Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Викульцева Татьяна Григорьевна

Материал является конспектом урока по математике во 2 классе, построенного в форме путешествия по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек». На уроке вместе с героями дети преодолевают препятствия, решают задачи, примеры, сравнивают выражения. Через игровую форму воспитываются положительные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по теме

«Устные и  письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».

Учитель   Викульцева Татьяна Григорьевна.

Цели:

  • закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;
  • развивать умение решать задачи изученных видов;
  • развивать навыки логического мышления;
  • пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру и логические задания;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи;
  • воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.

Оборудование: маркерные доски и маркеры, карточки с числами, портрет А.П.Гайдара и копии обложек его книг, карта России, 3 фотографии, плакат с рисунком маршрутов движения, нарисованные замки с написанными на них выражениями (на обороте рисунков - знаки сравнения), рисунок ёлки, оформленный электрической гирляндой, небольшие рисунки новогодних игрушек, которые получают дети за правильные ответы, аудиозапись песни С.Балакина «Новый год».

1. Оргмомент. 

 

2.Устный счёт.

1). - Выполните  задание.

        Найдите лишнее число и расположите оставшиеся числа в порядке убывания.

58,  73,  33,  40,  16,  52,  29,  11.

(Дети пишут эти числа на маркерных досках, двое работают у доски.)

     - Теперь перевернём карточки.

                                         73  58  52      33      29  16  11

                                         Ч    у    к        и       Г    е    к  

2). - Посмотрите, какие интересные слова.

        Знакомы ли вам эти слова? Где слышали?

     - Это имена героев одного из интереснейших рассказов Аркадия Петровича Гайдара.

(портрет А.П. Гайдара

1904 – 1941

копии обложек)

       - А кто-нибудь из вас читал этот рассказ или другие произведения А.П.Гайдара?

         Я очень люблю рассказы, сказки и повести этого автора и хочу познакомить вас с некоторыми героями его произведения.

3). - В какой стране мы с вами живём?

        В каком городе? А каким городом для России является Москва?

(На доске  - карта России. Флажок – в точке, обозначающей Москву.)

- Вот и эти братья жили в Москве. А их папа работал начальником геологической базы в далёкой тайге.

- А что такое тайга? (Густой хвойный лес на севере нашей страны.)

- И вот мама с детьми собрались ехать к папе, чтобы вместе встретить Новый год. Но так случилось, что папе нужно было срочно выполнить сложную работу, и он отправил своей

жене телеграмму, чтобы она подождала 2 недели и только после этого приезжала.

- А сколько это – 2 недели? (14 дней)

- Только телеграмму братья потеряли, и мама ничего не узнала.

- Давайте представим, что мы тоже едем вместе с героями и пофантазируем.

4). Собираясь к папе, Чук взял с собой 3 фотографии. На 2-ух фотографиях – он и на 2-ух   – Гек. Как такое может быть? ( На одной фотографии – братья вместе.)

5). На следующий день мама, Чук и Гек поехали на вокзал. Давайте выясним, по какому пути быстрее доберутся наши герои до вокзала.

- Это задание выполняете по рядам на маркерных досках:

1 ряд – синий маршрут,

2 ряд – зелёный маршрут,

3 ряд – красный маршрут.

                                                

           <Рисунок 1>

                           

(4 + 1 + 3 + 5 = 13

2 + 4 + 4 + 5 = 15

6 + 4 + 3 + 3 = 16)

- Итак, самый удобный маршрут  - первый.

3. Решение задачи.

Добрались наши герои до вокзала, сели в поезд и отправились в путешествие.

«Пока Чук и Гек ехали, то смотрели в окно и насчитали 32 большие станции, а полустанков на 4 больше. Сколько станций и полустанков насчитали Чук и Гек?»

  •  Запишите в тетради слово «Задача».
  •  О чём эта задача?
  •  Что в ней известно?                    (Заполнение краткой записи задачи.)
  •  Что спрашивается в задаче?
  •  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
  •  А можем узнать, сколько полустанков? Как?
  •  Что теперь узнаем? Как?
  •   Запишите решение этой задачи по действиям.
  •   А (имя ребёнка) запишет это решение на доске.
  •   Сколько же станций и полустанков насчитали дети? (68 пунктов)
  •    Запишите в тетрадях ответ.

4. Физкультминутка.

- Наконец, наши герои добрались до станции назначения, вышли из вагона и решили пересчитать свои вещи.

- Давайте сделаем это вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять – всё умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – всем в сани тихо сесть.

5. Повторение и закрепление пройденного материала.

1).- До геологической базы их повёз на санях через тайгу ямщик -  человек, который управляет лошадью.

      Чтобы дети не скучали, мама предложила детям подумать над таким заданием:

     - Какое из трёх чисел является суммой для двух других? А какое – разностью? Давайте и мы подумаем.

(Учитель показывает детям карточки.)

    8,  6,  14                                            9,  5,  4                                 7,  11,  4

2). - На геологической базе папы не было, и мама с детьми стали готовиться к его возвращению.

      - Мальчики весело проводили время, катаясь на санках с горы.

      - А вы любите кататься с гор? Сейчас проверим, как быстро вы это сможете сделать.

      - Ребята, сидящие на первом варианте, решают примеры первого столбика, а все остальные решают примеры второго столбика.

       ( Двое детей решают примеры  у доски.)

                  1 вариант.                                             2 вариант.                     

                 18 + 22 = 40                                             50 – 9 = 41

                 50 – 8 = 42                                                20 + 23 = 43

                 42 + 2 = 44                                                43 +2 = 45                                                                     

        - Чем интересны ответы первого столбика? Второго столбика?

3). - Когда однажды мама и Чук пошли за водой, Гек забрался в старый сундук и решил их напугать, но заснул, а сундук закрылся на замки.

     - Чтобы помочь Геку выбраться из сундука, мы должны с вами сравнить выражения, написанные на этих «замках», поставив знаки «>, < или =». Эти знаки вы напишите на маркерных досках. Задания выполняем по рядам.

1 ряд.                                            2 ряд.                                              3 ряд.

17 + 8 … 16 + 2   (>)                   14 + 4 … 15 + 5  (<)                        32 – 20  72 – 20  (<)

15 – 6  15 – 5    (<)                  19 – 7 … 18 – 4   (<)                        63 + 30 … 53 + 30  (>)

(Учитель переворачивает «замки», показывая написанные знаки.)

- Проверяем. Покажите мне свои маркерные доски и сравните с записью на «замках».

- Вы всё сделали верно. Значит, замки открылись.

4). – Ребята, а на какой праздник приехали к папе мама, Чук и Гек?

     - Правильно. И именно накануне Нового года папа и его друзья-геологи вернулись на базу.

     - А сколько теперь человек находится на базе, если раньше здесь были только 9 учёных и 1 сторож? Напишите ответ на маркерных досках.

(9 + 1 + 3 = 13 (чел.))

5). – А какое дерево самое главное в Новый год? (Ёлка.) 

      - Конечно! Тем более что это тайга, где очень много елей и сосен.

(Учитель показывает детям нарисованную ёлку, оформленную электрической гирляндой.)

      - А вот наша ёлка. Но чего-то на ней не хватает. (Игрушек)

      - Чем мы можем её украсить? (Рисунками-игрушками, которые лежат у детей на партах.)

      - А у кого 1 игрушка? 2? 3? 4? (И т.д.) Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

      - Выходите к доске и прикрепите игрушки к ёлке.

      - А у кого нет игрушек? Но вы обещаете мне, что будете стараться  хорошо работать? Тогда выходите, возьмите по игрушке и прикрепите их на ёлку.

(В классе гасится свет, и пока дети прикрепляют игрушки, учитель под фонограмму  исполняет песню «Новый год».)

      - Красивая теперь наша ёлка?

6. Итог урока.

 - Ребята, а вы любите Новый год? Он и к нам скоро придёт. Осталось подождать один месяц. В этот праздник каждый человек думает о мире и счастье.

     - Послушайте, как об этом сказал в своём рассказе «Чук и Гек» А.П.Гайдар: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

     - Я желаю и вам мира и счастья.  

 Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100", 2 класс

Конспект урока математики по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100" (урок закрепления), 2 класс...

Урок математики во 2 классе "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Урок-обобщение. Занимательная форма работы, разноуровневый материал, игровые методы....

2 класс. Урок - сказка по теме "Закрепление устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100"

Дети отправляются в гости к дедушке Морозу. Работа в парах, индивидуальная работа....

Конспект и презентация к уроку математики УМК "Планета знаний" 2 класс по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Ресурс представляет собой конспект урока математики для 2 класса " по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний"...

Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100», 2 класс

Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»...

«Закрепление изученных приёмов устного и письменного сложения и вычитания в пределах 100»

Урок математики во 2 классе  УМК "Школа России" по теме «Закрепление  изученных  приёмов устного и письменного сложения  и  вычитания  в  пределах  100»...