Главные вкладки

    Математическое путешествие по Петербургу. ( 3 класс. программа Школа России)
    план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

    Попугаева Любовь Николаевна

      Материал этого урока можно использовать  во внеклассной работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon popugajevaln-peterburgskij-urok.doc626.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение 
    средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённым изучением                                
     немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

    195267, Санкт-Петербург, ул. Ушинского 21 литер А

     

    Материалы, представленные на

    Второй Городской Фестиваль учителей

    общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

    «ПЕТЕРБУРГСКИЙ УРОК»

     

    Номинация: «Лучший урок в начальной школе»

     

    Автор: Попугаева Любовь Николаевна

    учитель начальных классов

    рабочий телефон: 531-74-03


    Программа: «Школа России»                                                                                                             

    Тема урока: «Математическое  путешествие по  городу»

    Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний

    Урок в 3 классе (базовый уровень)

     

    Санкт-Петербург

    2012 год


     

    Оглавление

    1. Методическая разработка урока по теме «Математическое  путешествие по городу»

     

    1.1.           Цели и задачи урока …………………………………………………………

    3

    1.2.           Основное содержание…………………………………………………..........

    3

    1.3.           Основные представления и понятия ………………………………………..

    1.4.           Этапы урока………………………………………………………………….         

    3

    4

     

    1. Методические обеспечение урока и методическое аспекты организации урока

     

    2.1.     Методы и приемы учебной деятельности, их место в уроке…………….

    8

    2.2.           Дидактические материалы и средства обучения …………………………

    8

    2.3.           Оформление урока…………………………………………………………...

    8

    2.4.          Оборудование…………………………………………………………………

    9

    2.5.           Рекомендации по подготовке и проведению урока……………………….

     

    Использованная литература ……………………………………………………………

    9

     

    10

          Материалы на электронном носителе …………………………………………………  

    11

     

     

     

     

     

     


     

    I.                   Методическая разработка урока по теме «Математическое  путешествие  по  городу»

     

    1.1.  Цель и задачи урока

     


    Цель урока: повышение интереса учащихся к математике и истории Санкт-Петербурга (архитектуре города) через использование межпредметных связей.

    Задачи урока:

    ОБУЧАЮЩИЕ:

            Закрепление навыков и умений учащихся умножать  и  делить  двузначные  числа  на однозначные.

            Повторение табличных  случаев умножения; задач на разностное и кратное   сравнение.

            Повторение правил  порядка  математических действий.

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

            Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи учащихся,

            Развитие познавательной активности и умений анализировать и делать выводы.

    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

            Воспитание познавательного интереса и любознательности, любви  к  родному  городу.

            Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

     

    1.2.            Основное содержание

    Сравнение  зданий  по  высоте.

    Геометрические  формы в  архитектуре Санкт-Петербурга.

     

    1.3.            Основные представления и понятия

    Умножение  и деление суммы  на  число. Умножение  и  деление двузначного  числа  на  однозначное. Нахождение периметра  четырёхугольника. Окружность, деление  окружности  на  6 равных  частей. Задачи  на  разностное  и кратное  сравнение.

     

     

     

    1.4.            Этапы урока

    1.      Организованное начало урока. (1 минута)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Приветствует учащихся, напоминает, что должно лежать на партах.

    Проверяют наличие на столах учебников, тетрадей, перфокарт, циркуля, линейки.

    2.      Постановка  темы  и  задачи  урока. (5 минут)

    Наглядность урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    №1


    №2



    №3


    -  Решите выражения  по  группам                                             

    - Какими  правилами,  свойствами, законами пользовались? 

    Проверка. Результаты  учитель записывает на доске.

    - На какие  группы можно разделить  все  полученные  ответы?

                                                                                                                 

    - Замените ответы на буквы. 

    - Какое  слово  получилось?  

     

     

    - Сегодня  у нас  необычный  урок математики. Математическое путешествие  по  городу. 

    Решают выражение (устно).

     

     

     

    Двузначные и однозначные, четные и нечетные.

     Записывают слово ГОРОД.

     

     

    Дети вместе с учителем формулируют тему урока.

    3.       Работа по теме урока (25 минут)

    №4



    №5

    - Что  Вы  можете  сказать  об этом  числе?

    - В  каком  веке  началось  строительство города?

    - Найдите это число на  перфокарте и отметьте его.

    - Работа по ряду чисел:

    2   4     .     .

    - Найдите  закономерность и  получите  следующие два числа.

    - Последнее число в этом  ряду поможет  нам  попасть в красивое место нашего города. Как Вы думаете, куда?

     (Ростральные колонны)

    Четырёхзначное, нечётное.

    Год  начала строительства Санкт-Петербурга.

    Работают с перфокартой.

    Отмечают последнее число на перфокарте.

     

    Рассказывают о колоннах.

     

    - Наш  город очень  красивый. Его  называют  по-разному.  Как его называют?

    - Наш  город  необычен  ещё и тем, что стоит  на  островах.                                                                         

    - Как называется остров, на  котором началось строительство

    города?

    - На  скольких  островах  располагался  Санкт-Петербург?

    - Со  временем  при  прокладке улиц засыпали  реки, протоки  и ручьи. Сколько  островов  осталось? 

    - Каким действием вы  узнавали?   

     - Число,  которое обозначает количество   исчезнувших островов, отметить на перфокарте.                                                                                                                                                                        

    Музей под открытым небом, Город на Неве, Город мостов, Город белых ночей.

     

    Заячий остров.

     

     

    101

     

     

     

    42

    Вычитание.

    Отмечают  на  перфокарте.

     

    №6


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    №7



     

     

     

     

     

     

     

     

    №8



    - Разгадайте  ребус

    - Что  вы  знаете  о  нашей  реке? Да,  длина  Невы  почти  75 км,  а вот длина  реки  Карповки  на Петроградской стороне 5 км.  На сколько  Нева  длиннее Карповки?

     

    - Каким  действием  искали  ответ?

    - Какого  вида  эта  задача?

     

    - Поставьте  вопрос  так,  чтобы  вид  задачи  не  изменился, а решалась   она  действием  деления.

    - Полученные  два  числа  отметьте  на  перфокарте.

    -Соедините  точки,  какая  фигура  у  вас  получилась?

    - Есть  у  этого  пятиугольника  прямые  углы? Назовите пятиугольник. Измерьте  его  стороны  и  вычислите  периметр.

    - Может ли  быть  такое  здание,  иметь  такой  вид  сверху?

    - Когда  вы  вырастите,  кто-то из  вас станет  архитектором  и спроектирует  интересные,  необычные  здания.

    - Отгадайте загадку:

                 Мы  бьём  исправно

                  Каждый  час,

                  А  вы,  друзья,

                  Не  бейте  нас.    (куранты)

    - Что  такое  куранты? Где  в  нашем  городе  мы  можем  видеть куранты?

    - Решите задачу:

    Раньше  куранты Петропавловского  собора исполняли  мелодию государственного  гимна в  6ч ,  12ч,  18ч.,  24ч.  Через  какой интервал  времени  повторялась мелодия?

    - В  настоящее  время  часы-куранты  издают   музыкальный  сигнал через  каждую  четверть  часа.  Сколько  раз  в  течение  суток можно  услышать  мелодию?

    - Каким  приёмом   вычисления  пользовались? Объясните.

    - Какую  форму  имеет  циферблат?

    - Начертите  окружность   ч=2см

    Разделите  её  на   равных  частей.

    На  доске  циферблат с буквами (буквоблат).     Расшифруйте названия  двух  крупнейших  музеев  города:

    3    11   8   12    5    9   

    11   4   2   2   1   12   6     

    - Что  общего между  этими музеями?

    - Расскажите,  что Вы знаете  о  Русском  музее?

    Рассказывают  о Неве: длина около 75 км; начало берёт  в Ладожском озере, впадает  в Финский  залив; река  Нева судоходна.

    - Действием вычитания.

    - Задача  на сравнение.

    - Ставят вопрос:во  сколько  раз Нева  длиннее Карповки?

     

     

     

     

    Измеряют  и вычисляют.

     

     

     

     

     

     

     

    На Петропавловском соборе.

     

     

     

     

     

    Через  6 часов.

     

    1) 1ч-4 раза

    2) 4*24=96(р.)

    Умножение двузначного  на однозначное число.

     

    Чертят окружность и делят  её  с помощью циркуля  на 6 равных частей.

     Дети работают по вариантом.

    Расшифровывают слова:  Эрмитаж; Русский.

    - Находятся  во дворцах; музеи искусств.

    4. Самостоятельная  работа  (7  минут)

     

    Работа  по  карточке:

    1)  Задача: Обзорная  экскурсия  по  Эрмитажу  длится   часа,  а по Русскому  музею — 120  минут. Какая  экскурсия  длиться  дольше  и на  сколько?

    2)Вычислите  и  поставьте  числа  в  порядке  возрастания:

    (13+7)*5+1=

     8*9+25*2=

     100-(36:4*3)-1=

    Дети индивидуально решают задания.

    5.  Итог  урок (4 минуты)

    №9


    - Важна ли  наука  математика  в архитектуре города?

    - Рефлексия. Ребята заканчивают  фразу,  начатую  на  слайде:

    Сегодня  на  уроке  я  узнал....

    Сегодня  на  уроке  я  повторил..

    Я  могу  похвалить  себя  и  своих  одноклассников  за...

    Выставление  отметок

    - Встаньте  те,  у  кого  5 жетонов,   жетона.

    Самооценка:  Оцените  себя  улыбочкой,  кому  было  всё  понятно и  легко. Если Вы не довольные своей работой, то поставьте себе грустную рожицу. Спокойное выражение лица означает, что Вам было понятно на уроке, но не все.

     

     

    Дети высказывают свое мнение об уроке.

    6.  Домашнее  задание  (1минута)

     

    Составить  свою  задачу  на  сравнение,  на материале  истории города.

     

    Дети в дневниках записывают домашнее задание.

    7.      Организованный конец урока (1 минута)

     

    II.                Методическое  обеспечение  урока и  методические  аспекты  организации  урока

     

    2.1.           Методы и приемы учебной деятельности, их место в уроке

     

    Метод  стимулирования  учебно-познавательной  деятельности. Накопительная система  выставления  оценки  на  уроке: за  правильные ответы  учащиеся получают  жетоны,  которые  в  конце  урока  позволяют получить оценку.

    Частично-поисковый  метод (работа  по  ряду  чисел, поиск закономерностей; составление  слова  ГОРОД,  ребус,  работа  с циферблатом: расшифровка слов Эрмитаж,  Русский  музей).

     

    2.2.           Дидактические  материалы и средства обучения

     

    Электронные   образовательные  ресурсы (презентация в формате Power Point),  перфокарты,  карточки  с  заданиями  для самостоятельной работы, циферблат с буквами.

     

    2.3.           Оформление  урока

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

     

    2.4.           Оборудование

     

    Мультемедийный  проектор,  компьютер,  жетоны  для стимулирования  ответов учащихся.

     

    2.5.           Рекомендации  по  подготовке  и   проведению  урока

     

               Урок  целесообразно проводить  в рамках темы «Внетабличное умножение  и  деление»  (закрепление).  Перед  уроком  необходимо  приготовить: презентацию по  теме  урока (формат Power Point),  карточки  с  заданиями  для  самостоятельной работы,  перфокарты для  устного  счёта,  циферблат с буквами.

     

     

     

      

    Список литературы

     

    1. Мокрушина  О.А. Поурочные разработки  по  математике: 3 класс. Изд.: ООО Вако, 2011 г.

    2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская  тетрадь. СПб, 1996 г.

    3. Григорян Н.В. Задачи  для  петербургских школьников. СПб. Изд.: СМИО Пресс,   2003 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие в страну Геометрию.1 класс. Программа "Школа России"

    Уроки математики (геометрический материал) по программе "Школа России" построены в рамках системно-деятельностного подхода.  При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые ди...

    Интегрированный урок математики и технологии в 1 классе «Путешествие в страну «Геометрия» (Программа «Школа России»).

    На уроке  учащиеся закрепляли геометрический материал и знакомились с новой геометрической фигурой. В конце урока составили цветы из геометрических фигур....

    Конспект урока по математике на тему:"Закрепление письменного приема сложения и вычитания"(урок-путешествие)во 2 классе УМК "Школа России"

    Используется текст задачи, который позволяет воспитывать сознательное стремление к ведению здорового образа жизни....

    Рабочий лист по окружающему миру по теме "Как путешествует письмо?" , 1 класс, УМК "Школа России".

    Рабочий лист содержит задания по теме  "Как путешествует письмо?" , 1 класс, УМК "Школа России": восстановить путь письма от отправителя до адресата (работа с приложением),рас...

    Маршрутный лист для учащихся и учителя к уроку окружающего мира "Как путешествует письмо" 1 класс УМК "Школа России"

    На уроке окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России" дети изучают тему "Как путешествует письмо". В ходе просмотра презентации, беседы, рассуждения дети заполняеют маршрутный...

    Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...