Число и цифра 0.«Путешествие в математический лес со сказочными героями»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Кунаева Светлана Николаевна

 

- ввести число ноль  как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке,  научить писать цифру 0. Закреплять знание нумерации чисел первого десятка; закреплять случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого; формировать умение составлять рассказы по картинкам и соответствующие выражения к ним, формулировать вопрос;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  Математика

Класс: 1 класс

Учебная тема: «Путешествие в математический лес со сказочными героями» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Технологическая карта изучения темы

Тип урока

Урок открытие нового знания

Дидактическая цель

 Образовательные: - ввести число ноль  как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке,  научить писать цифру 0

– закреплять знание нумерации чисел первого десятка; закреплять случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого; формировать умение составлять рассказы по картинкам и соответствующие выражения к ним, формулировать вопрос;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Планируемые результаты

Предметные:

- читать числа от 1 до10 в прямом и обратном порядке,

- понимать смысл сложения и вычитания в пределах первого десятка;

- уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей;

- распознавать геометрические фигуры;

Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение 

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме, слушать и понимать речь других.

Основные понятия

 Число и  цифра 0, счет от 1 до10 в прямом и обратном порядке, сложения и вычитания в пределах первого десятка;  целое и его части.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр.32-33

- тетрадь

- математические бусы

- карточки с цифрами

- презентация к уроку «Путешествие в математический лес со сказочными животными»

- еженедельник для первоклассников (для самооценки)


- алгоритм самооценки.

Музыка: звуки  леса  (пение  птиц).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение.

                                                                                         

                                                   

Структура сценария урока.

1. Организационный  момент.

Учитель: Руки?                  Дети отвечают: На месте.        

               - Ноги?                                           - На месте.

               - Локти?                                          - У края.

                - Спина?                                         - Прямая.

          Беритесь, ребята, скорей за работу!

            Учитесь считать,

            Чтоб не сбиться со счёта!

        

2. Постановка  учебной  задачи (включается  музыка). Актуализация знаний.

   


Формируемые УУД: 1) коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; 2) регулятивные – уметь проговаривать последовательность действий на уроке; 3) познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; 4) личностные – интерес к учебному материалу.


Послушайте  пение  птиц, шелест  листьев. Кто  уже  догадался, куда  мы  сегодня отправимся? Правильно, я  приглашаю  вас  на  прогулку  в  лес. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.

Дети. Колобок.    Слайд 2

– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в «математический лес». Слайд 3   Вот план маршрута по которому должен идти колобок и животные с которыми он повстречается. У каждого из них будут свои задания.

У. Ребята, как вы думаете, в какое время года колобок отправился путешествовать?

     По каким признакам догадались?

У. Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.

У. Катится, катится Колобок по лесу и докатился до поляны «Устный счёт ». А главный на этой полянке  кто?  Заяц.
"Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя".
Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания.  Посмотрите  внимательно,  что  хотел записать  зайка?  
Слайд  4

3. Устный счёт ( повторение знаний о числах)


Формируемые УУД: 1) познавательные – использовать рисунки и простые символы как варианты математической записи; 2)  предметные – читать числа от 1 до 9 в прямом и обратном порядке; 3) коммуникативные – следить за действиями других учеников; 4) личностные – интерес к учебному материалу.


Д. Числовой ряд!        

У.  Получилось  у  него?    А  почему?

Д.  Пропустил  числа.

У.  Давайте  восстановим  числовой ряд!  

Д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 .Как идут числа в числовом ряду?  (в  числовом  ряду  числа  идут  по  порядку,  в  порядке  возрастания).  Слайд  5

У.Давайте возьмем математические бусы и на них посчитаем единицами  до 9 и обратно.  Теперь тройками до 9 и обратно. Назовите соседей числа 7  (6и8),  назовите число которое следует за числом 4,  за числом 8, назовите число, которое предшествует числу 5, числу  3.

- Дайте  характеристику  числа  6. (Число  6  стоит  на  шестом  месте  в  натуральном  ряду  чисел, 6  больше  пяти  на  1  и  меньше  семи  на  1, 6 – это  1  да  5, 2  да  4  и  т.д.).

- Ребята, какие  два  математических  действия  вы  знаете? (сложение  и  вычитание)

- А  какие  знаки  мы  используем  при  их  выполнении?  (+,  – )

 Подведение итогов: вы  замечательно  работали  с  числами. А  для  чего  мы  их  изучаем, зачем  нам  нужны  числа? (чтобы  считать, решать  примеры, обозначать  количество  предметов)

У. Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

4. Проблема. Открытие  детьми  нового  знания.


Формируемые УУД: 1) познавательные - уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы;   2) регулятивные – понимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; 3) коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме;  4) личностные – проявлять  интерес к учебному материалу.


У. Следующая станция, на которой задержали Колобка, – "Угадай-ка". И командует на ней Серый Волк.   Слайд  7
    Он готовится к зиме,  запасается витаминами, перебирает и сушит ягоды.

– И здесь ты должен выполнить мои задания, помочь мне, а иначе я тебя съем.

У.  А задание у волка такое. Нужно обозначить  цифрами  количество  ягод  на  веточках.

У. Поможем колобку?

-Сколько  ягод  на  первой  веточке? (1) Какой  цифрой  обозначим? (1)

-Сколько  ягод  на  второй  веточке? (9) Какой  цифрой  обозначим? (9)

и  т.д.

- Ребята, цифры  закончились, а  веточки  нет.  (Проблема  ?)

Сколько  ягод  на  этой  веточке? (нисколько) Какое  число  обозначает  это  количество? (0)

У. - Какую цель урока ставим?  

Д. -Узнать все о числе 0

У. -А какое наше действие следующее? (Составить план.)

Д.- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать все о цифре 0.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

У. -Назовите  в  классе  предметы, количество  которых  составляет  0. (0  слонов, крокодилов, 0  диванов и т.д.)

    - А какой  цифрой  обозначается  число  0? (0) На  что  похожа  цифра  0? (на  бублик, букву  О, колесо на колобка! )

    - Ира  расскажет  нам  стихотворение:

                              “Цифра  вроде  буквы  О –

                               Это  ноль  иль  ничего.

                            Круглый  ноль  такой  хорошенький,

                                Но  не  значит  ничегошеньки”.

(повесить  О красного  цвета на доску)

Итог: с  каким  же  новым  числом  мы  познакомились? (с  0)  (Открытие  !) 

- А  теперь  откройте  учебник  на  стр.20.

- Волк просит колобка выполнить задание № 1.

 Вывод - последняя числовая карточка - пустая.

У. Давайте научим Колобка и Волка писать эту замечательную цифру. Рабочая тетрадь стр.46 задание №1.

У. Чем ноль отличается от Колобка?

Д. Колобок – круглый, ноль – овальный. Слайд  6

Посмотрите  на  числа, в  какой  закономерности  они  записаны? (первая  цифра  всё  время  увеличивается, а  вторая  не  меняется)     10    20    30    40    50    60    70    80    90

Итог: прочитайте  записанные  числа. Какую  цифру вы  учились  писать  сегодня? (0)

У. Молодцы! Справились с заданиями  Серого  Волка, можно сделать и привал.

Кто знает, что означает это слово? Где можно узнать его значение?

(подготовленный ученик зачитывает из словаря С. Ожегова значение этого слова …)

5. Физкультминутка

      -     «Столько  сделаем  наклонов, сколько  зайчиков  весёлых». (6)

  • «Сколько  мишек  у  нас, столько  и  присядем  раз». (7)
  • «Столько  сделаем  прыжков, сколько  у  меня  колобков».  (8)
  • «Сколько лис  у  нас  в  круге, столько  раз  поднимем  руки».   (5)

      -  Молодцы!

  Выведение  свойств  нуля.   

У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь с  поляны "Подумай-ка".  Слайд  11
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Помоги Кате и Лене разобраться с заданием №5 на стр. учебника 21..  

Поможем Колобку?  Слайд  13

Дети рассматривают рисунки, составляют по ним рассказы и самостоятельно делают выводы.

У - Расскажите о числе 0.

    - Что будет, если к любому числу прибавить 0?

    - Из любого числа вычесть 0?

    - Ответы  детей.

У - Как  это  записать? Пусть а- это любое число (а + 0 = а – карточку  на  доску – открытие!)

- Аналогично, 0 + а = а – карточку  на  доску.

- Аналогично, а – 0 = а  - карточку на   доску.

Затем  проходит  работа  по  установлению  других  свойств  нуля.

Итог: какие  свойства  нуля  узнали?  (проговорить  коротко)

   У.   Молодцы! Справились с заданием Медведя!

         А теперь снова в путь.

6. Первичное  закрепление (с  комментированием).

Формируемые УУД:


1) предметные - уметь соотносить рисунки и математические записи 2) познавательные – уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3) коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме;  4) личностные – проявлять  интерес к учебному материалу.


У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а поляна-то у нее называется – "Сосчитай-ка".
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Поможем, ребята?  

Слайд  14     5 – 5 = 0  (т.к., если  от  числа  отнять  то  же  самое  число, получится  0)

                      8 – 0 = 8  (т.к., если  от  числа  отнять  0, получится  то  же  самое  число)  и  т.д.

        3 + 0 = 3   (т.к., и т.д.)

        0 + 9 = 9  (т.к., и т.д.)

- решение  примеров  на  карточках    (взаимопроверка);

- сверить  свои  решения  с  доской.

У. Молодцы!

7. Самостоятельная  работа.

Формируемые УУД:


1) регулятивные - уметь выполнять работу по предложенному плану в учебнике, понимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; 2) познавательные - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 3) коммуникативные – принимать участие в работе порами;  4) личностные – проявлять  интерес к учебному материалу.


Но  Лиса хитрая, она хочет, чтобы вы с колобком еще одно задание выполнили. Рабочая тетрадь с.47 № 3 ( взаимопроверка)

Помогли мы колобку справиться и с этим заданием. Но Лиса не унимается и зовет его на «Геометрическую  поляну».   

Слайд  15

8. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

-Какие фигуры увидел здесь  Колобок? Приготовьте 3 карандаша: зеленый, красный, желтый. И  помогите  ему  выполнить  ещё  одно  задание  от  Медведя: зеленым цветом обведите треугольники, круги – красным, а прямоугольники – желтым.

-Покажите цифрами количество треугольников, кругов, прямоугольников. А сколько здесь ромбов? (0)

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

У.- Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?

Д. -Думали, решали, рассуждали, считали.

 У.- Какую цель ставили на уроке? Достигли цели?

 У.-А теперь оцените свою работу – (еженедельник первоклассников для самооценки)

          Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку».  

        Колобок благодарит вас за помощь, которую вы ему сегодня оказали!

        

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о сказочных героях

Загадки о сказочных героях...

"Путешествие к сказочным героям"

Урок «Путешествие к сказочным героям» проводится в 1 классе в конце первого полугодия, направлен на закрепление у учащихся вычислительных навыков, основанных на знании состава числа в пределах 10. Раз...

УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОСТИ К СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ»

ЗАДАЧИ УРОКА: продолжить работу по раскрытию конкретного смысла умножения. Закрепить вычислительные навыки изученных видов, навыки решения задач. Воспитать уважение к сказочным героям....

Путешествие в страну Сказочных героев

Внеклассное мероприятие по математике для 4 класса...

Конспект развивающего занятия для учащихся 1-х классов «Путешествие в школу вместе со сказочными героями»

Цель: развитие навыков, способствующих успешной адаптации детей к школе, к классу, к учителям....

Путешествие по сказкам «Какие права сказочных героев нарушены»

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут ува...