Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему

Новикова Нина Николаевна

Календарно-тематическое планирование уроков математики по программе "Перспектива"  для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное планирование

к учебнику «Математика» автора  Л.Г. Петерсон

2 класс

4 ч в неделю, всего 136 ч

№ уроков по плану

Дата

Тема

Цели формирования

Умений (УУД)

Учебное оборудование

1

Повторение. Цепочки.

Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Бусы для ученика.

2

Повторение. Цепочки.

3

Точка. Прямая.

4

Точка. Прямая. Параллельные прямые.

5

Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Бусы демонстрационные.

6

Сложение двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа.

7

Сложение двузначных чисел вида  23 + 17.

8

Вычитание из круглых чисел.

9

Вычитание из круглых чисел  40 – 24.

Формировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

10

Натуральный ряд чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

11

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

12

Контрольная работа (40 минут).

13

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.

Формировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

14

Вычитание двузначных чисел  с переходом через разряд.

15

Вычитание двузначных чисел  с переходом через разряд.

16

Сложение и вычитание двузначных чисел.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

17

Сложение и вычитание двузначных чисел. Приемы устных вычислений

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

18

Сложение и вычитание двузначных чисел.

19

Контрольная комбинированная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

20

Комбинированный анализ контрольной работы и коррекция знаний уч-ся.

21

Сотня. Счет сотнями. Запись и название круглых сотен.

Формировать умение выполнять основные правила поведения ученика на уроке и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Сотенный квадрат».

22

Метр.

Проектор, мультимедийная презентация.

23

Взаимосвязь между единицами длины.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

24

Название и запись трехзначных чисел.

25

Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде десятков.

Формировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Тысяча».

26

Название и запись трехзначных чисел с нулем в разряде единиц

27

Название и запись трехзначных чисел.

Магнитный плакат «Тысяча».

28

Название и запись трехзначных чисел.

29

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Формировать умение проявлять активность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Проектор, мультимедийная презентация.

30

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

31

Сложение трехзначных чисел вида 237 + 16.

Проектор, мультимедийная презентация.

32

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд вида 176 + 145.

Проектор, мультимедийная презентация.

33

Закрепление по теме «Сложение трехзначных чисел».

Формировать умение применять правила работы в парах при совместной работе в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Тысяча».

34

Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение трехзначных чисел» (40 минут).

35

Вычитание трехзначных чисел вида 243 – 114.

Проектор, мультимедийная презентация.

36

Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.

Магнитный плакат «Тысяча».

37

Вычитание трехзначных чисел вида 300 – 156.

Формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Тысяча».

38

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

39

Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» (40 минут).

40

Сети линий. Пути.

41

Сети линий. Пути.

Формировать умение спокойно относиться к затруднениям в учебной деятельности, грамотно их фиксировать и опыт самооценки.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

42

Сети линий. Пути.

Проектор, мультимедийная презентация.

43

Закрепление по теме «Сети линий. Пути».

Проектор, мультимедийная презентация.

44

Пересечение геометрических фигур.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

45

Пересечение геометрических фигур.

Проектор, мультимедийная презентация.

46

Математика. 2-я часть.    Операции.

Формировать умение применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

47

Обратные операции.

Проектор, мультимедийная презентация.

48

Прямая. Луч. Отрезок.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

49

Программа действий. Алгоритм.

50

Программа действий. Алгоритм.

Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Проектор, мультимедийная презентация.

51

Длина ломаной. Периметр.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

52

Числовые и буквенные выражения.

53

Порядок действия в выражениях.

Проектор, мультимедийная презентация.

54

Порядок действия в выражениях.

Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

55

Программы с вопросами.

Проектор, мультимедийная презентация.

56

Программы с вопросами.

57

Виды алгоритмов.

58

Комбинированная контрольная работа по теме «Числовые и буквенные выражения. Порядок действий» (40 минут)

Формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

59

Анализ комбинированной контрольной работы.

60

Плоские поверхности.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

61

Угол. Прямой угол.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

62

Свойства сложения.

Формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Проектор, мультимедийная презентация.

63

Вычитание суммы из числа.

Проектор, мультимедийная презентация.

64

Вычитание числа из суммы.

65

Прямоугольник Квадрат.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

66

Закрепление по теме «Свойства сложения»7

Формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

67

Площадь фигур.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

68

Единицы площади.

69

Единицы площади. Прямоугольны параллелепипед

Проектор, мультимедийная презентация.

70

Комбинированная контрольная работа по теме «Свойства сложения. Площадь фигур» (40 минут)

Формировать мотивацию к выполнению домашнего задания, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

71

Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся.

72

Новые мерки и умножение.

Проектор, мультимедийная презентация.

73

Множители. Произведение.

74

Умножение.

Формировать мотивацию к выполнению домашнего задания, умение грамотно формулировать его цель и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

75

Площадь прямоугольника.

76

Переместительное свойство умножения.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

77

Умножение на 0 и 1.

78

Таблица умножения.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

79

Умножение числа 2. Умножение на 2.

80

Таблица умножения на 2

Магнитный плакат «Таблица умножения».

81

Деление.

82

Операция деление. Компоненты операции деления.

Формировать умение правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Проектор, мультимедийная презентация.

83

Деление с 0 и 1.

84

Четные и нечетные числа.

85

Свойства умножения и деления.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

86

Контрольная комбинированная работа по теме «Таблица умножения» (40 минут)

Формировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

87

Анализ контрольной работы и коррекция знаний

88

Таблица умножения и деления на 3

Магнитный плакат «Таблица умножения».

89

Виды углов.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

90

Закрепление по теме «Вычисление площади и стороны прямоугольника»

Формировать умение обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

91

Уравнения вида  x  b = c

Проектор, мультимедийная презентация.

92

Уравнения вида  а : x = c

93

Уравнения вида  x : b = c

94

Урок закрепления по теме «Уравнения»

Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

95

Таблица умножения и деления на 4

Магнитный плакат «Таблица умножения».

96

Увеличение и уменьшение в несколько раз.

97

Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз.

Проектор, мультимедийная презентация.

98

Закрепление по теме «Решение задач на увеличение, уменьшение в несколько раз»

Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

99

Таблица умножения и деления на 5

Магнитный плакат «Таблица умножения».

100

Порядок действий в выражениях без скобок

101

Комбинированная контрольная работа по теме «Таблица умножения на 4 и на 5» (40 минут)

102

Делители и кратные

Формировать умение формулировать причину затруднения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

103

Таблица умножения и деления на 6.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

104

Порядок действий в выражениях со скобками

105

Урок закрепления по теме «Таблица умножения и деления на 2–6»

106

Таблица умножения и деления на 7

Магнитный плакат «Таблица умножения».

107

Урок закрепления по теме «Таблица умножения и деления на 2–7»

108

Кратное сравнение

Формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

109

Таблица умножения и деления на 8, 9.

Магнитный плакат «Таблица умножения».

110

Окружность.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

111

Окружность.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

112

Умножение и деление на 10 и 100.

Формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

113

Умножение и деление на 10 и 100.

114

Комбинированная контрольная работа по теме «Таблица умножения» (40 минут)

115

Объем фигуры.

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

116

Тысяча

Формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Магнитный плакат «Тысяча».

117

Свойства умножения

118

Умножение круглых чисел

Магнитный плакат «Таблица умножения».

119

Деление круглых чисел

120

Умножение суммы на число

Формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

121

Свойства сложения и умножения

Магнитный плакат «Тысяча».

122

Комбинированная контрольная работа по теме «Свойства умножения»

123

Единицы длины. Миллиметр

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

124

Деление суммы на число.

Формировать умение проявлять доброжелательность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

125

Повторение и закрепление по теме «Внетабличное умножение и деление».

Проектор, мультимедийная презентация.

126

Случаи внетабличного умножения и деления

127

Единицы длины. Километр

Использование коллекции цифровых образовательных ресурсов.

128

Деление с остатком.

Формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

129

Деление с остатком

130

Административная контрольная работа за год.

131

Дерево возможностей. Повторение по теме «Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам»

Проектор, мультимедийная презентация.

132

Дерево возможностей. Повторение по теме «Свойства сложения и умножения»

133

Итоговая комбинированная контрольная работа за год (40 минут)

134-136

Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике для 2 класса

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Автор: Петерсон Л. Г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель: 

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.

Задачи: 

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика учебной дисциплины «Математика» 

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода;
  • системного подхода к отбору содержания;

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.

Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
  3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
  4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
  5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
  8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Ведущие формы и методы, технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы
дидактических принципов деятельностного метода обучения:

Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

  1. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  2. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  3. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  4. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  5. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основные содержательно-методические линии учебной дисциплины

«Математика» 2 класса

Числовая линия

Логическая линия

Алгебраическая линия

Линия анализа данных

Геометрическая линия

Линия текстовых задач.

Функциональная линия

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.
В том числе:

  • плановых контрольных работ - 9 ч;
  • административных контрольных работ - 2 ч.

Лицейский компонент: 34 часа математической логики (в тематическом планировании выделены жирным шрифтом)

Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Математика» 

Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Результаты освоения учебной дисциплины «Математика»

Содержание курса математики обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты.

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  • Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.
  • Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты. 

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Содержание учебной дисциплины «Математика» 2 класса

136 часов (4 часа в неделю) и 34 часа математической логики, всего 170 часов

Числа и арифметические действия с ними (60 ч)

Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел « в столбик». Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание « круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).

Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.

Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления. Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления.

Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные.

Частные случаи умножения и деления с 0 и 1.

Невозможность деления на 0.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них).

Переместительное свойство умножения.

Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел.

Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них).

Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком.

Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Работа с текстовыми задачами (28 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения.

Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения « больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи.

Задачи на нахождение « задуманного числа».

Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000.

Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (20 ч)

Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые.. Периметр многоугольника. Ломаная, длина ломаной.

Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые.

Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур.

Единицы длины: миллиметр, километр.

Периметр прямоугольника и квадрата.

Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.

Величины и зависимости между ними (6 ч)

Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонента и результатами умножения и деления.

Формула площади прямоугольника: S = a · b.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a × b) × c.

Алгебраические представления (10 ч)

Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а · b = с, b · а = с, с : а = b, с : b = a.

Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а · 1 = 1 · а = а; а · 0 = 0 · а = 0; а : 1 = а; 0 ·: а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью

буквенных формул: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а · b = b · а − переместительное свойство умножения, (а · b) · с = а · (b · с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) · с = а · с + b · с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др.

Уравнения вида а · х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.

Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра.

Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида « верно/неверно, что ...» , « не» , « если ..., то ...» .

Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (10 ч)

Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.

Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.

Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.

Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу.

Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей.

Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление « Задачника класса» .

Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.

Портфолио ученика 2 класса.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

К учебнику «Математика» автора Л.Г. Петерсон

Использование форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения по математике

(Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14-15)

Текущий контроль по математике может осуществлять как в письменной форме, так и в устной форме. Проверка только одного определенного умения (например, сравнение многозначных чисел, умение находить площадь прямоугольника).

Тематический контроль по математике проверяется в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы (приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (она содержит арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и т.д.).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Математика»

Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Список литературы для учителя.

  1. Программа «Учись учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Автор Петерсон Л. Г., издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
  2. Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...», издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007 
  3. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» Математика: 2 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» . Под ред. Л.Г. Петерсон. издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2005 
  4. Методические рекомендации. Математика 2 класс Методические рекомендации для учителей. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
  5. Устные упражнения на уроках математики (2 класс). (Авторы: Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Методическое пособие. М.: «Школа 2000», 2007)
  6. Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
  7. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 2 класс. (1DVD)
  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) 
  9. Подготовка к математической олимпиаде, 2-4 классы (Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, издательство М.:«Айрис-пресс», 2007)
  10. Нестандартные задачи по математике (Автор Керова Г.В., издательство М.,«Вако»,2008)
  11. Математика. Внеклассная работа (Авторы: Веденина В.П., Федотова В.А., издательство М.,«Дрофа»,2010)

Список литературы для учащихся.

  1. Учебник «Математика 2 класс. В 3 частях. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
  2. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 2. В 2 частях (Авторы Петерсон Л. Г., Невретдинова А. А., Поникарова Т. Ю., издательство «Баласс»,2011)

Планируемые результаты изучения учебной дисциплины «Математика»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения

Обучающие должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
  • знать таблицу умножения и деления однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
  • знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, километр;
  • формулы периметра квадрата и прямоугольника;
  • единицы измерения площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2;. 

Обучающие должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; 
  • выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000;
  • выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100;
  • применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  • решать простые задачи и задачи в два действия (по действиям и составления выражения);
  • решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
  • находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника) по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;
  • чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;
  • чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины их сторон. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Перспектива" 3 класс....

Разработка рабочей программы к урокам литературного чтения с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса

Календарно-тематическое планирование к урокам литературного чтения по программе "Перспектива"  для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам окружающего мира с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....

Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....

Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам математики по прграмме "Перспектива" для 3 класса....