Главные вкладки

    Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
    методическая разработка по математике (1 класс) по теме

    Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chislovoy_otrezok.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 455

    с углублённым изучением английского языка

    Колпинского района города Санкт-Петербурга

     

    Методическая разработка урока математики

    (Образовательная система «Школа 2100»)

    1 класс

    Тема «Числовой отрезок»          

                                        Учитель начальных классов

    Семенистик Людмила Владимировна

    Тип урока: введение нового знания.

    Педагогические задачи:

    1.Познакомить с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел.

    2.Учить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу.

    3.Закрепить навыки счёта в пределах 4.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные:

    1. умеют присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу;
    2. умеют считать в пределах 4.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД:

    1. определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    2. высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    Познавательные УУД:

    1. добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Коммуникативные УУД:

    1. умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
    2. совместно с одноклассниками и учителем договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.

    Личностные:

    1. демонстрируют положительное отношение к школе, к изучению математики;
    2. имеют первоначальные представления о знании и незнании;
    3. понимают ценность дружбы и взаимопомощи.

    Оборудование:

    для учителя:

    мелодия песен «Вместе весело шагать», «Дорогою добра» (караоке);

    телеграмма;

    замок Числоеда;

    набор карточек с моделями чисел от 1 до 10;

    состав числа 4;

    плакат с цифрами от 1 до 10;

    карточки с выражениями на башнях замка: жёлтая – 2+1, зелёная – 3+1, красная – 1+1+1+1;

    единичный отрезок – мерка;

    тема «Числовой отрезок»;

    лента цифр;

    герои: Вова, Катя, Лена, Петя;

    карточки разного цвета: жёлтый, зелёный, фиолетовый, красный;

    карточки с числами от 1 до 4, с обратной стороны написаны слова: Друзья, познаются, в, беде;

    для учащихся:

    касса цифр;

    наборное полотно;

    линейка;

    лепестки разного цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый.

    Ход урока:

    1. Эмоциональный настрой на урок.

    Настроем себя на работу. Споём песню.

    Звучит мелодия детской песни «Вместе весело шагать» (караоке). Дети поют.

    А теперь скажите в свой адрес про себя добрые слова.

    Потрите ладошки и передайте через них тепло и добро своим одноклассникам (дети соединяют ладошки друг с другом).

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    А сейчас проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке:

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Начинаем мы опять

    Решать, отгадывать, смекать.

    Пожелаем всем удачи –

    За работу, в добрый час!

    III. Актуализация знаний.

    Сегодня рано утром нам в класс принесли телеграмму из страны Математики. Читаю:

    Дорогие ученики 1 – А класса.

    Змей - волшебник Числоед заточил в заколдованном замке ваших друзей - помощников: Вову, Петю, Катю и Лену. Спасите! Освободите их!

    Жители страны Математики

    – Освободим наших друзей - помощников?

    Отправляемся в путь.

    1.  Физкультминутка:

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зелёным лугом.

    Крылья пёстрые мелькают,

    Птицы разные летают.

    Раз, два, три, четыре,

    Полетели, закружились.

    1.  Счёт до 10 и обратно.

    Увидели замок. Он находится на вершине горы. Туда ведут ступеньки.

     

    – Можем ли мы по ним подняться? (Нет)

    – Почему? (Ступеньки перепутаны)

    Найдите ошибку и исправьте. Объясните своё решение.

    – Что можете рассказать о числе 4?

    Пройдём по ступеням вперёд, назад и снова вперёд.

    – Что мы повторили?

    Молодцы! Дошли до ворот замка.

    3) Письмо изученных цифр (1 - 4).

    Но ворота замка закрыты. Откроются в том случае, если те числа, которые мы уже изучили, запишем знаками.

    – Что это за знаки? (Цифры)

    – Какие числа можем уже записать цифрами? (1, 2, 3, 4)

    Открываем рабочую тетрадь с.25 урок 26 №1 и читаем задание.

    – Что надо сделать? (Найти закономерность и продолжить ряд)

    – Что важно помнить при написании цифр?

    Будьте очень внимательны при выполнении задания.

    Учащиеся выполняют задание.

    Проверяем.

    – Что повторили?

    Оцените свою работу на отрезке или смайликом.

    Молодцы! Справились с заданием. Ворота замка открываются.

    1.  Игра «Найди лишнее выражение».

    Числоед спрятал ребят в одной из башен замка.

    – Сколько видим башен? (3)

    Нам надо узнать, в какой из башен находятся наши друзья - помощники.

    Задание: прочитайте выражения, которые записаны на башнях замка, и найдите лишнее.

    Выражения на башнях замка: жёлтая 2+1; зелёная 3+1; красная 1+1+1+1.

    Проверка. ишнее 2+1 – значение = 3, а у остальных 4; 1+1+1+1 – так как складываются четыре слагаемых, а у остальных выражений – два)

    – Что повторили?

    5) Решение задач. Работа в парах.

    – В какой из башен жёлтой или красной наши друзья, Числоед нам покажет, если мы выполним его задание: решим задачи.

    Я читаю задачи, а вы, обсуждая с соседом, решение и ответ показываете на наборном полотне.

    а) Два мяча у Пети. Два мяча у Кати.

        Два мяча да два. Малыш!

        Сколько их? Сообразишь?

    – Что находим целое или часть? Каким действием находим целое?

    – Что складываем (объединяем)? (Части)

    б) Четыре сороки пришли на уроки.

        Одна из сорок не знала урок.

        Сколько прилежно трудилось сорок?

    – Что находим целое или часть? Каким действием находим часть?

    – Что вычитаем?

    – Что повторили?

    – Чему равны целые в этих двух равенствах? (4)

    – В какой башне наши друзья-помощники? (В красной – 1+1+1+1)

    – Как догадались?

    Дверь в башню закрыта. Попробуем заглянуть в окно.

    6) Физкультминутка.

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – тихо сесть.

    IV. Совместное «открытие» знаний.

    Дверь в башню откроется, если мы узнаем, чему равна высота башни.

    – Что для этого надо сделать? (Измерить)

    – С помощью чего будем измерять? (Мерки)

    Посмотрите на башню и найдите, где спрятана мерка.

    – Как с помощью мерки узнаем высоту башни? (Укладывать одну за другой)

    – Сколько мерок получилось? (4)

    – Когда укладывали одну мерку за другой, какая геометрическая фигура получилась? (Отрезок)

    – Посмотрите внимательно, какой отрезок? (Числовой)

    – Почему? (Рядом с меркой числа)

    – Одинаково ли расстояние между числами?

    – Почему? (Использовали одну и ту же мерку)

    – Что показывает каждое число? (Сколько раз укладывали мерку)

    – Как изменяются числа при движении вправо? (Увеличиваются на 1)

    – При движении влево? (Уменьшаются на 1)

    – Как вы считаете, с помощью числового отрезка можно быстро складывать и вычитать числа?

    V. Постановка учебной задачи.

    Откройте учебник на странице 52. Найдите вверху красную рамку.

    – Что изображено? Как догадались?

    – Что можно делать с помощью числового отрезка?

    – Какова тема сегодняшнего урока? (Числовой отрезок)

    – Что мы будем решать?

    – Как мы будем работать? (Индивидуально, в парах, в группах)

    – А главное? (Дружно)

    Дверь башни открылась, и мы увидели наших друзей-помощников. Очень обрадовались.

    VI. Первичное закрепление.

    1) Физкультминутка:

    Если нравится тебе, то делай так…

    (2 щелчка пальцами над головой)

    Если нравится тебе, то делай так…

    (2 хлопка в ладоши)

    Если нравится тебе, то делай так…

    (2 хлопка по коленям)

    Если нравится тебе, то делай так…

    (2 притопа ногами)

    Если нравится тебе, то и другим ты покажи…

    (всё повторить)

    Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

    2) Нахождение значения выражений.

    Числоед выпустит ребят из ворот замка, если они выполнят его задания.

    – Поможем им?

    Для этого надо выполнить задание в учебнике: с.52 №1.

    Учащиеся читают задание.

    – От какого числа начинаем движение?

    – Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?

    – К какому числу пришли? Как изменилось число? (Увеличилось на 1)

    – Какое равенство можем записать?

    Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.

    – От какого числа начинаем следующее движение?

    – Поставьте пальчик к этому числу. Двигаемся вправо или влево?

    – К какому числу пришли? Как изменилось число? (Уменьшилось на 1)

    – Какое равенство можем записать?

    Учащиеся записывают полученное равенство в тетрадь.

    Какой вывод можно сделать? (Если шагаем вправо, число увеличивается – это знак «+». Если шагаем влево, число уменьшается – это знак «–».)

    VII. Самостоятельное выполнение упражнений.

    1) Самостоятельная работа.

    А теперь ребятам надо выполнить следующее задание Числоеда: с.52 №2.

    Поможем?

    Учащиеся читают задание.

    – Есть ли вопросы по выполнению задания?

    Выполните его самостоятельно.

    Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради: с.25 №2.

    Проверка.

    Нарисуйте с помощью смайлика настроение, с которым вы выполняли задание.

    Прочитайте выражения с одинаковыми значениями.

    Прочитайте выражение с наименьшим значением.

    Прочитайте выражение с наибольшим значением.

    – Легко было находить значения выражений по числовому отрезку?

    – Какой вывод сделали?

    Что повторили?

    2) Счёт с помощью числового отрезка – линейки.

    – С помощью числового отрезка можно складывать и вычитать только числа в пределах 4?

    С каждым разом, когда мы будем знакомиться с новыми числами, каким будет становиться наш числовой отрезок? (Длиннее)

    У каждого из вас на парте есть числовой отрезок. Покажите его. (Линейка)

    На линейке меркой является 1 см. Но эту единицу длины мы будем изучать позже.

    Потренируемся.

    Учитель читает выражения, а учащиеся с помощью линейки находят их значения и показывают на веере цифр.

    Выражения: 5 + 1, 8 + 1, 10 – 1, 12 – 1.

    – Какой вывод можно сделать?

    VIII. Повторение ранее изученного материала (тренировочные упражнения). Работа в группах.

    Со всеми заданиями мы справились. Числоед отпустил ребят из замка. Они говорят нам спасибо. Они хотят быстрее отправиться домой. В этом им помогут волшебные цветы, которые растут около ворот замка змея - волшебника. Но они просят нас им помочь.

    – Поможем ребятам?

    Для этого нужно выполнить задание: с.53 №5.

    Учащиеся читают задание.

    У каждого числа свой цвет. Подумайте, какие числа должны стоять в «окошках». Можно пользоваться числовым отрезком. Работаем в группах: первая группа находит число для фиолетового цвета, вторая – для жёлтого цвета, третья – для зелёного цвета, четвёртая – для красного цвета.

    Проверка.

    – Какие числа в «окошки» поставили? (3 – фиолетовый; 1 – жёлтый; 2 – зелёный; 4 – красный)

    – Что повторили?

    Поставим карточки с числами в порядке возрастания. Перевернём их. Прочитаем:

    – Это русская половица. В чём заключается её смысл?

    – Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Чему они нас учат?

    Наши друзья оказались дома.

    IX. Рефлексия.

    Молодцы, что выручили ребят из беды.

    – Выполнили ли мы поставленную перед нами на уроке цель?

    – С каким новым понятием познакомились на уроке?

    – Что можем сделать с помощью числового отрезка?

    – Что повторили на уроке?

    Оцените свою работу на уроке с помощью лепестков, которые у вас лежат на парте. Возьмите лепесток любого цвета, и составим из них один большой цветок.

    – Кто может сказать, какого цвета выбрал лепесток. Почему?

    Спасибо, ребята, за работу на уроке.

    В конце урока ученики поют песню «Дорогою добра» (караоке).

    Литература

    1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-ого класса в 3-х частях. Часть 2. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.52 - 53. (Образовательная система «Школа 2100»)

    2.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1 класс. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – с.25. (Образовательная система «Школа 2100»)

    беде.

    в

    познаются

    Друзья


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разработки уроков математики 2 класс

    1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

    Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

    Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

    Методическая разработка урока математики с интерактивным тестом и презентацией. 2 класс.

    Цель урока:подготовить учащихся к контрольной работе.Задачи к уроку :совершенствовать умения решать составные задачи; формировать вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и обобщать.Инструкц...

    Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

    Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

    Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"

    Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...

    Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

    В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...