Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым.
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uravnenie_konspekt_uroka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: математика.

Класс: 1  класс.

Учитель: Межнякова Л.М.

Школа: МБОУ СОШ № 15.

Тема урока: Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым.

Цель урока: 

Образовательные.

Формировать представление  об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.

Развивающие.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Здоровьесберегающие.

Соблюдение СанПИНов, создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся. 

Информационные.

Диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат обучения.

Предметные:

  • Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
  • Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
  • Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

 Методы и приемы. 

Словесный, наглядный, практический, проблемный,   частично-поисковый, сравнительный, аналитический,  деятельностный.

Формы обучения:

  • Коллективная (фронтальная)
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • самостоятельная

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний (технология деятельностного метода).

Ресурсы.

Основные.

Программа « Школа 2100».

Учебник.  Петерсон Л. Г.  Математика, 1 класс.

Дополнительные.

-Интерактивная доска, компьютер, проектор.

- Презентация «Уравнение».

- Электронная физкультминутка.

- Карточки самооценки (дорожка успеха).

Организация пространства.  Фронтальная работа, индивидуальная работа

                           

                                                                        Технологическая карта изучения темы

 «Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами, решаемые на основе соотношения между частью и целым»

Технология проведения

Формируемые УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и мотивация

(1 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.


Личностные УУД.

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку).


Регулятивные УУД.

(Самоорганизация и организация своего рабочего места).

-У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.







- Кто-то из мудрецов однажды сказал: «Математика – гимнастика для ума.»

На доске: Математика – гимнастика для ума.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Верно, математика тренирует ум, оттачивает умение мыслить, рассуждать. Всё это важно для современного человека. Поэтому мы уже с 1 класса изучаем математику.


- Да, она нас уже многому научила и ещё много чему научит.










Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.


(дети проявляют психологическую готовность )

-Мы умные, серьёзные,

 Мы отлично учимся, всё у нас получится!




Дети рассуждают.

Актуализация опорных знаний (8  мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Познавательные УУД.

(Использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии).





Регулятивные УУД.

(Умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности)


-Царица-математика приготовила различные математические записи.

3+7=10

10-7+8

х+2=11

6+х=12

9-2+6

9-х=6

7<9

6-2<8

3+6=9

-Ваша задача разделить на три группы эти записи и дать каждой группе название, выбрав соответствующую карточку.

-По какому признаку вы разбили записи на группы?

- Прочитайте выражения и найдите их значения.

(Учитель вывешивает на доску понятия:

« выражения»,

« неравенства»,

« равенства».


- Молодцы, вы уже многое знаете.

-Сможем ли мы сделать еще новые открытия? Или мы уже всему научились?


-Да, вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы узнаем новое математическое понятие. (Учитель вывешивает на доску знак вопроса).


-В дупле нашли у белки

Пять лесных орехов мелких,

Вот еще и три лежат.

Ну и белка!

Вот хозяйка!

Ты орешки сосчитайка.


-К какому столбику можно отнести решении задачи?


























Организует обобщение актуализированных знаний.











Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.






На доске делают классификацию
















Выражения –это запись, в которой числа соединены знаком действия.


Неравенства -это запись, в которой числа соединены знаками сравнения.


Равенства –это запись, в которой числа соединены знаком равенства.


Решают выражения.



Устно решают задачу и аргументируют ее решение.




Добавляют полученное выражение к столбику «классификация математических записей»

Выявление места и причины затруднения 

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные

УУД.

(Актуализация изученных способов действия, достаточных для

построения новых знаний).













Коммуникативные УУД.

(Формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности).


Познавательные УУД.

(Кодирование с помощью знаков и символов условия поставленной задачи, считывание информации, использование наглядных моделей).

(Учитель показывает модель весов).

-Что это?


-Какое из математических понятий, что нам уже известны, символизируют весы.

(Учитель обращает внимание на карточки вывешенные на доску раннее).


-Какой знак можно поставить между чашами весов?

(Учитель прикрепляет этот знак между чашами весов).


- Атеперь слева я помещу символы: + , а справа число 9.

-Что получилось?

-Что обозначают пустые окошки?


-А сейчас попробуйте составить такие равенства, чтобы они были верными.

(Учитель раздает детям карточки с заготовкой одного из случаев состава числа 9, т. е. одна цифра уже записана, а другую нужно вставить).


-Давайте упорядочим, нет ли ошибок.


-Состав какого числа мы повторили?

(Учитель вывешивает карточку 2+Х=9)

-Как вы думаете, правильно ли это выражение составлено?





Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения












Дети работают в парах.




















.





Весы символизируют равенство.



Чаши весов уравновешены.





Знак « равно».



Получилось равенство.












Дети вывешивают карточки на доску.



Состав числа 9.


Дети объясняют свою точку зрения, учитель всех выслушивает.


Фиксирование затруднения.

(5 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Познавательные УУД.

(Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание).






Регулятивные УУД.

(Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя).



Коммуникативные

УУД.

(Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений).


-Да, ребята действительно, в этом равенстве есть неизвестное число. В математике принято неизвестное число обозначать буквами латинского алфавита


-Ребята, арифметика- наука прислала нам письмо, прочитаем его. (слайд № 1)


Алгоритм решения уравнений.


  • Вспомни правило, как найти часть или целое.
  • Запиши равенство по правилу.
  • Определи целое или части.
  • Реши уравнение.
  • Запиши уравнение.


-Какое новое понятие вы прочитали? Мы встретились с особым равенством.

В математике оно называется уравнением. Х-здесь обозначает неизвестное число.


-Где мы еще встречались с неизвестным числом?

(Обозначали его ?).

А в уравнении его будем обозначать

« Х».












Дети читают алгоритм решения уравнений с нарушенной последовательностью.














С неизвестным числом встречались в задачах.

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.


Познавательные УУД

(Ориентирование в условных обозначениях)

Регулятивные УУД

(Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном


Коммуникативные УУД

(Участие в работе группы, распределение роли, общение  друг с другом)

-Нам нужно расставить в алгоритме все на свои места.

(слайд № 2)

Алгоритм решения уравнений.

  1. Запиши уравнение. 
  2. Определи целое и части. 
  3. Вспомни правило, как найти целое или часть. 
  4. Запиши равенство по правилу. 
  5. Реши уравнение.


-Что значит решить уравнение.

-Решить уравнение, значит узнать, какое число надо поставить вместо «х», чтобы получилось верное равенство.

-Ребята, а вы сумеете решить уравнение пользуясь алгоритмом?

Отметьте на дорожке успеха умение решать уравнения.

Начало работы

       Смогу.        Не смогу.  Смогу но сомневаюсь.






Организует составление совместного плана действий.




Восстанавливают порядок действий в алгоритме решения уравнений.

 

 

 

 
















Осуществляют самооценку в карточках успеха

Физкультминутка

( 1 мин)

Цели:

-создать условия для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья)

(слайд № 3)

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. 

Музыкальная физкультминутка « Лягушата» 


Учитель применяет музыкальную физкультминутку с использованием интерактивной доски.


Выполняют по образцу (интерактивная доска) движения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(6 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД

(Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) 

Познавательные УУД

(Умение следовать образцу и правилу)

-Так какая тема нашего урока?

( слайд № 4)

-Давайте сегодня этому научимся.

Попробуем решить уравнение.

 -А поможет нам в этом алгоритм (порядок действий), который надо выполнять при решении уравнений.

-Прочитаем его и подумаем, что мы уже сумеем  в нём выполнить.

Какими знаниями для решения можем воспользоваться?

(слайд № 5)

(Знаем части и целое)

- Назовите их в уравнении.

(Первый мешок - часть неизвестна)

(Второй мешок - часть известен, и известно целое)

- Какие правила о взаимосвязи частей и целого, как "волшебный ключик" помогают нам в самых разных ситуациях?

Правило1: Целое равно сумме частей.

Правило 2: Чтобы найти часть, надо из целого вычесть часть.

- А теперь каждый из вас должен догадаться какое из этих правил подойдет?

"Секрет" > Применение правила (дети предлагают способ).

- Вычтите из обеих частей равенства поровну - фигурки из первого мешка.

Обозначьте вычитание зачеркиванием. Карточка Р-3 дети работают на доске.

- Удобно так искать неизвестное слагаемое?

(Да)

- Какое правило нам помогло.

(Нахождение части.)

- Кто самый смелый, хочет решить  уравнение у доски?

-Тяжело вам было его решать? 

(Эталон)

(слайд № 6)

Х + а = в

Х = в - а





Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.













Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.



Организует уточнение темы урока.









Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.




Перечитывают алгоритм с целью определения возможности самостоятельного решения уравнения.







Выполняют решение уравнения с фигурами  на доске, проговаривая алгоритм решения.

Обычно у детей такой порядок работы не вызывает затруднений.









Фиксируют новое знание в речи и знаках.


Под руководством учителя формулируют тему урока.

























Решают на доске уравнение, которое прислала Царица-Наука

( 2+Х=9)

Включение в систему знаний и повторений

(9 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Личностные УУД

(Формирование личного отношения к содержанию пословицы)

-«Золото добывают из земли, а знания из книги».

-Откроем и мы книгу, которая помогает нам постичь премудрости сложной, но интересной и увлекательной науки – математики.

Работа по учебнику. (уч. с. № )

( слайд № 7)

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД

(Понимание  смысла  задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) 

Коммуникативные УУД

(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

-А теперь попробуйте сами решить уравнение, работая в паре. (уч. с. №  )

Учитель вместе со всеми проверяет правильность решений.


(слайд № 8)











Учитель проводит проверку по эталону.

Организует самопроверку по эталону.


Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.



Организует самооценку.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(1 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Личностные УУД

(Оценивание разного вида деятельности на уроке) 

Регулятивные УУД

(Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность)

- Мы повторили решение примеров в пределах 9, решали уравнения. Все сегодня работали со старанием, показали своё.

  -С каким новым понятием мы познакомились сегодня на уроке? Учитель обращает внимание    детей на математические понятия, вывешенные  в начале урока, и вместо знака вопроса  прикрепляет карточку со словом «уравнение».

- Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Сможете самостоятельно решить уравнение? Отметьте себя на дорожке успеха.

Смогу.  Не смогу.    Смогу, но сомневаюсь.


Выберите подходящую фразу продолжите:

  1. Сегодня мне удалось…
  2. Теперь я умею…

-Мы с царицей - математикой прощаемся с вами и говорим  всем сегодня: «Молодцы! Спасибо за урок!».














Организует фиксирование нового содержания.







Организует рефлексию.











Организует самооценку учебной деятельности.





На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками ( карточка успеха) собственной учебной деятельности.








Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния и впечатления от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме:"Отношение между частью и целым и между частями"

Изучение внутренних связей и отношений между целым и частями; подведение детей к тому, что часть всегда меньше своего целого с помощью сравнения; продолжение работы по определению на схеме часте...

урок математики в 1 классе "Простейшие уравнения с фигурами и числами"

Урок-игра по математике для первого класса. Программа "Школа 2000...", учебник Л.Г.Петерсон. Дети помогают выздороветь заболевшей девочке Маше, для этого преодолевают трудности, которые им создают отр...

Урок математики в 1 классе " Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями."

Урок ОНЗ.Основные  цели урока: актуализировать умение соотносить части и целое для групп предметов, отрезков, их частей, частей фигур, тренировать вычислительный навык, формировать УУД...

Конспект урока по математике 3 класс. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления".

Конспект урока по математике. 3 класс. Школа России. Тема: "Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления"....

Презентация к уроку математики. 3 класс. Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления».

Презентация к уроку математики. 3 класс. "Школа России". Тема: "Решение уравнений на основе взамимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления"....