является его ведущей сферой его жизнедеятельности); учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

     П.М. Якобсон[2] выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения (Приложение 1):

1) мотивация, которая условно может быть названа отрицательной (укоры родителей, учителей и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

2) мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с

мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности.

Пути формирования учебной мотивации: 

*общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

*включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, коллективные формы работы);

*построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

*занимательность, необычное изложение нового материала;

*образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

*использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

*построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

*развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Большими дидактическими возможностями в этом плане, по моему мнению, обладают информационно-коммуникационные технологии, которые осуществляют не только информационную поддержку образовательного процесса, но и адаптируют его к познавательным потребностям и мотивам учения. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

ИКТ как средство повышения учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.

     К числу источников информации можно отнести базы данных и информационно - справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет.

Преимущества использования ИКТ на уроках русского языка:

построение открытой системы образования; индивидуализация учебного процесса; использование средств компьютерной графики и моделирования; рациональная организация познавательной деятельности школьников; формирование учебной мотивации, мышления учащихся; наглядное представление материала; эффективная проверка знаний; многообразие организационных форм.

Компьютерные программы содержат: большое количество учебных

текстов; иллюстрированный материал; анимацию рисунков, схем, графиков; видеоматериалы.

Компьютерные программы позволяют: учителю сосредоточится на изложении материала; повторно рассмотреть фрагмент; осуществить

обратную связь; организовать индивидуальный темп учащихся;

организовать игровые формы работы.

     Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) при закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие программы);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных, нетрадиционных уроков с применением технологии проектов.

Рассмотрим применение информационных технологий на разных этапах урока. (Приложение 2)

Начало урока.

Оно должно ориентировать учащихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть урока должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели- отдельные учебные действия.

На завершающей стадии необходимо обеспечить выход с положительным

опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

     Сейчас существует большое количество готовых разработанных ЦОР по разным предметам и классам, которые направлены на развитие и формирование учебной мотивации. Но не всегда в них можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и

учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с

ИКТ с учётом особенностей класса, программы. (Электронный ресурс)

     Вызвать у детей интерес к изучению русского языка и сформировать положительную мотивацию учения достаточно проблематично, но возможно. Для этого часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. (Приложение 3)

Программы MS Power Point способствуют глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализации учебного материала; повышению учебной мотивации школьников и закреплению интереса к изучаемому предмету; позволяют мне разнообразить формы представления учебного материала.

Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой. Использование интерактивной доски делает занятия интересными и развивающими мотивацию. Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь и сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников, а именно при работе над сообщениями, проектами.

Компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование даёт мне возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, работать над ошибками, что положительно влияет на учебную мотивацию.

     В своей работе я пользуюсь электронным учебным изданием по русскому языку «Наставник», включающий материал со 2 по 4 класс. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, значительно повышает качество обучения и повышает мотивацию учения; готовые программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе: «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия SHAPE MERGEFORMAT; энциклопедия «Кирилл и Мефодий», «Улица Сезам», «Видеобукварь», «Весёлая грамматика», «Гарфилд. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление». Особое внимание уделяю продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия».


[1] Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение.

[2]  Якобсон, Павел Максимович.
Психология чувств и мотивации: изб психол. тр. /
Якобсон П.М.; Под ред. Е.М.Борисовой. - М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии" ; Воронеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование учебной деятельности на уроках русского языка.

По программе русского языка "Школа-2100"  автор учебника Бунеев Р.Н....

Картотека учебных заданий на уроках русского языка по формированию мыслительных процессов (технология ИСУПД).

В данном материале находятся учебные задания разного вида по формированию мыслительных процессов для использования на уроках русского языка в начальной школе....

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"

Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка  средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...