Главные вкладки

    Статья на тему : Использование комбинаторных задач на уроках математики
    статья по математике (4 класс) по теме

    Кропачева Татьяна Евгеньевна

    Использование комбинаторныэ задач на уроках математике в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kropacheva_t.e._statya.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Т.  Е.  Кропачева

    Учитель начальных классов МОШИ «Лицей-интернат  г. Балашова»

    Использование комбинаторных задач на уроках математики

    Новые подходы к совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью формирования всесторонне развитой и творчески мыслящей личности, во многом зависит от умения ими решать нестандартные задачи. Решая задачи, представленные в продуманной математической системе, обучающиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества математического мышления, как вариативность.

    В 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» (В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва) изучается тема «Задачи на перебор вариантов», где рассматривается решение комбинаторных задач способом перебора возможных вариантов, расстановки или расположения предметов в соответствии с условиями задач.

     Этот метод не только доступен младшим школьникам, но и позволяет накапливать опыт практического решения комбинаторных задач. В жизни человеку приходится не только определять число возможных вариантов, но и непосредственно составлять их. Используя приёмы систематического перебора, это можно сделать более рационально.

    Задачи по сложности осуществления перебора делятся на три группы:

    -  задачи, в которых нужно произвести полный перебор всех возможных вариантов;

    -  задачи, в которых использовать приём полного перебора не целесообразно и нужно сразу исключить некоторые варианты, не рассматривая их (то есть осуществить сокращённый перебор);

    -  задачи, в которых операция перебора производится несколько раз и по отношению к разного рода объектам.                                                                                                                                            

    Приведу соответствующие примеры задач:

    I. Запиши все трёхзначные числа, используя цифры 8, 0 и 5 так, чтобы в записи каждого числа цифры 1) не повторялись (805, 850, 508, 580);

     2) повторялись (855, 858, 885, 805, 850, 888, 588, 558, 585, 508, 580, 555)[1].

    II. У Кати, Тани и Ани билеты в кинотеатр на места под номерами 24, 25, и 26. Кто на каком месте может сидеть? Рассмотрите все варианты[2].  

    III. Папа купил три книги. В каком порядке эти книги можно поставить на книжную полку?[3]

    IV.  В школьной столовой на первое можно заказать щи, суп и борщ, на второе – котлету и рыбу, на третье – чай и морс. Сколько различных обедов можно составить из указанных блюд?  

    - Составьте «дерево» и покажите путь, который соответствует тройке  «суп, котлета, морс».

                     

                  щи                    суп                            борщ

          котлета           р      к            р   к                  рыба

                             

              чай    м   ч    м    ч    м   ч   м  ч   м   ч     морс

    V. Имеются стакан, кружка и три напитка: простокваша, молоко и чай. Рассмотрите варианты наполнения разными напитками стакана и кружки.[4]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

           На этапе отработки умений школьникам предлагается решать комбинаторные задачи разными способами (методом организованного перебора, с помощью таблиц, с помощью графов; с помощью дерева возможных вариантов), тем самым, с одной стороны, закрепляя умение решать такие задачи с помощью различных приемов деятельности, с другой – осуществляя действие самоконтроля, являющееся необходимым компонентом учебной деятельности.

     ФГОС второго поколения начального общего образования определяет новые требования к уровню подготовки младших школьников.

    Решение комбинаторных задач направлено на формирование следующих УУД:

    -  конструировать алгоритм решения логической задачи;

    -  делать выводы на основе  предъявленного  доказательства;

    -  собирать информацию и фиксировать результаты разными способами (таблиц, графов).

     Обучение школьников решению комбинаторных задач позволяет комплексно решать задачи, направленные на получение обучающимися как предметного, так и метапредметного, личностного результата. Отработка умения решать комбинаторные задачи направлено на формирование развития внимания, наблюдательности, умений анализа, синтеза, сравнения; развивают коммуникативные способности, самостоятельность в выборе решения.

    Литература

    1. Белокурова  Е. Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики // Начальная школа. – 1992. - № 1. – С.20 – 23.

    2. Белокурова Е.Е. Характеристика комбинаторных задач// Начальная школа, 1994, №1

    3. Целищева И.И., Румянцева И.Б., Ермакова Е.С. Обучение решению комбинаторных задач детей 4 -10 лет// Начальная школа. – 2005. - № 11

    4. Математика. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачёвой/авт.-сост. Н.В.Лободина.- Волгоград: Учитель, 2012.

    5. Математика: 4 класс.Ч.1/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.: Вентана - Граф, 2010


    [1] Математика: 4 класс.Ч.1/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.: Вентана - Граф, 2010., стр.6, № 6

    [2] Математика: 4 класс.Ч.1/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.: Вентана - Граф, 2010., стр.78, № 328*

    [3]  Математика: 4 класс.Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.: Вентана - Граф, 2010., стр.40, № 144

    [4] Математика: 4 класс.Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.- М.: Вентана - Граф, 2010,

     стр.41, № 145


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование логических задач на уроке математики в начальной школе

    Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нест...

    Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

    Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

    Комбинаторные задачи на уроках математики в начальных классах.

    Рабочая тетрадь по комбинаторике.Помогает детям решать нестандартные задачи....

    Статья на тему: "Использование занимательного материала на уроках математики в 1 классе"

    Данная статья содержит примеры занимательных заданий для учащихся 1 класса по математике....

    Презентация к уроку Решение комбинаторных задач на уроках математики

    Презентация на тему "Решение комбинаторных задач на уроках математики "...

    Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

    Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

    Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению

    Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, ...