Знакомство с числом и цифрой 0.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

 

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

 

 Задачи:

 

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

 

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

 

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении  и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

 

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

 

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_cifra_0.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

 Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении  и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

        Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: аудиторная доска с магнитной поверхностью,  таблица написания цифр, предметные картинки, карточки с цифрами; три квадрата: зеленый, желтый, красный – для рефлексии,  проектор, экран,  компьютер с установленным Flash-проигрывателем не ниже 8, мультимедийная презентация.

Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».

Поставленная цель каждого этапа        

Этапы урока        

                                                      Ход урока        

Деятельность детей

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.        

1.Орг. момент.        

- Громко прозвенел звонок –

   Начинается урок.

   Наши ушки на макушке,

   Глазки широко раскрыты –

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем!

- Проверка готовности детей к уроку. Слайд 1

- Приветствие гостей.        Проверка осанки.

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие внимания и памяти, подготовка к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух.

2. Устный счет.

- Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? Может, это вредно для здоровья? (Ответы детей.) . Слайд 2

- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.

а)-Посчитайте от 1 до 10 (1 ряд).

-Посчитайте от 10 до 1 (2 ряд).

-Посчитайте от 4 до 9 (3 ряд).

б)Приготовьте  веера цифр и покажите только ответ.

-число, следующее за числом 8;

-число, предыдущее числу 3;

-соседей числа 6.

в)Решение задач Слайд 3 Выбор действия-веер.

Солнышко-1 ряд

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (4-2=2) Слайд 4

Облако-2 ряд

На забор взлетел петух,

 Повстречал ещё там двух.

 Сколько стало петухов?(1+2=3) Слайд 5

Ромашка-3 ряд

На прогулку из яслей

 Вышли десять малышей.

 Пять из них на травку сели,

 Остальные – на качели.

 Сколько ребят сели на качели? (10-5=5) Слайд 6

г)- Игра «Заселим домик» (парная работа, слабоуспевающие учащиеся выполняют задание с помощью счетных палочек). Слайд 7

-Проверка.        

Подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.        

3. Введение в тему урока. Целеполагание  урока.

Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.

Повезло опять Егорке,

У реки он сел не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведёрка

Появился хитрый кот,

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт? Слайд 8

 Ничего не принесёт,  всё съест хитрый кот.)

2. Определение цели урока

- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)

- Как сказать по другому? (Ничего или ноль).

- Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.

– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

(Знакомство с числом и цифрой 0.) слайд 9

 А помогут нам в этом наши друзья - Смешарики

Формирование мотивации учения и обучения.

Реализация принципа деятельности.

        

4. Изучение нового материала.

        Работа по учебнику.

Найдите тему в учебнике и прочитайте.

  1. Задание Нюши. Слайд 10

– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)

– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)

Запись: 9 без 9 – это .      9 – 9 = . Слайд 11

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.

– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Слайд 12

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

 А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулем!

2. Работа в тетради. Письмо цифры 0

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

3. Минутка для глаз. Слайд 13

4.Задание  Кроша.Работа с фишками. На доске запись цифрами. Слайд 14

– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.)

– Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.) Слайд 15

Запись: 3 – 3 = 0.

Задание  Кар-Карыча

– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)

– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.) Слайд 16

Запись: 0 + 2 = 2. Слайд 17

 Задание 5 (с. 51).

– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.

– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.

– Сколько шагов от числа 4 до числа 0? (Четыре шага.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)

- Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.)

- Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)

Профилактика утомления        

6 .Физминутка        Слайд 18

-Настало время отдохнуть.

Первоклашки дружно встали,

И зверятами все стали.

Потоптались как слонята,

Повертелись как лисята,

Поскакали как зайчата.

Как жирафы потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Вперевалочку, как мышки

Дружно сели все за книжки.        

Задания способствуют формированию положительной мотивации учения, познавательной активности, активизируют учебную деятельность, создают комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышают эффективность урока.

7. Закрепление изученного материла.

Наступает время вопросов. Слайд 19

1. Задание 5 (с. 51).

– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.)

– Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».

Варианты вопросов:

а) На сколько кораблей больше, чем вертолетов? Слайд 20

б) На сколько машин больше,  чем вертолетов? Слайд 21

в) На сколько машин больше, чем кораблей? Слайд 22

2. Работа в печатной тетради

 

Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.

Поиск треугольников в фигуре. Слайд 23-24

 Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.

 Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.

 Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).

 Продолжение узора.

 Тренировка в написании изученных цифр.

8. Итог урока.        

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цифру научились писать?

- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

– Что обозначает число 0?

Формирование самооценки        

9. Рефлексия.        

На доске три разноцветных квадрата. У вас на партах – фишки. Возьмите и подойдите к  нужному квадрату.

Зеленый квадрат – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Синий – я могу работать лучше, у меня не все получалось на уроке. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с числом и цифрой О

Урок математики "Знакомство с числом и цифрой О" разработан в соответствии с ФГОС, проводится в 1 четверти по программе "Начальная школа ХХI века"....

Знакомство с числом и цифрой 0

Сценарий урока разработанный в соответсвии с ФГОС...

Методическая разработка. Знакомство с числом и цифрой 8

Методическая разработка по математике « Знакомство с числом и цифрой 8»Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ 147,учитель начальных классов УМК «Перспектива»Цели урока: 1) сформировать предс...

Методическая разработка урока математики на тему: "Знакомство с числом и цифрой 1"

В материале представлена методическая разработка урока математики в первом классе по теме: "Знакомство с числом и цифрой 1"...

Конспект урока по математике. Знакомство с числом и цифрой 0.

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по математике по теме "Знакомство с числом и цифрой 0."

Данный урок по математике предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уро...

Знакомство с числом и цифрой 4

Урок рекомендован учителям начальных классов, учителям- дефектологам...