Главные вкладки

    Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел".
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    Урок открытия нового знания создан на основе деятельностного метода обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika_onz.doc515 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики, 2 класс

    Тема урока: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел: 261 + 124, 372 – 162».

    Тип урока: ОНЗ

    Основные цели:

    1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;

    2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;

    3) тренировать способность к умению учиться;

    4) тренировать умения анализировать и решать задачи.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

    Демонстрационный материал: приёмы на сложение и вычитание двузначных чисел, опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел, эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик, эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.

    Раздаточный материал: чистые листы А–4 по количеству групп, карточка с домашним заданием, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    − Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.)

    На экране или доске:

    − Вспомните и назовите её жителей. (Приём сложения и вычитания двузначных чисел; приём сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; приём вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)

    − А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живёт ещё один способ, который мы пока не знаем.)

    − Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию.)

    − А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трёхзначными числами.)

    − Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать, какие числа? (Трёхзначные.)

    − А как вы узнаёте новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)

    − Как вы будете работать? (Самостоятельно.)

    − Тогда пожелайте друг другу удачи и в путь.


    2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    1) − Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

    На доске даны числа: 123, 456.

    − Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.

    − Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел.)

    Учитель вешает его на доску.

                      С      Д      Е

    − Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6.)

    − Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.)

    Учитель на доске дописывает число 789.

    − В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)

    2) Посмотрите на данные числовые выражения:

                                     34 + 25       78 – 16      51 + 36      84 – 61

    − Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия.)

    − Какие выражения будут в первой группе, во второй?

                                     34 + 25                    78 - 16

                                     51 + 36                    84 – 61

    − Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.

    − Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик).

    − Проговорите эталон.

    Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.

    3) Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.)

    − Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).

    − Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.)

    − Учитель открывает на доске выражение: 261 + 124

    − Что нового вы увидели в этом задании (Надо найти сумму трёхзначных чисел.)

    − Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)

    − Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.

    − Стоп. Посмотрим результаты.

    − Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трёхзначные числа в столбик.)

    − Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовался?

    − Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)

    − Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

    3. Выявление места и причины затруднения.

    − Какое задание выполняли?

    − Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?

    − Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)

    − Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен.)

    − Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    − Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

    − Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел.)

    − Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)

    − Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел.)

    − Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».

    − Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять?

    − Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)

    − Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)

    − Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)

    − А затем? (Десятки.)

    − А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.

    − Составим план вашей дальнейшей работы.

    − Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)

    − Дальше, что вы можете сделать? (Вычислить.)

    − Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить эталон.)

    На доске фиксируется план:

    1. Записать выражение в столбик и вычислить.

    2. Сформулировать недостающий шаг.

    3. Составить опорный сигнал.

    5. Реализация построенного проекта.

    1. – Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.

    На работу в группах отводится 3 минуты.

    − Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

    У доски отвечают по одному представителю от группы.

    2. − Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?

    Учитель на доске фиксирует эталон

    − Решите пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 372 − 162

    Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях.

    − А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

    Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.

    − Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы всё сделали правильно?

    − Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)

    − Докажите. (Мы знаем как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия.)

    − Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа.)

    Физкультминутка.

    − Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете.

    345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    1) – Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

    − Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трёхзначных чисел.)

    − Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

     2 (а, б – по три примера), стр. 50

    –Прочитайте задание.

    – Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.

    По одному с места с объяснением.

    − Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.

    − Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.

    2) Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)

     3, стр. 50 (2 и 3 выражение) – второе выражение объясняют ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта.

               

                        857                              416

                  -    530                            + 102

                        327                              518

    Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу. Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    − Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

    – Выполните  3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50.

    – Какой вид записи выберете? (В столбик.)

    – Задание выполняйте в тетрадях.

    – Проверьте.

    Открыть на доске эталон для самопроверки:

    – У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

    – Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    − При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)

    − Решите задачу  5, стр. 51.

    «В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?»

    − Прочитайте условие и первый вопрос задачи.

    − Что известно и что надо узнать?

    − Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)

    − Каким действием?

    − Выполните решение в тетради.

    Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетради.

    − Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.)

    − Каким действием?

    − Выполните решение в тетради.

    Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    1) – Какой же новый способ живёт в нашей стране? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

    − Как же складывают и вычитают трёхзначные числа?

    − Какие же цели вы сегодня ставили?

    − Достигли вы этих целей? Докажите.

    − У кого остались затруднения по новой теме?

    − Над чем ещё вам надо будет поработать?

    − Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

    − Докажите.

    − Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки.

    2) Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках.


    Домашнее задание:

    Т       придумать и записать в эталон 3 примера на сложение и вычитание

             трёхзначных чисел 

    ð     №2 (а, б), стр. 50;  №7, стр. 51

    J       №9, стр. 51.

    − Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

    Дети рассказывают алгоритм из урока по курсу МИД.

    − Спасибо за урок!

    530 + 327                                518 – 416

    Задание:

    Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.

    а)

    б)

     

            857 – 530                416 + 102                

    ~  ~


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике 3 класс "Сложение и вычитание трехзначных чисел"

    Конспект урока по математике "Что узнали. Чему научились."...

    Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"

    Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...

    Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4".

    Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4". Программа Школа России....

    Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5».

    Конспект урока по математике Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5»....

    Конспект урока по математике 1 класс "Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10".

    Разработка конспекта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" М. И. Моро...