Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1- 2 классов
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Рябинина Людмила Сергеевна

Внеурочная деятельность.

Направление общеинтеллектуальное 

Программа кружка «Эрудит» для учащихся  1- 2 классов. 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit_ryabinina_l.s.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3»

 

Внеурочная деятельность

 Направление общеинтеллектуальное

Программа кружка «Эрудит» для учащихся  1- 2 классов

Программа реализована в 2010-2012 учебном году.

 

.

Рябинина Людмила Сергеевна

Учитель начальных классов 1 категории

        2010г.        

Березники


Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.

Название программы: Программа « Эрудит» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:  развитие логического мышления младших школьников, умения анализировать текст, строить простейшие логические выражения, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, способствовать формированию УУД..

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • учить  применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Предполагаемые результаты: Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
  • научиться легко решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
  • решать логические упражнения;
  • участвовать  в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
  • Воспитанники должны уметь общаться с людьми;
  • вести исследовательские записи,
  • систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
  • уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

–формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 –формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

–формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 – формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса.

Личностными   результатами  изучения  данного   кружка  являются:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
  • пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность, творческие работы
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Методическое оснащение кружка – тетради с печатной основой «Учимся решать логические задачи» для 1–2.


Примерное содержание занятий кружка

«Эрудит»  1 класс

Тема занятия

Виды деятельности

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

2. Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4. Учимся отгадывать ребусы.

работа с ребусами.

5. Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

6. Учимся отгадывать ребусы.

работа с ребусами, составление ребусов.

конкурс на лучший математический ребус

7. Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

8. Решение ребусов и логических задач.

самостоятельная работа

мини-олимпиада

9. Загадки – смекалки.

работа с загадками

10. Загадки -  смекалки.

работа с загадками, требующими  математического решения

11. Игра «Живые числа».

работа с числами

тест

12. Обратные задачи.

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

13. Обратные задачи.

работа в группах

14. Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

инсценировка  задач

конкурс на лучшую инсценировку математической задачи

16. «Газета  любознательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17. Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18. Решение нестандартных задач.

решение задач

19.Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

классная олимпиада

20. Решение олимпиадных задач.

решение задач повышенной трудности

школьная олимпиада

21 Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

22..Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

конкурс «Лучший решебник»

23. Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценировка

24. Решение логических задач.

схематическое изображение задач

25. Решение логических задач.

Схематическое изображение задач

мини - олимпиада

26.Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Математический КВН

работа в группах

30.Наука геометрия.

работа в группах

31.Математические игры

работа в парах

викторина

32.Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   кружка «Эрудит»  2 класс

 №

занятия

Тема и цель занятия

Номера заданий

1

Тема: «Истина». «Ложь».

Цель: Учить анализировать тексты. Познакомить с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно». Развитие умения ориентироваться в пространстве.

1-2

2

Тема: Знакомство с таблицей.

Цель: Учить строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Познакомить с табличным способом решения логических задач.

3

3

Тема: Построение истинных высказываний.

Цель: Учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру.

4-5

4

Тема: Работа с графической моделью.

Цель: Учить соотносить текстовое описание с картинкой,  устанавливать соответствия между текстом и иллюстрацией. Формировать умение иллюстрировать текстовые описания.

6-7

5

Тема: Работа с схематической моделью.

Цель: Познакомить с графической моделью. Учить соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. Продолжить формирование умения иллюстрировать текстовые описания. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения всевозможных предположений (гипотез) и их проверки.

8-9

6

Тема: Решение логических задач табличным способом.

Цель: Учить табличному способу решения логических задач. Учить устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формировать умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям.

10

7 -8

Тема: Работа с ложными высказываниями.

Цель: Знакомство с операцией отрицания. Обучение построению отрицаний высказываний, выводов. Учить на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний.

11-12

9

Тема: Отрицание высказывания.

Цель: Обучение решению логических задач табличным способом. Формирование умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

13

10

Тема: Моделирование как способ решения логических задач.

Цель: Учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомство с графическим способом решения логических задач. Продолжить формирование умения делать  умозаключения на основе построения отрицания высказываний.

14-15

11

Тема: Установление истинности/ложности высказываний.

Цель: Учить оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формировать умения достраивать графические модели по логическому условию.

16-17

12

Тема: Решение логических задач методом исключения.

Цель: Продолжить формировать умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний.

18-19

13

Тема: Работа с текстовой и графической информацией.

Цель: Формировать умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжить формировать умения построения истинных высказываний.

20-21

14-15

Тема: Построение цепочки умозаключений.

Цель: Учить строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных условий, проверять правильность решения логической задачи табличным способом.

22-23

16

Тема: Графическая и табличная интерпретация текста

Цель: Знакомство с графическим и табличным способами представления информации. Учить делать выводы по табличным данным. Учить оценивать истинность высказываний и их отрицаний.

24,26

17

Тема: Выдвижение гипотез.

Цель: Пропедевтическая работа по формированию умения решать логические задачи способом выдвижения и  оценки всевозможных гипотез.

25

18

Тема: Построение умозаключений

Цель: Формировать умение решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учить анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

27-28

19

Самостоятельная работа

33, 35

20 -21

Тема: Построение цепочки рассуждений

Цель: Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы.

29-30

22

Тема: Планирование действий. Наглядное представление процессов.

Цель: Познакомить с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Научить строить модель процесса перевозки.

31

23

Тема: Составление линейного алгоритма.

Цель: Формировать умение решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формировать умения решать логические задачи на основе построения отрицаний.

32

24

Тема: Решение логических задач исследовательским методом.

Цель: Познакомить с понятием «гипотеза». Учить выдвигать и проверять гипотезы. Познакомить со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. .

34

25

Тема: Решение логических задач различными способами.

Цель: Формирование умения решать логические задачи  способом построения цепочки умозаключений и табличным способом.

36-37

26

Тема: Решение логических задач на пространственные отношения

Цель: Учить решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формирование умений оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий.

38

27

Тема: Решение логических задач через выдвижение гипотез.

Цель: Формирование умений решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез.

39

28

Тема: Наглядное представление текстовых данных.

Цель: Формирование умения соотносить графические модели с текстовым условием, решать логические задачи графическим способом. Учить построению умозаключений.

40-41

29

Тема: Нахождение логических ошибок в рассуждениях.

Цель: Учить находить ошибки в рассуждениях.

42

30

Составление логических задач

31

Составление логических задач

32

Практическая работа. «Математика и конструирование»

33

Выпуск математической газеты        

34

Заключительное занятие. Математический КВН

Место реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).

Контрольно-измерительные материалы:  тестовые задания, анкеты .


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  2. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б.  Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. // Начальная школа, 2011.-  №6.- С.30-35.
  3. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  7. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  8. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  9. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

Для учащихся:

  1. Истомина Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХ1 век», 2010, 2011
  2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  4. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  5. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.

Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности...

Программа кружка "Эрудит" 1 класс

Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов....

Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика

Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....

Рабочая программа кружка "Эрудит" для 4 класса

В рабочей программе по внеурочной деятельности для 4 класса содержатся пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Программа позволяет организовать работу с одарёнными детьми по осно...

Программа кружка Эрудит 1 класс

Развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки....

Рабочая программа кружка "Эрудит" 2 класс

Рабочая программа разработана для кружка "Эрудит", 2 класс....